
Эволюция образа
Факты удивляют со времен Древней Греции — в святилище бога врачевания Асклепия (в древнеримской мифологии Эскулап) располагался один из самых грандиозных античных театров. Древние греки были уверены, что лечить пациентов можно не только микстурами и порошками, но и театральными представлениями, которые улучшают физическое и психическое здоровье. Огромный театр в Эпидавре на 15 тыс. мест, охватывающий сцену полукругом, сохранился до сих пор и является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Как в ренессансных пьесах медицинские снадобья становились катализатором действия? Таким вопросом задается кандидат искусствоведения, театровед, театральный критик Юлия Клейман в своей уникальной лекции «Театр и медицина». Во-первых, вспомните легендарную трагедию «Ромео и Джульетта» и роль особого снадобья отца Лоренцо... Или пьесу «Мандрагора» Никколо Макиавелли, где завязка действия завязана на особой настойке, которая должна помочь героине Лукреции от бесплодия.
Многие приписывают швейцарскому философу, естествоиспытателю, врачу Парацельсу слова «Медицина есть более искусство, нежели наука». И подразумевал он, что быть врачом — призвание, божественный дар, и все знания мира не сделают из человека по-настоящему мудрого лекаря. Ведь знаний на тот момент было катастрофически мало, и убедительными они не были.
«Долгое время знаний не хватает, медицина ассоциируется у людей с шарлатанством, а оно, в свою очередь, с театром. И такая смычка медицины и театра проявляется на ярмарках XVII века во Франции, где шарлатаны разыгрывают настоящие театральные представления. Те, кто занимается театральными реформами в то время, так и говорят: «Весь наш театр на ярмарках, где люди посыпают лицо мукой и делают другие странные манипуляции, чтобы выгоднее продать свои медицинские снадобья». И поэтому много комедий связаны с тем, что отличить хорошего врача от плохого сложно. Об этом как раз пьеса Мольера «Лекарь поневоле», где Сганареля принимают за известного врача», — рассказывает Юлия Клейман.
«Лекарь поневоле», кстати, довольно популярный спектакль для России: в 1980-м он ставился Театром на Юго-Западе, в 1984-м — Омским академическим театром драмы, в 1996-м — московским театром Et Cetera, в 1999-м — народным театром «Глагол», в 2016 году Константин Райкин поставил его в театре «Сатирикон».
Еще одна пьеса Мольера также непосредственно связана с медициной — это «Мнимый больной». Интересным представляется факт, что это его последняя комедия, ведь игравший роль Аргана, он почувствовал себя плохо и не доиграл спектакля. Мольер был перенесен домой и через несколько часов скончался. А так как актеры на смертном одре должны были приносить покаяние, парижский архиепископ Арле де Шанваллон сначала запретил хоронить нераскаявшегося грешника, но по указанию короля отменил запрет.
Отношение к врачам меняется в конце XIX века, когда появляется спрос на точные знания, появляется теория эволюции Дарвина и происходит расцвет науки. Тогда в сознании людей появляются мысли о том, что доктора — единственные, кому стоит доверять.
Самый знаменитый врач, работающий в театре в те годы, разумеется, Антон Павлович Чехов. Врач в его произведениях всегда выделен в особую «касту», к которой принадлежал и сам Чехов. Положительным персонажем в «Дяде Ване» является доктор Астров, который и лечит больных, и сажает леса. Образ доктора на сцене теперь никак нельзя назвать комическим. Однако трагикомическим он может быть, как, например, доктор Чебутыкин в «Трех сестрах». Тем не менее врачи теперь — это люди, смело смотрящие в лицо жизни.

Через призму уникальных экспонатов
2019 год объявлен в России Годом театра. В связи с этим в марте в Военно-медицинском музее начала работу выставка «Театр и медицина», которая рассказывает о связи театрального искусства и медицины. Ее создатели исследуют, как изменялся образ врача на петербургской сцене в XIX-XX вв.
«Наша выставка — это рассказ о враче на сцене, враче в зале и о враче за кулисами. Врач на античной сцене, в средневековых площадных представлениях чаще всего персонаж сатирический, часто даже мошенник, цель которого — получить от пациента деньги, а дальше уж — как решит Провидение.
