Как работала городская поликлиника № 5 г. Ростова-на-Дону в условиях распространения инфекции, журналу «Здравоохранение России» рассказала главный врач Евгения Приз.

— Евгения Вячеславовна, как ваша поликлиника участвует в мероприятиях по борьбе с коронавирусом? Пришлось ли в связи с этим перестроить свою работу?
— Сотрудники МБУЗ «Городская поликлиника № 5 г. Ростова-на-Дону» приняли непосредственное и активное участие в борьбе с COVID-19, находясь на «передовой»: организовано непрерывное медицинское наблюдение за гражданами, прибывшими из территорий с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией по новой коронавирусной инфекции COVID-19 (зарубежные страны, другие субъекты РФ), за контактными лицами и их обследование. Организовано взаимодействие с ОП № 1 УМВД России по г. Ростову-на-Дону, администрацией района, Роспотребнадзора по Ростовской области по наблюдению за прибывшими лицами.
При выявлении пациентов с COVID-19 проводится амбулаторное лечение, при необходимости организуется госпитализация в стационары. 
Режим работы поликлиники был изменен: прекращен плановый прием пациентов, в том числе госпитализация в дневной стационар. Продолжалась оказываться медицинская помощь при неотложных состояниях, острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний с приоритетом оказания медицинской помощи на дому, а также медпомощь больным, состоящим на диспансерном учете с хроническими заболеваниями с проведением выписки льготных рецептов на дому. Временно прекращено проведение профилактических медицинских осмотров и диспансеризации определенных возрастных групп взрослого населения. 
В поликлинике организован прием граждан с соблюдением мер эпидемиологической безопасности: разделен поток пациентов, предусмотрен отдельный вход в фильтр, куда входят пациенты с признаками ОРВИ, где и проводится их осмотр, имеется отдельный вход для людей без признаков ОРВИ, где им всем при входе проводится бесконтактная термометрия, выдаются бахилы, проводится обработка рук антисептиками, осуществляется контроль за соблюдением дистанции. В холлах поликлиники и на сайте медучреждения размещена информация о путях заражения и необходимости соблюдения мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции.

— С какими проблемами столкнулся ваш коллектив при работе в условиях COVID-19? Все ли из этих проблем удалось решить?
— Прежде всего это отсутствие понимания серьезности ситуации со стороны населения, нежелание соблюдать противоэпидемический режим в плане самоизоляции и необходимость отказа от посещения поликлиники в плановом порядке, желание пройти плановое обследование или получить консультацию врача «здесь и сейчас».
Большая нагрузка легла на плечи врачей-терапевтов и фельдшеров из-за большого количества контингента, подлежащего наблюдению и обследованию (прибывшие из-за рубежа, контактные), а также повышенной ответственности за жизнь пациента в условиях пандемии недостаточно изученной болезни. 

— Какой опыт приобрела поликлиника и ее сотрудники в результате работы в условиях пандемии? 
— Мы научились быстро перестраивать свою работу в режиме пандемии, быстро и своевременно принимать управленческие и кадровые решения. 

— Какие выводы необходимо сделать (и на уровне первичного звена, и в масштабах всей системы здравоохранения) для того, чтобы в дальнейшем подобная работа была более успешной?

— Надо быть постоянно готовыми к борьбе с инфекционными заболеваниями, иметь необходимый запас средств индивидуальной защиты, дезинфекционных средств, поддерживать укомплектованность кадрами на достаточном уровне, продолжить проведение разъяснительной работы среди населения, направленной на профилактику инфекционных заболеваний, в т.ч. вакцинацию.