В этом году стартовало объявленное главой государства Десятилетие детства. За десять лет предстоит привести в идеальное состояние все детские медицинские учреждения, а также снабдить их современным оборудованием и лекарствами. Что удалось за первый год Десятилетия, журналу «Здравоохранение России» рассказал председатель Ассоциации детских больниц РФ, заслуженный врач РФ и Республики Северная Осетия – Алания, д.м.н., профессор Николай Ваганов.
Николай Николаевич, завершается первый год Десятилетия детства, какие итоги уже можно подвести в сфере здравоохранения?
Сделано немало, и не только за этот год. В сфере детского здравоохранения преобразования начались задолго до Десятилетия детства, с того момента, когда в стране в 2006 году стартовал национальный приоритетный проект «Здоровье». Нам сегодня есть чем гордиться. Мы решили проблему кардиохирургии у детей первого года жизни с врожденными пороками сердца, создана трехуровневая система родовспоможения, причем это хорошо выстроенная система, где четко структурированы виды патологий беременных женщин.
Начался первый этап реализации проекта по детским поликлиникам. Принцип бережливого производства позволяет верно выстроить маршрутизацию пациентов внутри медучреждения и тем самым повысить эффективность работы поликлиники, обеспечить комфортное пребывание родителей с детьми, вводится электронная запись.
Можно сказать, что простое уже сделано. Теперь остается сложное — то, что нам предстоит решать, возможно, не только в ближайшее десятилетие, но еще долго. Ряд проблем сохраняется именно в педиатрии — а это мультидисциплинарное направление. Тут не только пневмония, вирусные инфекции, но и злокачественные образования, врожденные пороки, ортопедия, травматология. И нет понимания, какую помощь можно оказывать в центральной районной больнице, какую в городской, а какую в областном или федеральном центре.
Вы много раз говорили о том, что необходимо модернизировать детские больницы. В чем там заключается проблема?
База детских стационаров резко отстала от базы перинатальных центров и даже родильных домов. Если сравнивать условия пребывания родильницы и новорожденного ребенка в перинатальном центре и в детской больнице, то они будут радикально отличаться. Потому что большинство наших больниц построены по типовым проектам 60-70-х годов прошлого века и уже давно не учитывают новые реалии. Новую технику иногда невозможно даже расставить на площадях.
Надеюсь, медицинское сообщество смогло донести эту проблему до высших государственных слоев, и сейчас начинает постепенно формироваться программа развития детских больниц. Но идет этот процесс тяжело. В первую очередь потому, что проект дорогостоящий. По предварительной оценке, он потребует около 360 млрд рублей. Этих денег пока нет.
А насколько современное вузовское образование успевает за потребностями времени?
Эта тема очень больная. Качество подготовки нынешних врачей резко отличается от тех времен, когда мы обучались. Не хватает практики. Сегодня появилась тенденция перевода студентов в симуляционные центры. Дорогостоящие проекты, но их эффективность спорная. Да, можно обучиться технике массажа сердца, можно интубировать манипулятор, движения рук обеспечивается. Но этот опыт не сравнить с работой с больным ребенком. На муляже легко учиться: он не кричит, не вертится. Но прохождение инструмента через живое тело ребенка — это совсем другое. Не получится хорошего доктора из студента, который во время учебы не будет работать санитаром, особенно если он собирается стать хирургом. Как можно научить хирурга по учебникам или дистанционно? Он должен стоять в операционных, ведь все великие хирурги начинали работать санитарами.