Врач у Мольера — это прежде всего человек, зря уверенный в силе своей науки: тогда выздоровление зависело прежде от пациента и даже высших сил. На выставке представлена замечательная ростовая фигура Сганареля — главного действующего лица пьесы Мольера «Лекарь поневоле», сделанная по материалам редкого эскиза костюма к постановке этой пьесы, выполненного А.Н. Бенуа. Этот спектакль был поставлен в Большом драматическом театре самим Александром Бенуа. Потом мы переходим к рассказу о самом неизвестном персонаже комедии Гоголя «Ревизор» — об уездном враче Христиане Гибнере, которого никто не помнит. А не помнит потому, что во время всего действия от произносит только одну реплику, и это что-то среднее между буквами «о», «е», «ы». Он не владеет русским языком. Таков сатирический образ врача на русской сцене первой половины XIX века. Но это все-таки врач, хоть и далекий от русского языка и, следовательно, пациента. На выставке представлены интересные и редкие экспонаты, которые в электронных копиях нам предоставила Санкт-Петербургская театральная библиотека. Это эскизы к балетным и оперным постановкам рубежа XIX-XX веков, в том числе выполненные Бакстом и Бенуа. Там врачи — персонажи экзотические, таинственные, полные сказочного флера», — комментирует старший научный сотрудник выставочного отдела Военно-медицинского музея, куратор выставки Анна Волькович.
Затем рассказ переключается на чеховских персонажей. Самым ярким представляется монолог Чебутыкина: «Думают, я доктор, умею лечить всякие болезни, а я не знаю решительно ничего, все позабыл, что знал, ничего не помню, решительно ничего. В прошлую среду лечил на Засыпи женщину — умерла, и я виноват, что она умерла. Да... Кое-что знал лет двадцать пять назад, а теперь ничего не помню. Ничего... В голове пусто, на душе холодно».
«Он убит этим фактом, он растерян и сомневается в своем профессионализме. И это как раз типичный образ чеховского врача — врач, который сомневается», — продолжает Анна Волькович.
Значительная часть экспонатов — уникальные материалы из фонда Александринского театра. Это фотографии, афиши и программки легендарных постановок 20-60-х годов, где врач был центральным персонажем. В частности, это образ врача Владимира Устименко из «Дело, которому ты служишь», одна из самых значимых ролей Игоря Горбачева. Или еще один из известных спектаклей 70-х годов Александринского театра «Пока бьется сердце», главную роль тоже играл Игорь Горбачев. «Это производственная драма о кардиохирурге, который сделал операцию своей пациентке и влюбился в нее. Здесь налицо конфликт чувств и долга», — отмечает куратор выставки.
Кроме того, выставка повествует об актерах, которые имели военно-медицинское образование, большое внимание уделяется Андрею Толубееву. Другая тема — российские и советские выдающиеся физиологи, исследования психофизиологии творчества. Здесь представлены ранее не выставлявшиеся документальные материалы из персонального фонда Леона Орбели. Есть ссылки на переписку Ивана Павлова с Константином Станиславским. Еще среди экспонатов фотоальбом артистки Евгении Мравиной с дарственной надписью российскому хирургу Владимиру Оппелю и платок Вирджинии Цукки. Выставка длится до сентября 2019 года.
История становления
Если вас попросят вспомнить самые известные произведения русских классиков о врачах, что придет вам на ум? Согласитесь, их не перечесть: роман Бориса Пастернака, литературные произведения Антона Чехова, Василия Аксенова и, конечно, Михаила Булгакова.
Дяди Булгакова были преуспевающими врачами: один — в Варшаве, другой — в Москве. Вдохновившись их успехом, он поступил на медицинский факультет Киевского университета. Во времена Первой мировой войны служил на фронте в качестве военврача, после войны жил и работал в селе Никольское под Смоленском, затем перебрался в Вязьму. И этот период нашел свое отражение в «Записках юного врача».
30 апреля 2016 года состоялась премьера одноименного моноспектакля санкт-петербургского театра «Мастерская» под руководством Григория Козлова. Автором инсценировки и исполнителем стал актер Максим Блинов. В «Записках юного врача» его герой проходит тяжелый путь поиска себя и своего призвания. Это год из жизни вчерашнего студента, только что получившего медицинский диплом и назначенного главным и единственным врачом в провинциальную больницу. Через страх и неуверенность он утверждается в верности выбранной цели. Начиная рассказ робким растерянным юношей, он заканчивает его в образе сильного, опытного, уверенного в себе врача, хранящего в памяти свои победы и ошибки. «Записки юного врача» описывают как гимн профессионализму, призванию, ведущему человека сквозь любые преграды к высшей цели служения людям.

Так как это моноспектакль, Максим Блинов — единственный актер в нем. «Это автобиографическая история о медицинской практике начинающего специалиста в захолустной больнице. Кроме общечеловеческих тем о становлении личности, о служении делу, о преодолении себя и трудностей, которые нас подстерегают на пути, в спектакле много подробностей, которые связаны именно с работой врача. Со всеми нюансами и подробностями операций, о которых рассказывается в нашем спектакле, медицинскими терминами, названиями лекарств и прочими профессиональными понятиями мне помогали разбираться мои родные — мама, сестра и бабушка.
