На Дону накоплен опыт реализации многих федеральных пилотных проектов по здоровьесбережению детей, которые внедрены в практику здравоохранения области: «Аудит качества оказания стационарной помощи детям в детских стационарах муниципального и регионального уровня» стал эффективной моделью улучшения качества медицинской помощи маленьким дончанам. Ростовская область выбрана и ключевым субъектом для реализации нового пилотного проекта «Школьная медицина».

Татьяна Яковлева, заместитель министра здравоохранения Российской Федерации:
— 1 сентября в пяти российских регионах — в Республике Саха (Якутия), Ямало-Ненецком автономном округе, Ростовской, Смоленской и Тамбовской областях — стартовал пилотный проект «Школьная медицина». В его рамках будет организовано специальное обучение для школьных медработников. В основу работы школьного медика закладывается формула из 3 «П»: просвещение + пропаганда + профилактика. Именно школьный медик сможет проанализировать влияние учебного процесса на состояние здоровья детей, составить мониторинг факторов риска, дать конкретные рекомендации здоровьесбережения в данной конкретной школе. Именно в школьных стенах необходимо научить детей правильно питаться, правильно чистить зубы, правильно одеваться. Зачастую данную работу со школьниками недооценивают, между тем многие заболевания связаны именно с отсутствием этих важных знаний. Школьный врач вместе с педагогами может распределить воздействие с учетом физвоспитания, организации питания, учебных нагрузок. Результатом деятельности школьных медиков должно стать снижение числа школьников, страдающих близорукостью, нарушениями осанки и ожирением.

Елена Байбарина, директор Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава РФ:
— Цель пилотного проекта «Школьная медицина» — создание современной эффективной модели здоровьесбережения обучающихся в общеобразовательных организациях. Предстоит решить многие системные задачи, среди которых основными являются: организация межведомственного сотрудничества, вовлечение в участие в проекте Минобрнауки, Минспорта, Минкультуры, МВД, Минтруда, Минкомсвязи России, Роспотребнадзора и других заинтересованных структур; создание системы тесного взаимодействия медицинских организаций и структурных подразделений — центров медицинской профилактики, детских центров здоровья, отделений для оказания медицинской помощи детям в образовательных отделениях и кабинетов здорового ребенка детских поликлиник, центров охраны репродуктивного здоровья подростков, женских консультаций. Не менее важным является разработка программ повышения квалификации педагогических работников. Проект требует также внедрения инновационного технического обеспечения медицинского блока отделения организации медпомощи несовершеннолетним в образовательных организациях.

Татьяна Быковская, министр здравоохранения Ростовской области:
— Ростовская область выбрана ключевым субъектом для реализации проекта «Школьная медицина» неслучайно. Еще в 2012 году в рамках национальных проектов «Здоровье», «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» началась реализация инновационного пилотного проекта по здоровьесбережению, главной задачей которого стал мониторинг состояния здоровья школьников области. «Мы хотим переломить ситуацию, когда, по статистике, в первый класс приходит 80% здоровых детей, а к окончанию школы их остается в лучшем случае 20%», — подчеркивал губернатор области Василий Голубев. Ростовская область предложила удобную и информативную модель обследования и контроля состояния здоровья школьников: центры здоровья были оснащены комплексами «Армис» — инновационной разработкой ростовских ученых, позволяющими проводить предварительную доврачебную диагностику состояния здоровья. Активная профилактическая работа ведется донскими наркологами совместно с педагогами области. По инициативе главы региона раньше, чем во всей стране, началось тестирование учащихся на употребление наркотических средств.

Александр Баранов, директор Научного центра здоровья детей Министерства здравоохранения Российской Федерации:
— Повышение качества оказания медицинской помощи детям — одно из ключевых направлений работы Научного центра здоровья детей. Его экспертами в течение трех лет проводится аудит качества оказания помощи детям в детских стационарах муниципального и регионального уровня в различных регионах России. Для этого используются технологии, рекомендованные ВОЗ. Проведение аудита больницы подразумевает оценку таких сфер ее деятельности, как качество информационной системы и статистики, оснащенность лекарствами и оборудованием, возможность их немедленного использования для оказания неотложной помощи, качество лабораторной поддержки, структура педиатрических отделений, уровень существующей клинической практики — качество мониторинга и поддерживающего ухода за пациентами, соблюдение прав ребенка в больнице, использование современных протоколов и руководств, наличие системы внутреннего и внешнего аудита в больнице, доступность больницы и удовлетворенность родителей. Проведение аудита — это лишь первый этап работы, основной целью которой является обучение медицинского персонала, оптимизация структуры больниц и улучшение клинической практики.

