На 72-й ассамблее ВОЗ была обозначена новая особая дата в календаре — отныне 17 сентября считается Днем безопасности пациентов. Глобальной целью этого дня было повышение уровня осведомленности о проблеме «небезопасного оказания медицинских услуг». Что послужило поводом для появления такой инициативы и какие меры будут предприняты, «Здравоохранению России» рассказала доктор Нилан Дингра-Кумар, координатор направления «Безопасность пациентов и управление рисками» ВОЗ.

Доктор Дингра-Кумар, когда ВОЗ вообще решила, что такой день необходим?
Идея учреждения Всемирного дня безопасности пациентов возникла в ходе первого Глобального министерского саммита в Лондоне в 2016 году. Основной целью стало объединить существующие усилия и призвать государства к солидарности в этом вопросе. Второй саммит, состоявшийся в Бонне в 2017 году, дал дополнительные рекомендации, установив 17 сентября в качестве Всемирного дня безопасности пациентов. Именно в этот день ежегодно проводится тематический форум института Люсьена Липа (а сам профессор Лип считается основателем борьбы за безопасность пациентов). Третья и четвертая встречи на высшем уровне в Токио в 2018 году и в Джидде в 2019 году еще более усилили эту рекомендацию. В результате в 2019 году резолюция WHA 72.6 одобрила учреждение 17 сентября Всемирного дня безопасности пациентов.
Неужели проблема имеет такой размах, что необходима отдельная дата для привлечении внимания к ней? И о каких регионах мы говорим в таком случае?
Хотя масштабы проблемы безопасности пациентов неравномерно задокументированы в разных регионах, имеющиеся данные свидетельствуют о том, что ежегодно в больницах стран с низким и средним уровнем дохода происходят 134 млн нежелательных явлений из-за небезопасной помощи, что приводит к 2,6 млн случаев смерти. Приблизительно две трети глобального бремени неблагоприятных событий, вызванных небезопасным уходом, в том числе потерянных с учетом инвалидности лет жизни, приходится на эти страны.
Учитывая, что большинство таких государств представляют регионы Африки, Юго-Восточной Азии, Восточного Средиземноморья и западной части Тихого океана, можно предположить, что эти регионы в большей степени сталкиваются с проблемами безопасности пациентов. Одной из причин этого может быть структура системы здравоохранения и ее возможности. В основном все упирается в нехватку базовых удобств, инфраструктуры и финансовых ресурсов, а также в недостаточную компетентность персонала и плохой менеджмент. Не будем забывать и о слабо выстроенных институтах, недоработанном законодательстве, механизмах регулирования и об отчетности. В результате такие проблемы, недостаточная вовлеченность пациентов, неэффективные коммуникация и командная работа, небезопасные клинические практики и отсутствие культуры безопасности в целом, среди прочего, увеличивают вероятность причинения вреда и ставят под угрозу безопасность пациентов, что в свою очередь влияет на общую производительность системы здравоохранения и результаты лечения.

Можете привести примеры ситуаций, которые наиболее часто влияют на безопасность пациентов?
В некоторых случаях WASH (water, sanitation and hygiene — вода, санитария и гигиена) по-прежнему является ключевой проблемой, когда речь идет о безопасности пациентов, хотя, конечно, далеко не везде. Сегодня вода и санитария должны быть доступны повсюду, особенно в медицинских учреждениях, где люди наиболее уязвимы. Тем не менее первая в мире глобальная оценка, проведенная ВОЗ и ЮНИСЕФ в 2015 году, показала, что почти 40% медучреждений испытывают недостаток воды, 19% не имеют надлежащих санитарных условий и 35% не имеют материалов для гигиены рук. Кроме того, более 40% не могли безопасно утилизировать медицинские отходы. Кстати, отсутствие WASH в медицинских учреждениях также способствует ненужному использованию антибиотиков и распространению устойчивости к противомикробным препаратам.
В более развитых системах здравоохранения вы можете столкнуться с другими проблемами безопасности пациентов, например с больничными инфекциями, ошибками при приеме лекарств, падениями, пролежнями, небезопасными операциями, несоблюдением нормативов при переливании крови или облучении во время лучевой терапии.
Откуда возникают эти ситуации?
Большинство медицинских ошибок происходит из-за человеческого фактора. Они могут стать следствием недостаточной подготовки или отсутствия навыков для выполнения определенной задачи, утомления и выгорания из-за переутомления, неправильной организации клинических или административных процессов, ошибок при эксплуатации оборудования из-за неправильной конструкции или отсутствия контроля. Чтобы обеспечить безопасное лечение, медицинские работники должны учиться на предшествующих ошибках коллег. В то же время репрессивная и жесткая система работы ограничивает честное сообщение об инцидентах, связанных с безопасностью пациентов. Во многих обществах пациенты все еще рассматриваются как пассивные получатели помощи, а не партнеры. При этом активное участие пациентов в процессе лечения может существенно снизить вероятность ошибок.
Для отслеживания ситуации была разработана Минимальная информационная модель безопасности пациентов (MIM PS). Это простой инструмент для сбора минимальных общих данных по происшествиям, связанным с безопасностью пациентов. Сюда входит такая информация, как возраст, пол пострадавшего пациента, время и место происшествия, задействованные лица, тип и исход происшествия, последовавшие действия и т.д. ВОЗ напрямую не участвует в мониторинге, однако мы продвигаем и поддерживаем страны в использовании этой модели.
Россия является активным партнером ВОЗ по улучшению ситуации с безопасностью пациентов?
В РФ все больше внимания уделяется этой теме — как со стороны Росздравнадзора (Национального агентства качества), так и со стороны странового офиса ВОЗ. На Национальной конференции по качеству в декабре 2018 года Росздравнадзор представил ряд инициатив, касающихся безопасности и качества здравоохранения, а также признал важность улучшения этих параметров для повышения ожидаемой продолжительности жизни, благополучия и качества жизни в целом (что напрямую связано с Целями устойчивого развития). Особенно важным решение этой проблемы станет для целевых групп — онкобольных, новорожденных/детей, пациентов с ССЗ, включая людей с нарушениями метаболизма (сочетание ожирения и метаболического синдрома).
У вашей страны есть возможности для дальнейшей работы в этом направлении на всех уровнях, а также для включения вопросов безопасности пациентов в национальную повестку дня.