Сегодня для повышения уровня профессиональной компетентности медицинских работников недостаточно традиционных образовательных мероприятий. Новый федеральный закон «Об образовании» закрепил электронное обучение в качестве отдельной формы образовательного процесса, значительно расширив возможности использования дистанционных программ, в том числе в рамках системы непрерывного образования медиков.
Новые технологии образования
Широкое использование различных форм и методов обучения, в том числе с помощью информационных технологий, уже давно стало неотъемлемой частью профессионального образования. Дистанционное обучение позволило образовательным учреждениям значительно расширить географию слушателей, предложив оптимальный формат совершенствования своих знаний и умений без отрыва от основной научной или практической деятельности. «Безусловно, обучение врача практическим навыкам требует традиционного очного контакта с преподавателями, но вся теоретическая подготовка и упражнения, ориентированные на принятие решений, могут проходить в дистанционной форме, — отмечает директор АНО ДПО «Тюменский межрегиональный центр охраны труда» Екатерина Ильина. — Дистанционное образование не следует путать с заочным. Использование новых технологий расширяет тематический диапазон преподаваемых курсов, не снижая их качества, и сокращает время обучения благодаря быстроте коммуникации преподавателя и обучающегося. С 2015 года в нашем центре ведется работа по медицинскому направлению. За первый год у нас прошли обучение только 15 человек. Но в 2016 году у нас обучилось уже 957 медиков, и мы предполагаем, что в 2017 году их будет еще больше».
Основополагающим критерием дистанционной системы обучения является лишь наличие у медика компьютера, оснащенного выходом в Интернет. «Мы ведем подготовку фельдшеров, медицинских регистраторов и санитарок, но их возможности не всегда позволяют дистанционно проходить обучение. Соответственно, приходится предлагать альтернативные варианты: или на площадке медучреждения, или же в офисе нашего института», — сообщает гендиректор ООО «Институт сервиса и услуг» Алла Брижко (г. Санкт-Петербург). Задача по обеспечению информационно-телекоммуникационного функционала дистанционного обучения решается сегодня и в Северо-Кавказском научно-образовательном кластере, объединяющем восемь ведущих медвузов округа. Здесь планируется организовать проведение межвузовского дистанционного обучения в рамках совместных образовательных модулей, таких как методические конференции, вебинары, симпозиумы, круглые столы, олимпиады, онлайн-трансляции лекций ведущих ученых из числа профессорско-преподавательского состава вузов-участников кластера и т.п. По словам ректора ДГМУ Сулеймана Маммаева, академическая мобильность преподавателей и студентов вузов значительно повышает качество учебной деятельности.

Профессионалы объединяются
Активное внедрение инновационных методик и практик в отечественное здравоохранение обусловило появление многих форм дистанционного обновления знаний и повышения профессионализма медработников. Например, на портале информационной поддержки специалистов ЛПУ www.zdrav.ru медицинским сотрудникам предлагаются ответы на многие возникающие в практике вопросы. Регулярно на портале обновляется информация о проводимых онлайн-мероприятиях, вебинарах и семинарах, а также о курсах повышения квалификации. Несколько иную направленность предлагает пользователям информационно-образовательный портал для врачей www. evrika.ru. Сегодня здесь объединено более 50 тыс. врачей 60 специальностей из 600 городов России. «В российских реалиях в силу плотности рабочего графика и загрузки врачи, как правило, не располагают достаточным количеством времени для общения и обмена опыта с коллегами. И «Эврика» призвана восполнять этот недостаток общения у врачей», — комментирует главный редактор медицинского портала www. еvrika.ru Наталья Шпынова. На портале работает раздел «Консилиумы», где, как и при традиционной форме, коллегиально обсуждаются проблемы интересных или сложных случаев из практики. В разделе «Блоги» врачи демонстрируют интересные медицинские материалы, а в разделе «Дискуссии» ведется активное обсуждение злободневных вопросов. Контент сайта регулярно обновляется: здесь размещаются образовательные статьи, обзор видеохирургических манипуляций, проведенных в партнерстве с ведущими российскими медвузами и профессиональными ассоциациями, проводятся ве-бинары, трансляции лекций. На базе портала совместно с Российским обществом хирургов запущен проект непрерывного медицинского образования (НМО). Целью дистанционных курсов повышения квалификации является предоставление всем врачам-хирургам удобного, доступного и качественного способа повышать свои знания и подтверждать квалификацию, а также создать единое информационное пространство для коммуникации врачей, ведущих специалистов-хирургов и всего общества хирургов. Результаты обучения пользователи отслеживают в онлайн-режиме, и такой подход, с точки зрения организаторов портала, стимулирует соревновательный дух, мотивирует на улучшение результата.
Новая форма для медика
НМО — это новая форма повышения квалификации медработников, которую отличает непрерывность, использование передовых технологий (дистанционных, электронных, симуляционных), а также возможность выстраивания персональной траектории обучения. Еще на XV Международном инвестфоруме «Сочи-2016» председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подчеркивал необходимость применения передовых технологий при использовании возможностей портала непрерывного медицинского образования. По прогнозам премьера, в ближайшие годы на портале «будет размещено около 2 тыс. учебных модулей для повышения квалификации по всем врачебным специальностям. А к 2018 году повышение квалификации с использованием этих модулей должны пройти не менее 260 тыс. врачей».
Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования edu.rosminzdrav. ru был запущен в эксплуатацию в июне 2016 года, и уже за этот год право выбора образовательной программы с использованием интернет-портала реализовали более 900 специалистов. Сегодня на портале зарегистрированы «личные кабинеты» 349 провайдеров образовательных программ, размещено более 11 тыс. программ и более 600 интерактивных образовательных модулей, а в числе пользователей — более 133 тыс. врачей. Как сообщили в пресс-службе Минздрава РФ, основой системы НМО является постоянное — в течение всей профессиональной деятельности — повышение уровня своей квалификации. Работник может самостоятельно, с помощью портала, формировать индивидуальный план развития — комплекс образовательных программ повышения квалификации, реализуемых в том числе с использованием инновационных образовательных технологий (дистанционного и электронного обучения, симуляционных курсов, стажировок и др.).
«Программы повышения квалификации направлены на совершенствование существующих или освоение новых умений и навыков в рамках имеющейся у работника квалификации, — отмечает директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Татьяна Семенова. — Сегодня ведется активная работа по актуализации имеющихся и разработке новых образовательных программ по наиболее актуальным вопросам профилактики, диагностики и лечения как социально значимых заболеваний, так и иных заболеваний, оказывающих основное влияние на заболеваемость и смертность населения».