Важным звеном для выполнения амбициозных задач в области демографии и здравоохранения, обозначенных в майском указе президента РФ, является система организации лекарственного обеспечения. Ее развитие сегодня определяется Стратегией лекарственного обеспечения населения РФ на период до 2025 года. О том, какие проблемы возникают на этом пути и какие инструменты нужны для их решения, обсудили участники круглого стола «Актуальные вопросы лекарственного обеспечения жителей Ростовской области», который прошел в конце мая в пресс-центре ИД «ЕвроМедиа».

Татьяна Быковская.jpg

Татьяна Быковская, министр здравоохранения Ростовской области:
— Основная задача Стратегии лекарственного обеспечения в РФ — сделать это обеспечение правильным и доступным, чтобы те препараты, которые население получает, давали соответствующий эффект. А задача фармацевтической промышленности России сегодня — выйти на определенный уровень обеспечения отечественными препаратами.
В Ростовской области мы работаем над реализацией нескольких направлений в рамках лекарственного обеспечения. И здесь мы столкнулись с непростой ситуацией. Определенные законодательные механизмы в рамках 122-го ФЗ обозначают сегодня региональные и федеральные льготы. Достаточно большое количество лиц, к примеру инвалиды, ликвидаторы аварии на ЧС, участники ВОВ, имеют право на федеральную льготу, и 31 категория лиц имеет право на обеспечение лекарственными препаратами за счет регионального бюджета. На протяжении длительного времени складывается интересная ситуация: региональных средств меньше, но обеспеченность региональных льготников лучше, чем федеральных. И вот почему. С 2006 года так называемый закон о монетизации льгот дает право этим людям отказаться от получения лекарства в пользу денежной компенсации. 80% федеральных льготников так и делают, а затем приходят в минздрав и просят обеспечить их препаратами уже из региональных льгот.
Это несовершенство законодательной системы мы обсуждали в Госдуме 23 мая на заседании рабочей группы по подпроекту «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» национального проекта «Здравоохранение». Мы говорили о том, что необходимо продлить как минимум до года обеспечение необходимыми лекарственными препаратами всех перенесших инсульт и инфаркт по федеральной льготе, ведь не всегда у людей есть возможность самостоятельно их купить. Также шла речь о том, чтобы узаконить возможность человека единожды получать льготу или внести поправки в законодательство, где обозначить, что если человек является федеральным льготником и он от этой льготы отказался, то есть получил ее деньгами, то он уже не имеет права повторного обращения, ведь такой двойной стандарт ухудшает возможности получения лекарств тем, кто в них нуждается.

Вторая проблема, с которой мы сталкиваемся, — обеспечение пациентов с орфанными заболеваниями, встречающимися не более чем у 10 человек на 100 тыс. Это направление ввели в 2011 году, и тогда было всего 24 нозологиии, соответственно, было определено финансирование для лекарственного обеспечения этой группы граждан. Сегодня все большее количество заболеваний признаются орфанными, их уже около 300, соответственно, и средства нужны совершенно другие. Регионы все чаще не в состоянии обеспечить всех своих орфанников, более того, по ряду орфанных заболеваний не зарегистрированы препараты и стандарты лечения, то есть нет возможности оказания помощи. Мы сталкиваемся с этой ситуацией. Особенно когда это касается детей. Хорошо понимаем родителей, которые цепляются за соломинку, чтобы улучшить состояние своего ребенка. Но, к сожалению, у нас зачастую нет законодательной возможности решить эту ситуацию. Например, если медики считают, что препарат может помочь пациенту, но у нас нет права его приобрести, или когда он зарегистрирован только для взрослых, но так как является единственным, то федеральные медицинские институты прописывают его и детям. И вот тогда мы обращаемся в благотворительные фонды и в социально ориентированные фармацевтические компании. И я благодарна, что они помогают нам эти проблемы решать.
Конечно, еще лет 10-15 назад у нас не было такой возможности обеспечивать население лекарственными препаратами, которая есть сегодня. Сейчас почти 1 млрд руб. из областного бюджета и 2 млрд руб. из федерального бюджета идут на лекарственное обеспечение. И тем не менее случаются ситуации, когда проблему одного конкретного человека мы не можем решить. И поэтому тогда нам буквально всем миром приходится помогать конкретному человеку.

