В 2017 году исполнится 120 лет с момента появления службы скорой помощи в России. Важность ее существования не требует дополнительных аргументов. Спасти жизнь человека — что может быть существеннее? Необходимость СМП осознали еще в конце XIX века. И сегодня служба в зоне постоянного внимания и Министерства здравоохранения РФ, и властей регионов, где особенно заботятся о сохранении здоровья своих граждан.
Сценарий спасения
Событием, определяющим необходимость появления института СМП, стал пожар Венского театра комической оперы, случившийся в 1881 году. Пострадавшие свыше суток не могли получить никакой медицинской помощи, трагедия унесла жизни 479 человек. Произошедшее до глубины души потрясло профессора-хирурга Яромира Мунди, который на следующий же день приступил к созданию Венского добровольного спасательного общества, задача которого состояла в оказании срочной помощи пострадавшим от несчастных случаев. Примеру Вены последовал Берлин, Лондон и в 1897 году Варшава, находившаяся на тот момент в составе Российской империи.

На улицах Москвы кареты скорой помощи появились в 1898 году. Это случилось 28 апреля, тогда были открыты целых две станции СМП. На каждой из них было по одной карете, оснащенной медикаментами, перевязочным материалом и другим необходимым инструментарием. Выезжали на вызов врач, фельдшер и санитар. Интересно, что с первых дней существования и до сегодняшнего момента состав бригад СМП практически не изменился. А право вызова скорой помощи было только у официальных лиц: полицейского, ночного сторожа и дворника. Итого за первые два месяца работы обеих станций было выполнено 82 выезда. Год спустя еще пять станций были открыты в Санкт-Петербурге по инициативе доктора-хирурга Николая Вельяминова. Каждая из них была снабжена двумя пароконными экипажами, четырьмя парами ручных носилок и всем необходимым для оказания первой помощи.
Развитие института шло полным ходом. В 1912 году была разработана новая конструкция городской кареты скорой помощи, в 1921 году в Москве была создана служба по борьбе с эпидемией брюшного тифа, в 1923-м открыта первая станция СМП на Урале. Важным этапом в истории СМП стала реализация идеи, высказанной на XIV съезде терапевтов в 1956 году: Борис Кулешевский предложил создавать специализированные бригады СМП. И с 1958 года в стране начали работу специализированные кардиореанимационные бригады для выезда к больным с инфарктом миокарда, с 1960-го — педиатрические, с 1967-го — гематологические, с 1969-го — токсико-терминальные, с 1986-го — наркологические. С 1 января 2005 года институт скорой помощи в России укрепился на законодательном уровне, в силу вступил приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 ноября 2004 года «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи», определивший базовые положения при оказании СМП. Исходя из закона помощь должна производиться круглосуточно и безвозмездно. В этом же году состоялся первый Всероссийский съезд врачей скорой медицинской помощи. В 2006 году развитие института СМП было включено в перечень основных направлений приоритетной нацпрограммы «Здоровье».

Работа на колесах
120 лет насыщенной событиями истории подтверждают необходимость постоянного развития и совершенствования системы СМП. «Сегодняшнего финансирования отрасли нам хватает, мы стабильно закупаем все препараты и оборудование, положенное по стандартам, — поделился главврач станции скорой медицинской помощи г. Каменска-Шахтинского Анатолий Каракуц. — В 2006-2007 годах в ходе реализации нацпроекта «Здоровье» в работу были запущены новые кареты скорой помощи. Спустя 10 лет мы все еще эксплуатируем часть из них, но они устарели. А ведь наша работа проходит «на колесах». Да, в 2016 году ССМП г. Каменска-Шахтинского получила некоторое количество полностью укомплектованного санитарного транспорта, но этого пока недостаточно. Поэтому первое, что необходимо для максимально эффективного функционирования СМП, — это парк современного укомплектованного оборудованием транспорта. Еще хочу отметить, что у бригад скорой помощи очень сложная работа — пробки и аварии на дорогах, часто агрессивный настрой пациентов. И огромным толчком к улучшению положения работников станет страхование их жизни».
Тема транспорта для скорой помощи сегодня весьма актуальна. На нее особо обращает внимание и главврач Йошкар-Олинской станции скорой помощи Валерий Манукянц. «На данный момент мы работаем на условиях аутсорсинга, арендуем машины СМП у частных компаний, — рассказывает он. — В этом есть как положительные, как и отрицательные моменты. При таком раскладе у нашей станции нет никаких проблем с транспортом: он всегда в срок выходит на линию, отлично укомплектован, о его ремонте заботится компания, а не станция скорой помощи. Но так как компания коммерческая, в условиях рыночной экономики у нее всегда есть опасность обанкротиться. И что тогда будет с населением, которое вовремя не получит надлежащую первую помощь?»
Есть и те, кто очень доволен нахождением карет скорой помощи на аутсорсинге. «У работников станции скорой помощи появляется гораздо больше времени на решение медицинских вопросов, а не организационных, связанных с состоянием и обслуживанием транспорта, — говорит главврач клинической станции скорой помощи г. Ульяновска Айрат Имангулов. — Институт СМП сегодня находится на высокой ступени развития. Автомобили скорой помощи оснащены всем необходимым оборудованием. У нас широкий выбор медикаментов, позволяющих спасать жизни детей и взрослых. И каждый регион может использовать дополнительные возможности, расширять список нужных препаратов».
Система здравоохранения России серьезно окрепла за последние годы. Новые технологии и оборудование, которое поступило в медучреждения за годы действия программы модернизации, служат серьезным подспорьем и в работе СМП. «Мы действуем по четко регламентированным стандартам оказания скорой медицинской помощи. Ежегодно происходит обновление автопарка и оснащения мобильных бригад. За последние годы у нас появилось много нового оборудования — портативные электрокардиографы, многофункциональные дефибрилляторы, щиты для транспортировки пострадавших, аппараты для проведения сердечно-легочной реанимации и ИВЛ и многое другое. Разработана четкая логистика и схема госпитализации пациентов. Это позволяет нам оказывать эффективную помощь на догоспитальном этапе и доставлять людей в медучреждения вовремя», — комментирует заместитель главврача городской станции скорой медицинской помощи г. Калининграда Александр Балаганский. Система СМП имеет большой ресурсный потенциал. Последние годы отличаются значительным изменением материально-технической базы, совершенствованием профессиональной подготовки бригад СМП, внедрением современных технологий в работу догоспитального этапа, например тромболитической терапии, формированием системы контроля качества медпомощи и многим другим. А тот опыт, который был накоплен за 120 лет работы СМП, сегодня можно аккумулировать для ее дальнейшего эффективного развития.