Татьяна Куличенко, заведующая отделением неотложной педиатрии Научного центра здоровья детей:
— Это долгосрочный проект, который подразумевает неоднократное обучение персонала, регулярные тренинги и аудиты, постоянный контроль качества оказания стационарной помощи. Речь идет о профессиональном образовании, об оптимизации работы. Аудит помогает специалистам найти правильный путь выполнения своих обязанностей, который должен соответствовать самым передовым требованиям мирового здравоохранения. Результаты уже есть, они ощутимы в тех регионах, где работали эксперты. Больницы без вложения дополнительных финансовых средств извне провели ремонт, реструктуризацию, например, реанимацию перенесли ближе к приемному отделению, чтобы быстрее оказывать неотложную помощь. Реорганизуются и сами кабинеты неотложной помощи, персонал не просто спасает детей, которых доставили в тяжелом состоянии, налаживается работа по качественному оказанию такой помощи. Снижение необоснованных госпитализаций, назначения ненужных лекарств, необоснованных внутривенных инфузий и уколов, антибиотиков, снижение необоснованной боли — вот цель, которая меняет работу стационара в качественную сторону.

Светлана Пискунова, главный врач Ростовской областной детской клинической больницы:
— В 2015 году по инициативе минздрава области и экспертов Научного центра здоровья детей стартовал проект «Улучшение качества оказания медицинской помощи детям области». Координатором проекта является областная детская больница. Для врачей региона, экспертов ФОМС и преподавателей педиатрических кафедр был проведен трехдневный тренинг по диагностике и лечению острых состояний в педиатрии, проведена оценка качества помощи детям по методике ВОЗ в 10 больницах. В дальнейшем обучение навыкам оказания неотложной помощи прошли медицинские сестры и врачи пилотных больниц. Осуществляются мониторинговые визиты в больницы не менее 5 раз в год. Уже первый выезд в пилотные стационары показал значимый результат. Во всех больницах в приемном отделении был организован и оборудован кабинет неотложной помощи, врачи и медсестры обучены навыкам оказания неотложной помощи, проведен кислород или куплены концентраторы, пульсоксиметры, глюкометры, организованы игровые для детей. В итоге — существенно изменилась клиническая практика. В 2016 году по эффективной технологии начали работать все детские больницы области.

Школьная медицина, уроки проводит врач
Надежда Левицкая, начальник Управления здравоохранения г. Ростова-на-Дону:
— В новом учебном году в Ростове-на-Дону запланирован большой цикл межведомственных мероприятий, направленных на улучшение здоровья учащихся. Усиление профилактической деятельности в рамках городской системы здравоохранения в 2016/2017 произойдет в том числе и за счет реализации проекта «Школьная медицина» — мы стали первыми в области участниками межотраслевого пилота. Проект предусматривает обучение учителей оказанию первой помощи, а медработников в школах — экстренной помощи, а также организацию курсов повышения квалификации для фельдшеров и медсестер, введение в курс ОБЖ лекций по здоровому образу жизни и многое другое. Будет повышен статус школьных медицинских работников, введены специальные доплаты для этой категории.

Несмотря на то, что основными участниками проекта выбраны две городские школы и одна детская поликлиника, уже сегодня с помощью информационных технологий в него включаются все больше образовательных учреждений. К примеру, центр медицинских телекоммуникаций детской городской поликлиники № 1 в целях профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни провел несколько интерактивных лекций для работников учреждений образования г. Ростова-на-Дону. Последняя была посвящена профилактике гриппа и ОРВИ. В виртуальном классе врача-специалиста по гигиене детей и подростков Татьяны Лизавиной присутствовали учителя 108 школ. Проект «Школьная медицина» гармонично вписывается в большую информационно-просветительскую работу медработников среди учащихся и их родителей. Уверена, что ростовским медикам и педагогам будет чем поделиться на VII Всероссийском форуме «Здоровьесберегающее образование», который пройдет в донской столице в конце ноября.
Школы здоровья
Владислав Ерофеев, главный врач детской городской поликлиники № 1 г. Ростова-на-Дону:
— В рамках реализации пилотного проекта «Школьная медицина» в детской городской поликлинике № 1 и медицинских кабинетах школ № 44 и 19 Первомайского района Ростова-на-Дону IT-компанией «Электронная медицина» создаются автоматизированные рабочие места, на которые устанавливается программный модуль «Школьная история болезни». В него интегрируется имеющийся в школах аппаратно-программный скрининг-диагностический комплекс «Армис». В свою очередь, модуль «Школьная история болезни» «встраивается» в электронную медицинскую карту пациента поликлиники.