Наталья Косякова.jpg

Наталья Косякова, начальник фармацевтического управления минздрава Ростовской области:
— Финансовая составляющая льготного лекарственного обеспечения граждан нашей области включает в себя средства федерального и областного бюджетов. За последние три года объем средств на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета увеличился на 86 млн руб. Утвержден норматив финансовых затрат в месяц на одного пациента — 428,39 руб., для страдающих сахарным диабетом — 559,15 руб. Право на льготное лекарственное обеспечение сегодня имеют 253 тыс. граждан, страдающих 31 нозологией, а также дети до 3 лет и дети до 6 лет из многодетных семей. В прошлом году отпущено лекарственных средств на сумму 962 тыс. руб. по 1449 тыс. рецептов. Средняя стоимость одного рецепта составила 663,96 руб. Средняя стоимость лекарственного обеспечения одного регионального льготника — 8081,52 руб. В 2019 году перечень средств был увеличен на 49 наименований лекарственных препаратов, куда вошли инновационные эффективные препараты, позволяющие осуществлять лечение по новым медицинским технологиям.
К сожалению, сегодня объем средств для федеральных льготников области сокращается. Но в связи с массовым выходом из нее пациентов в Ростовской области 6-7 лет назад сейчас у нас всего 17% таких льготников. А норматив финансирования рассчитывается на каждого федерального льготника, причем он с каждым годом растет. Причем обеспечение лекарственными препаратами именно этой категории граждан очень важно, ведь это самая социально уязвимая категория — инвалиды, которые не могут работать, и, конечно, их материальное состояние хуже, чем у работающих граждан. Плюс это пациенты с хроническими заболеваниями, которые требуют постоянного лекарственного обеспечения, а оно, как правило, значительно дороже, чем обеспечение региональных льготников.
На сегодняшний день мы получили на 200 млн руб. меньше, чем в 2018 году, так как по нормативным документам дополнительные средства формируются исходя из количества льготников, которые получат инвалидность и перейдут в эту категорию граждан. Поэтому средства, которые мы получим до конца этого года, нам не известны, они не прогнозируются.
Федеральная программа лекобеспечения, которая была принята в 2005 году и внесла колоссальный вклад в лекарственное обеспечение всех жителей страны, сегодня требует серьезного реформирования. Самое главное — определиться, деньгами она обеспечивает или все-таки лекарственными препаратами. Если будут только препараты, то средств нам хватит. В настоящее время федеральный бюджет составляет чуть больше миллиарда, а если бы не было так называемых отказников, то бюджет Ростовской области на эти цели составлял бы 6 млрд руб.

Светлана Пискунова.jpg

Светлана Пискунова, главный врач детской областной клинической больницы, депутат Законодательного собрания Ростовской области:
— На площадке Законодательного собрания области, на тематических круглых столах все эти острые вопросы обсуждались. Проблема лежит в очень серьезной плоскости. Мы начали обсуждать ее еще в Общественном совете при минздраве области, куда входит более 15 общественных организаций, имеющих большую аудиторию и членство, и все представители говорили о том, что нужно отменить монетизацию льгот. Я как глава Общественного совета обращалась с инициативой в Законодательное собрание области и в Госдуму и как доверенное лицо президента в ходе предвыборной кампании при подготовке наказов включала пакет документов с таким же предложением.
Но органы исполнительной власти очень аккуратно подходят к этому вопросу, ведь 80% граждан предпочли заменить льготу денежной компенсацией. Не вызовет ли это обратного недовольства от 400 тыс. льготников только в Ростовской области? Не ущемит ли это их интересы? Поэтому было принято решение обсудить эти вопросы на площадках областной Общественной палаты, сформировать предложения и выйти с ними в Госдуму, если, конечно, общественность области поддержит те решения, которые высказывают члены общественных организаций. Возможно, хорошим решением здесь может стать введение страхового принципа.

Необходимо менять механизмы и сроки закупок лекарственных средств для повышения доступности лекарственного обеспечения и повышения качества этого обеспечения для конкретного пациента. Ведь наука не стоит на месте — много биогенно-инженерных препаратов пришло в нашу жизнь. Они сегодня очень дорогие, и ни один бюджет за ними не поспеет. А потому, чтобы использовать эти средства, нам приходится прибегать к помощи благотворительных организаций, таким как фонд «Дарина», за что мы им очень благодарны.

Татьяна Авдеева.jpg

Татьяна Авдеева, руководитель фонда «Дарина»:
— В нашем уставе изначально стоит формулировка «содействие в оказании социально-психологической помощи детям и подросткам, а также молодым людям до 25 лет с онкологическими, гематологическими и другие тяжелыми заболеваниями». Мы всегда ориентировались на то, чтобы участвовать в помощи паллиативным детям. Семь лет наш фонд «Дарина» помогает детям, болеющим раком, а в этом году мы взяли на себя обязательства собирать средства на инъекционные антибиотики для детей, болеющих муковисцидозом, приобретение которых не предусмотрено за счет федерального и областного бюджетов. Муковисцидоз — редкое тяжелое наследственное заболевание, с которым семьям в одиночку бороться очень сложно. Когда меня спрашивают «Почему вы взяли это заболевание?», отвечаю, что под свою опеку мы берем самых тяжелых детей, тех, которые могут жить только благодаря лекарственным препаратам. Может быть, поэтому мы и взяли эту нозологию. Наверное, потом будут и другие. Отмечу, что мы привыкли идти рука об руку с врачами, и когда возникает потребность, мы как фонд не решаем, кому помогать, кому нет, это всегда обсуждаем с медиками и потом уже взвешиваем наши возможности и начинаем работать.

