О том, какие перспективы внедрения и использования информационных технологий в работе медучреждений, а также развития, возможно, самого масштабного телемедицинского проекта страны, рассказал корреспонденту журнала «Здравоохранение России» советник генерального директора АО «РТ Лабс» Владимир Соловьев.
  
На каком уровне сейчас находится информатизация здравоохранения России?
К сожалению, до сих пор нет официального подхода к оценке уровня информатизации здравоохранения. Вернее будет сказать, что существует слишком много произвольных параметров. Например, в Санкт-Петербурге разработали свой индекс степени информатизации лечебных учреждений. В целом эксперты пока не пришли к единому мнению, как же измерить уровень информатизации здравоохранения в масштабах всей страны.
Оценка основывается на разных понятиях и показателях, а потому находится в экспертной плоскости. Многие регионы провели колоссальную работу по информатизации медицины, а в ряде субъектов РФ по тем или иным причинам не было сделано ничего. Поэтому если брать среднее значение, то информатизация находится на уровне 60-70%.

Для многих руководителей районных поликлиник тема информатизации заканчивается на запуске онлайн-записи к врачу и введении электронного документооборота. Как бы вы аргументировали необходимость внедрения современных технологий?
Онлайн-запись и электронный документооборот — это отлично. Но если катализировать эти процессы полноценно, без вовлечения остальных сегментов бизнес-процессов лечебного учреждения не обойтись. Нужно идти дальше. Ведь любое технологическое решение разработано в ответ на потребность специалистов и медучреждений.
Наглядным примером эффективности использования информационных технологий в ЛПУ может служить решение «РТ Лабс» — «Единый рентгенолог», которое стартовало несколько лет назад и успешно эксплуатируется в Республике Татарстан. Сервис позволяет организовать удаленную консультацию врача-рентгенолога вне зависимости от времени суток. Таким образом, решаются минимум две задачи: обеспечение круглосуточной консультации квалифицированного специалиста и повышение производительности оборудования. Так, например, ночью или во внерабочее время снимок может сделать дежурный лаборант, а его интерпретацию — врач-рентгенолог из другого медучреждения, который работает именно сейчас.
А в Мурманской области весной прошлого года проходила апробацию технология голосового ввода протоколов при описании компьютерной томографии головного мозга, органов брюшной полости и грудной клетки. Решение позволяет вводить текст путем диктовки. Это экономит не менее 30% времени врача-рентгенолога, снижает утомляемость специалиста и количество ошибок ввода. Качество распознавания медицинской профессиональной речи при этом достигает 95%. Крупнейшие мировые производители Siemens и Philips имеют такие модули на английском, французском и немецком языках. В России мы стали первыми, кто «научил» речевые процессоры распознавать медицинские термины на русском языке и правильно их писать.
Помимо прикладных преимуществ использования информационных технологий стоит также упомянуть о законодательных требованиях. К концу 2018 года все государственные лечебные учреждения должны быть подключены к ЕГИСЗ и передавать в нее всю информацию об оказанной медицинской помощи. А к концу 2019 года к такой экспансии должны присоединиться все лечебные учреждения без исключения.

информационные технологии в медицине.jpg

Какие технологичные продукты предлагает «РТ Лабс» для автоматизации медучреждений?
Мы совместно с «Ростелекомом» развиваем ключевые решения в сфере информатизации здравоохранения. Это Региональная медицинская информационная система (РМИС) и Центральный архив медицинских изображений (ЦАМИ).
РМИС позволяет автоматизировать более 40 бизнес-процессов медучреждений, например, электронную медицинскую карту, запись на прием к врачу, электронную очередь, регистратуру и многое другое, что облегчает работу специалистов и делает посещение поликлиники более комфортным. Сервис позволяет также объединить в одном информационном пространстве несколько медучреждений. К примеру, пациент может получить консультацию врача в медучреждении района А, а на следующий день поехать к другому специалисту в район Б, который имеет доступ к истории оказания медпомощи. Таким образом, сохраняется преемственность лечебного процесса. Сегодня РМИС успешно функционирует более чем в 1,5 тыс. медучреждений в 20 субъектах Российской Федерации.
ЦАМИ — это облачный архив, который принимает, хранит и передает диагностические изображения. Доступ к нему возможен из любой точки мира. С его помощью можно организовать онлайн-консилиумы или дистанционные консультации специалистов, а также обращаться к результатам исследований в случае рецидива заболевания или повторного приема. Использование таких изображений в цифровом виде как минимум позволяет медучреждениям экономить десятки миллионов рублей на закупке расходных материалов. А глобально — решать вопрос нехватки квалифицированных кадров, в частности в удаленных регионах. Как следствие, медицинские услуги становятся ближе и доступнее, в том числе маломобильным гражданам. В настоящее время ЦАМИ внедрен в девяти регионах страны, а еще в пяти эксплуатируется в пилотном режиме.

Сейчас все больше говорят о развитии телемедицины. У «РТ Лабс» уже есть что предложить рынку?
В начале года наша компания запустила проект по разработке телемедицинской платформы «Электронный доктор». Сервис позволит получать квалифицированную консультацию вне зависимости от местонахождения пациента с использованием мобильного устройства. Люди смогут дистанционно обращаться за экстренной медицинской помощью, наблюдаться у врача, записываться к нему на прием, самостоятельно отслеживать состояние своего здоровья на основании мониторинга wellness-устройств. Такое решение даст старт формированию новой культуры здоровьесбережения и качественно нового уровня жизни граждан. Отрасли это позволит разгрузить медучреждения от очных посетителей и предоставить удобный цифровой канал взаимодействия с пациентами. У нас в разработке есть и другие глобальные проекты, а также идеи коллабораций, которые сделают для граждан процесс получения медпомощи более комфортным и доступным, а сферу здравоохранения — эффективнее.