Все они, кроме сестры, которая только заканчивает ординатуру, много лет прослужили этой трудной, особенной и столь необходимой профессии. Поэтому в моем случае посредством прочтения истории, так увлекательно и остроумно написанной Михаилом Булгаковым, удается говорить еще и о чем-то, что я знаю и наблюдаю с детства», — поделился со «Здравоохранением России» главный герой.
Отметим, что спектакль был номинирован на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска» в номинациях «Лучший спектакль малой формы», «Лучшая работа режиссера» и «Лучшая мужская роль». Сегодня его можно посмотреть на сцене не только Санкт-Петербурга, но также в Москве и других городах.
Я доктор, я должна идти!
Особый интерес представляет трагичный спектакль «Победить или умереть» (Aut vinsere, aut mori!) республиканского Театра актера и куклы города Нерюнгри (Республика Саха (Якутия). Ведь в основу этой истории легли реальные события, происходившие в Оленекском районе в 1937 году. Главная героиня, которую в жизни звали Капитолина Михайловна Облезова, молодой девушкой была направлена работать в район. В спектакле ее зовут Лидия Облезова, исполнительницей главной роли стала актриса Екатерина Желонкина.
В такую даль Лидию «сослали» не случайно. Она из большой семьи потомственных врачей. И события Октябрьской революции, Гражданской войны, последовавших за ними репрессий сказались на всех них. Когда мать провожает дочь на Крайний Север, семьи фактически нет: репрессированы дед, отец и брат девушки. Отмечается, что и в нечеловеческих условиях сталинских лагерей они продолжают заниматься врачебной практикой, спасают жизни людей.
Молодой врач, оказавшись в суровых условиях Крайнего Севера, быстро подхватывает воспаление легких. Здесь нет привычных лекарств, и ей приходится обращаться за помощью к местным шаманам, изучать целебные свойства трав. Спектакль построен в форме воспоминаний, основанных на письмах Лидии Облезовой. И всю свою боль и тоску по семье она заглушала самоотверженной работой. «Я доктор, я должна идти!» — говорит врач в спектакле.
«Историю о молодом враче из Оленька, которая погибла, спасая людей, я впервые услышал в 80-е годы от оленекцев. Капитолина Облезова писала письма своим родным и ждала самолет, чтобы их отправить. Письма она прятала в половицу дома, где она жила. И когда начали разбирать дом, будто бы нашли эти письма. Куда девались они потом, непонятно. Мне сказали, что вроде бы сдали в какой-то музей, но я их нигде не нашел. И все же история передо мной была. Врач отдала последнюю таблетку больной девочке, хотя болела сама. Девочка спаслась, а врач умерла. А я все-таки писатель... Поэтому тексты писем придумал сам и включил их в пьесу», — рассказал автор пьесы Василий Васильев (Харысхал).

По сценарию перед врачом стоит задача диспансеризации населения, а ведь люди никогда не видели профессиональных медицинских работников. И со своим помощником Лидия Облезова объезжает стойбища, делает прививки, лечит людей. Но внезапно начинается эпидемия брюшного тифа, лекарств нет, но девушка делает людям самодельные прививки, испытав действие лекарства на себе. Причем 70% прививок эффективны. Ожидаемо сама врач заражается и заболевает. Трагедия в том, что в ее медицинском саквояже есть последняя таблетка, она припасла ее для себя. Но когда Лидия приходит в чум с больной девочкой, видит слезы матери, то отдает последнее лекарство ей. Своими воспоминаниями о подготовке к спектаклю поделилась исполнительница главной роли: «Еще в юности я не могла определиться — посвятить жизнь медицине или актерскому искусству? Ведь с самого детства я интересовалась медицинской наукой, читала множество тематической литературы. Но все сложилось так, что я выбрала театр. К роли врача готовилась серьезно: много читала о том, что такое брюшной тиф, какие у него симптомы, как его лечить. Искала информацию о том, как делали прививки в начале прошлого века. А еще учила фразы на латыни, в частности клятву Гиппократа, названия лекарственных растений. Но это было несложно: память на языки у меня хорошая. Знаете, немного страшновато играть умершего человека, ведь у моей героини есть реальный прототип. Капитолина Облезова умерла в Оленьке, отдав последнее лекарство от тифа больной девочке. Но это самый настоящий геройский поступок врача. А быть врачом — это призвание».