Галина Козлова.jpg

Галина Козлова, руководитель бюро благотворительного фонда «Русфонда» Ростовской области:
— У фондов нет своих средств нет — мы обращаемся к людям. И это их нужно благодарить, потому что они жертвуют свои кровно заработанные деньги, чтобы помочь детям и взрослым. То есть жертвуют благотворители, лечат врачи, а мы лишь налаживаем коммуникации. Что касается нашего взаимодействия с министерством и медиками, то здесь важно то, что мы не должны заменять государство. Мы всегда можем подстраховать в каких-то моментах. Законодательство страны направлено на то, чтобы помогать всем, а бывают частные случаи, которые из этого процесса выпадают. К примеру, ребенок приехал из Украины, мама только оформляет необходимые документы, а время идет, и лекарство нужно сейчас. Или, допустим, пока отлаживается закон о паллиативной помощи, мы стараемся обеспечить лекарственными препаратами пациента, пока эти механизмы не начнут работать.
Но важно понимать, что фонды не могут системно решать такие вопросы, потому что даже у крупнейших фондов бюджет 1,8 млрд руб. в год. По сравнению с федеральным бюджетом это капля в море. А системные вопросы может решать только государство.

Григорий Доропей.jpg

Григорий Доропей, руководитель регионального направления по обеспечению доступа препаратов на рынок компании «Такеда-Фармасьютикалс»:
— Наша компания является социальной с точки зрения подходов, которые мы стараемся комплексно реализовать на территории РФ. Когда мы видим проблемную точку, стараемся полностью системно ее понять, обсудить на всех уровнях и предложить какие-то решения. Те предложения, которые у нас есть, — это ряд нозологических форм, в которых мы ведем активную деятельность. Это и онкология, и гастроэнтерология, и гемофилия, и генетические заболевания. Мы как партнеры предлагаем и экспертизу, и обучение специалистов. В качестве пилотного проекта в Ростовской области мы хотели бы предложить создание центра по диагностике и лечению воспалительных заболеваний кишечника.

Оксана Житина.jpg

Оксана Житина, менеджер по доступу препаратов на рынок компании «Такеда-Фармасьютикалс»:
— У нас есть опыт системного подхода в регионах, где мы, прежде чем начать работу по проекту, предоставляли аналитические данные и фармакологические модели обсчета. Пилотный проект был запущен в Казани, там просчитывалась собственная экономическая модель. Для расчета брались пациенты, имеющие от первой до четвертой стадии ВЗК, и считалась экономическая нагрузка, которая ложилась на регион при их лечении. Получилось, что если провести полную диагностику и курс лечения на первой-второй стадии, эти люди не станут инвалидами, а значит, не будут нуждаться в дорогостоящей терапии. Это сэкономит большую долю бюджета.
Почему это актуально для регионов? Заболевают в основном молодые люди и дети 14-16 лет, но пик заболеваемости приходится на 20-40 лет, когда человек наиболее работоспособен и может приносить большие деньги своему региону. Вместо этого он забирает средства на лекарственное обеспечение и многочисленные операции. Кроме того, эти люди имеют еще и большую психологическую нагрузку. И сейчас такая организация, как «Доверие», наконец занимается этими пациентами и к тому же проводит для них психологические курсы. И это также одно из направлений нашей деятельности. Поэтому, имея такой опыт и разработки, мы бы хотели реализовать в Ростовской области в рамках государственно-частного партнерства свой проект по созданию центра ВЗК или по выделению службы гастроэнтерологии в отдельное направление.

Александр Крат.jpg

Александр Крат, начальник управления лечебно-профилактической помощи минздрава Ростовской области:
— В Ростовской области достаточно много направлений, которые мы реализуем в рамках государственно-частного партнерства. Направления, которые мы не пытаемся развивать в своих лечебных учреждениях, мы отдали своим социально ориентированным партнерам из частного бизнеса. И от пациентов слышим только слова благодарности. Например, 10 лет назад мы были на предпоследнем месте в РФ по обеспечению диализных пациентов. Сегодня у нас масса гемодиализных центров не только в Ростове, но и по области. И если раньше пациенты не могли попасть на гемодиализ, то теперь их проблемы изменились. Пациенты не хотят ехать на гемодиализ за 200-300 км, а предпочитают, чтобы центр находился в пределах 50 км от места жительства. И поэтому мы открыли центры в Миллерово, в Волгодонске, идет открытие в Сальске.
Пациентов с ВЗК действительно достаточно много, они требуют и помощи, и определенных капиталовложений, поэтому мы рассмотрим предложение компании «Такеда», но в любом случае будем подходить к принятию решения взвешенно, и думаю, что Ростовская область пойдет, как обычно, своим путем.
Я думаю, ни у кого не вызывает сомнений, что лекарственное обеспечение во всей России и по Ростовской области должно сохраниться. В какую форму оно трансформируется, это уже вопрос нашего мировоззрения, наших людей и финансово-экономической ситуации в стране. Но перестраивать эту систему нужно. Возможно, это будет по страховому принципу, который наиболее приемлем сейчас, а возможно, это будет финансирование именно лекарственного обеспечения, когда человек сможет выбирать, какой препарат ему взять: отечественный или, по его мнению, более эффективный импортный. ||