На одной из панельных дискуссий форума «Здоровое общество» в рамках ПМЭФ-2021 представители сектора здравоохранения обсудили тему цифровизации,  в частности практику и перспективы применения телемедицинских консультаций. Пандемия COVID-19 подчеркнула востребованность новых технологий, которые теперь активно задействуются и в региональной практике, в том числе для направления пациентов в федеральные центры для получения ВМП.

Антон Яремчук, генеральный директор АНО «Благотворительная Служба поиска медицинской помощи «Верное Направление», выступавший модератором сессии, привел пример из практики работы горячей линии АНО. «Мы получили несколько звонков родителей, которые касались именно невозможности получения телемедицинской консультации, — рассказал он. — Выяснилось, что очень часто специалисты в регионах не знают о таких возможностях, ну а второй момент — есть определенные бюрократические сложности при организации этих непосредственно медицинских консультаций. Но все-таки совершенно здорово, что есть центры, в которых эта система поставлена уже на поток».

Растущую роль телемедицины отметил и президент ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской травматологии и ортопедии имени Г.И. Турнера» Минздрава России, академик РАН Алексей Баиндурашвили. «Внутри института по острой травме создан Федеральный центр, врачи которого постоянно находятся на связи, получают информацию с периферии, она анализируется, и максимально быстро оформляются документы, что сокращает время поступления ребенка к нам, — сообщил он. — Раньше надо было, чтобы больной приехал, чтобы его осмотрели, чтобы состоялся хирургический совет, потом выделялась квота и т.д., а сейчас благодаря нашей системе этот процесс упростился. Все гениальное просто, так вот, эта упрощенная система так удобна, что альтернатив сейчас мы не видим».

По словам Алексея Баиндурашвили, если врачи института чувствуют, что где-то в регионах система телемедицинских консультаций работает не так, как надо, специалисты выезжают на места и проводят семинары как относящиеся к телемедицине, так и практические по слабым местам в хирургический практике. Так система телемедицинских консультаций реанимируется и начинает приносить пользу больным: через областные и краевые больницы возможно оперативно получать информацию из самых отдаленных регионов страны.

«Камчатка — крупный регион со значительным рассредоточением населения по труднодоступным местам, что представляет сложность с точки зрения предоставления медуслуг, оказания медицинской помощи, — отметил Евгений Чекин, заместитель председателя Правительства Камчатского края. — Камчатка в том числе, к сожалению, относится к числу регионов, которые недостаточно обеспечены собственными медицинскими кадрами, я имею в виду прежде всего врачей. Поэтому вопрос развития инструментов поддержки в формате телемедицины, возможности предоставления удаленной и высокотехнологичной медицинской помощи по направлению без ограничений — это очень большой шаг вперед. И эти инструменты, как мы увидели за последние годы, в значительной мере востребованы. Если по объемам высокотехнологичной медицинской помощи мы видим в 2020 году некоторый статистический провал, то уже за пять месяцев этого года есть динамика, которая нам позволяет прогнозировать, что в 2021 году объемы будут больше, чем в базовом 2019-м. Телемедицина — это как раз тот важный инструмент, который действительно необходим и непосредственно пациентам, но и не менее важен, а может быть, даже в значительной мере более важен для самих врачей на Камчатке. В 2020 году телемедицина выросла практически вдвое: если в 2019 году, когда такая практика только запускалась, было чуть более 500 обращений, то, соответственно, в 2020 году уже более 1100 обращений».


Также Евгений Чекин обратил внимание на значительный прогресс качества предоставления сервиса: если на первых порах эти обращения в меньшей степени приводили к конкретике с точки зрения рекомендации пациентам, с точки зрения дальнейшей диагностики и лечения, то в последнее время практически все телемедицинские консультации оказываются результативными. Мало того, применение телемедицины позволило сократить время реакции на запрос по поддержке медиков в удаленных от центра региона районах примерно до 10 минут. Однако отмечаются и сложные моменты. Так, по словам заместителя председателя правительства края, далеко не везде имеется стабильный широкополосный доступ в интернет, что накладывает определенные ограничения на возможности использования телемедицины.

По словам Евгения Чекина, соотношение количества эпизодов телемедицинских консультаций и случаев, когда по их итогам оказывалась высокотехнологичная медицинская помощь за пределами региона, составляет порядка трех к двум, то есть треть консультаций к назначению ВМП не приводят. «Важно разобраться, в чем тут проблема. Либо это недоработки в начальной диагностике, и коллеги из федеральных центров после дообследования возвращают пациента на региональный этап лечения, либо, возможно, какие-то другие причины», — подчеркнул он.

«Я бы не ограничивался только развитием телемедицинских технологий, а говорил в целом о развитии и цифровой трансформации всей системы здравоохранения, — сказал Евгений Камкин, заместитель министра здравоохранения Российской Федерации. — Собственно, мы сейчас движемся именно в этом тренде. Вы знаете, что сейчас нормативная база оперативно принимается, скорости принятия решений, реализации возросли, и это показал как раз так называемый ковидный период. Поэтому, безусловно, развитие будет. Не только телемедицинских технологий: мы сегодня совершенно не говорили о теме различных форм дистанционного мониторинга, потому что все-таки будущее за профилактикой и за эффективным диспансерным наблюдением тех пациентов, которые в этом нуждаются. Соответственно, для этого нужны и современные сервисы как для пациентов, так и для врачей, и гаджеты, которые позволят все это контролировать. Поэтому, на мой взгляд, это достаточно перспективное направление, и то, что происходило в течение последних полутора лет, говорит о том, что действительно тема востребована. Надеемся, что и пациенты, и профессиональное сообщество, и бизнес, и производители будут работать в одном направлении для достижения максимального эффекта». 

 |