Данные о состоянии здоровья школьника, полученные медицинским специалистом образовательного учреждения с помощью аппарата «Армис», врачебного осмотра и динамического наблюдения, передаются в школьную электронную историю болезни учащегося и одновременно дублируются в электронной медицинской карте поликлиники. Результаты исследований также дублируются на планшетных компьютерах их участковых педиатров, более того, отображаются на персональных сайтах обследованных пациентов. Таким образом, аппаратно-программный комплекс «Армис», проводя скрининг-диагностику, позволяет разделить учащихся на относительно здоровых и пациентов с подозрением на наличие заболеваний. Окончательный диагноз устанавливает лечащий врач поликлиники на основании осмотра и углубленных исследований, консультаций узких специалистов и т. д. Результаты данного этапа благодаря интернет-сервису «Сайт пациента» становятся немедленно известны родителям, законным представителям ребенка. На сайте пациента, помимо диагноза, отображается также план лечения ребенка с назначениями, необходимыми реабилитационными и профилактическими мероприятиями. Если ранее пациент или родитель ребенка нес значительные временные потери, выполняя курьерскую функцию обмена информацией между врачами, то данная технология полностью исключает такую необходимость. И в результате реализация пилотного проекта «Школьная медицина» позволит отработать модель, направленную на качественное повышение уровня здоровья учащихся, для дальнейшего тиражирования позитивного опыта во всех образовательных учреждениях донского региона.
Что немаловажно, защита персональных данных организована в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.
Валентина Потатуева, директор лицея № 11 г. Ростова-на-Дону:
— Сегодня деятельность лицея по развитию здоровьесберегающей среды носит комплексный характер и охватывает практически все аспекты учебно-воспитательного процесса. Так, в лицее отработана модель собственного учебного плана, в рамках которого реализуются учебные курсы: «Уроки здоровья», «Обучение здоровью», «Основы рационального питания», «Качество жизни».

Особое место в учебном учреждении отведено научно-исследовательской работе обучающихся по здоровьесбережению. В лицее организовано ученическое научно-исследовательское общество «Эскулап», в рамках которого дети под руководством педагогов-наставников проводят научные эксперименты, исследуют экологические проблемы Ростовской области, проблемы, связанные с гигиеной питания, влиянием учебной нагрузки на состояние здоровья и другие. Реализация деятельности по здоровьесбережению в нашем лицее была начата с педагогов через обучение учителей на очных и заочных курсах здоровьесберегающей направленности, участие в работе творческих групп по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
От аудита — к результату

Врачи Областной детской клинической больницы активно работают с лечебными учреждениями городов и районов Ростовской области, дают консультации с помощью телемедицины, осуществляют выезды на передвижном мобильном центре. С большой ответственностью экспертный совет ОДКБ совместно со специалистами Научного центра здоровья детей Минздрава РФ осуществляет методическое руководство проектом «Улучшение качества оказания медицинской помощи детям области». Областная детская больница, являясь лечебным учреждением третьего уровня, постоянно накапливает свой потенциал: в больнице открылось первое в Ростовской области детское нейрохирургическое отделение, значительно расширено детское реабилитационное отделение, внедрен Международный стандарт исследований.

«Международный стандарт ИСО — это инструмент индустриализации процесса исследования, с помощью которого можно повысить качество всех последующих этапов — диагностики, лечения — и в итоге достигнуть главной цели — повысить качество оказываемой медицинской помощи маленьким пациентам региона. Соответствие международным стандартам качества — это требование к подразделениям экспертного класса. Сертификация лабораторной службы больницы по стандарту ИСО, безусловно, повышает уровень доверия к нашему лечебному учреждению», — подчеркивает главный врач ОДКБ Светлана Пискунова. Одним из первых в стране в Ростове-на-Дону был организован онкогематологический центр Областной детской клинической больницы. Сегодня он является медицинским учреждением области, где централизованно оказывается высокоспециализированная помощь детям, страдающим онкологическими и гематологическими заболеваниями. Длительное и тяжелое лечение сопровождается ограничением двигатель ной и умственной активности детей, выраженной социальной депривацией, хроническим психологическим стрессом. Для возвращения этих детей к полноценной жизни необходимы специальные реабилитационные программы.

В течение 10 лет в центре работает новая для отечественной онкогематологии форма психолого-социальной реабилитации — летний реабилитационный лагерь «Радуга дружбы» для детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями на базе оздоровительного лагеря «Сосновый бор» в Каменском районе Ростовской области. Реабилитацию проходят дети в возрасте от 9 до 17 лет. Вместе с детьми едет команда специалистов: врач-гематолог, медицинский психолог, социальный работник, воспитатели и волонтеры. За 10 лет в лагере «Радуга дружбы» психологическую и социальную реабилитацию получили 205 детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями.