Работа по изменению этой ситуации ведется давно, и теперь государства-члены ООН готовы приложить серьезные усилия для достижения всеобщего охвата медико-санитарными услугами — такой пункт появился в Целях в области устойчивого развития до 2030 года. Как сделать медицину и медпрепараты доступными для максимального числа людей, «Здравоохранению России» рассказал руководитель офиса Всеобщего охвата услугами здравоохранения при канцелярии генерального директора ВОЗ Рюдигер Крех.
Доктор Крех, какова сегодня ситуация с охватом медицинскими услугами?
Увы, должен признать, что до сих пор как минимум половина населения земного шара не имеет доступа (или имеет ограниченный доступ) к базовым медуслугам. Очень беспокоит то, что порядка 800 млн человек тратят более 10% семейного бюджета на услуги здравоохранения, а почти 100 млн человек ежегодно вынуждены скатываться буквально в нищету, чтобы оплатить медицинские расходы. Это абсолютно неприемлемо. Однако надежду внушает тот факт, что страны с самым разным уровнем доходов, понимая важность изменений, слома этой тенденции, продвигают всеобщий охват медико-санитарными услугами (МСУ) и всячески способствуют его развитию. Также радует и то, что все больше стран начинают ответственно относиться к сбору достоверной качественной информации об охвате МСУ. Хотя, разумеется, собирать ее все еще очень и очень непросто.
А если говорить о том, почему так много людей не имеют доступа к медицинской помощи, то тут я могу сказать одно: для этого явления нет ни одной технической или финансовой причины. И мы четко знаем, что нужно делать, чтобы ситуация изменилась. Более того, практически все страны могут себе позволить качественную и доступную базовую медпомощь населению. Но не забывайте: здравоохранение — это в первую очередь сфера политических интересов.
И что в связи с этим предполагается предпринять?
Всеобщий охват МСУ (как часть глобального плана устойчивого развития ООН) подразумевает, что в ближайшие пять лет на 1 млрд человек больше смогут получить доступ к качественной медпомощи без угрозы разорения или нищеты. Но мы не сможем этого достигнуть, идя по проторенной дорожке. И в первую очередь хочу остановиться на том, что ВОЗ придется делать иначе.
Мы создали совместную рабочую группу, которая способствует определенным «восходящим процессам», которые идут в той или иной в стране. Такой подход дает большую гибкость и мобильность, он усиливает межорганизационное сотрудничество, благодаря которому удается оказать качественную поддержку каждому из 150 страновых офисов ВОЗ в разработке и реализации стратегии всеобщего охвата МСУ. Более того, это позволяет использовать нашу общую энергию, технические навыки и знания на глобальном и региональном уровнях, чтобы сосредоточиться на внедрении всеобщего охвата МСУ в странах, наиболее в этом нуждающихся.
Если ставить на первое место интересы страны, то именно на них будут сосредотачиваться усилия всех партнеров и доноров. Но, увы, так бывает не всегда. Достижение всеобщего охвата услугами здравоохранения будет означать четкое определение правил игры, в том числе и для частного сектора. И благодаря необходимым усилиям позволит сделать самые основные лекарственные препараты доступными для всех. При этом усилится взаимодействие с финансовым сектором, поскольку здравоохранение является одной из крупнейших сфер экономических интересов в мире.
Похоже, это действительно способно изменить положение дел в мировом здравоохранении. Но если говорить не только о планах, но и о реальных достижениях, то что уже удалось сделать?
На сегодня мы уже смогли расширить финансовые возможности здравоохранения — это одно из самых больших достижений за последние 15 лет. Тогда, полтора десятилетия назад, почти 100 стран не могли позволить себе содержать собственную систему здравоохранения и зависели от внешнего финансирования. Сейчас таких осталось только 35.
Мы расширили базу знаний и теперь располагаем гораздо более обширной информацией, чем 40 лет назад, о том, какой должна быть эффективная система здравоохранения и как внедрять и налаживать ее в разных ситуациях, условиях и обстоятельствах.
Также расширилось и политическое влияние. Теперь эффективная система оказания медпомощи является приоритетом для большинства стран, одним из самых обсуждаемых вопросов в самых высоких политических кругах. Более того, часто именно на этой теме строятся или рушатся выборные кампании.
Чем дальше продвигается общество в своем развитии, тем очевиднее становится, что состояние здравоохранения — «сейсмограф» любого глобального развития.
И уже есть прекрасные примеры, когда целенаправленные действия привели к улучшению охвата медуслугами в самых разных частях света. Например, Индия, Греция и Кения небыстро, но уверенно движутся ко всеобщему охвату МСУ. Вообще усилия по улучшению системы здравоохранения становятся наиболее эффективными, когда сама эта система «человекоориентирована» (в фокусе люди, а не болезни), гибка и тесно связана с другими социальными службами. С непредвиденными угрозами (такими, как эпидемии) наиболее эффективно справляются системы «обучающиеся». Это значит, что наука, информационные технологии и культура ориентированы на постоянное совершенствование и инновации, а лучший опыт и передовые технологии органично интегрируются в процесс предоставления медуслуг.
В связи с этим не могу не спросить о постоянно растущей стоимости лекарственных средств, ведь нередко это становится краеугольным камнем в вопросах налаживания доступного здравоохранения…
Действительно, доступ к медпрепаратам — одна из ключевых проблем сегодня для всех абсолютно стран. Цены на лекарства (особенно инновационные) растут стремительно, государственные медицинские системы, как правило, ограничены в средствах. Так что нередки ситуации, когда из-за возникающих в таком случае ограничений люди, срочно нуждающиеся в определенном лечении, не могут его получить.
В то же время более старые препараты, имеющие самую низкую стоимость, постепенно вымываются с рынка, сигнализируя о том, что очень дешево — тоже плохо.
Так что система справедливых цен может смягчить эти проблемы, сделав супердорогие лекарства более доступными, при этом предоставив производителям больше стимулов заниматься инновационной работой, не бросая при этом производство старых препаратов. Поэтому ВОЗ проводит глобальный форум по вопросам справедливого ценообразования и доступа к лекарственным препаратам. На нем уже обсуждались возможности создания более справедливой системы ценообразования — той, которая позволила бы удовлетворять запросы системы здравоохранения и развивать инновации. Были подробно рассмотрены наиболее сложные вопросы, как, например, текущее ценообразование в фарминдустрии, основанное на ценности препаратов, потребность в большей прозрачности и концептуальная связь между НИОКР и ценами на лекарства.
Не будем забывать, что жизненно необходимые медпрепараты — это не роскошь, а необходимое общественное благо. И этому вопросу мы намерены уделять самое пристальное внимание.