О саморегулировании в медицине заговорили еще в 2008 году, признав, что без него формирование конкурентоспособного рынка медуслуг невозможно. Но только в 2012 году одним из первых СРО, а точнее третьим, по медицинской деятельности стала СРО НП «Медицинская палата Санкт-Петербурга». О проблемах, которые решает СРО, и об итогах работы за первые пять лет саморегулирования «Здравоохранению России» рассказала исполнительный директор саморегулируемой организации, преподаватель кафедры менеджмента в здравоохранении Санкт-Петербургского института стоматологии последипломного образования Светлана Остренко.

Светлана Юрьевна, с чего начиналась работа СРО «Медицинская палата Санкт-Петербурга», какие задачи ставила перед собой организация с первых дней своей работы?
Медицинская палата Санкт-Петербурга начала свою деятельность в 1998 году как некоммерческое партнерство, объединяющее медицинские стоматологические организации. 12 сентября 2012 года партнерство получило статус саморегулируемой организации по предпринимательскому типу, номер в госреестре Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 0292.
Нужно понимать, что предпринимательские СРО не охватывают своим контролем взаимоотношения между врачом и пациентом, т. е. профессиональную деятельность. Это компетенция профессиональных СРО, которых в России на сегодня зарегистрировано три из восемнадцати.
Предпринимательские СРО должны контролировать обеспечение медицинскими организациями — ​членами СРО — ​безопасности условий оказания медпомощи: выполнять требования к персоналу, производственным помещениям, медицинским изделиям, санитарно-эпидемиологическому режиму, соблюдению прав пациента и т. п.
Деятельность партнерства «Медицинская палата Санкт-Петербурга» основана на сотрудничестве с отраслевым институтом и другими СРО.
За пять лет становления и развития партнерство успело завоевать доверие и уважение как со стороны его членов, так и со стороны коллег из других саморегулируемых организаций.

Какие задачи стоят перед СРО сегодня?
Получив более легитимную технологию участия медицинских организаций частной формы собственности в государственном управлении, партнерство прилагает необходимые усилия для развития саморегулирования. Призма саморегулирования раскрывает для всех ее участников новые возможности взаимодействии между собой, упорядочивает действия экономических объектов и субъектов, придает процессам более организованный характер, обеспечивает соблюдение нормативно-правовых требований, в том числе и со стороны органов исполнительной власти, сохраняет баланс государственных и общественных интересов.
В то же время под саморегулированием законодательство (Федеральный закон N315-ФЗ «О саморегулируемых организациях») понимает самостоятельную и инициативную деятельность, которая осуществляется в нашем случае субъектами предпринимательской деятельности и содержанием которой является контроль за соблюдением разработанных стандартов и правил.
То есть очень важно именно то, что предпринимательское сообщество, объединившись в СРО, берет функцию контроля на себя, обеспечивая самостоятельно этот процесс всеми необходимыми ресурсами — ​человеческими, материальными, финансовыми, тем самым ограничивая контроль со стороны органов исполнительной власти и разделяя объем проверок юридических лиц — ​членов СРО — ​с государственными органами за своей деятельностью.

Каким образом происходит это разделение контролирующих функций?
В структуре СРО функцию контроля осуществляет комитет по контролю, который состоит из председателя комитета, его членов и внешних экспертов.
Если посмотреть на список органов, которые осуществляют контроль и надзор, то сокращение объема контрольных функций (не более чем 10% общего числа членов саморегулируемой организации) со стороны органов исполнительной власти — ​это существенный бонус для медицинских организаций.
Помимо контроля задача СРО (что вытекает из самого названия) — ​регулирование. Что делается именно для регулирования работы медицинских организаций?
СРО уделяет внимание разработке стандартов и правил, которую проводит комиссия по стандартизации. Разработка стандартов позволяет медорганизациям однозначно исполнять законодательную норму, а также поддерживать необходимый документооборот, который предъявляется при внешней проверке.

стомалотология.jpg

Как вы считаете, что является главным итогом появления СРО в медицине?
За более чем 20 лет существование частной медицины предпринимательское сообщество, как мы уже говорили раньше, самостоятельно осуществляло свою жизнедеятельность в рамках законодательства путем его исполнения.
И теперь у предпринимательского сообщества, объединившего этих профессионалов в СРО, появилась возможность не только исполнять законодательство, но и участвовать в его формировании и исполнении государственных функций.
Тем самым благодаря участию в СРО медицинское сообщество получило возможность оперативно регулировать отношения между членами СРО и государством.

Какие итоги пятилетней деятельности СРО НП «Медицинская палата Санкт-Петербурга» вы считаете наиболее значимыми?
За пять лет нам удалось реализовать все возможности саморегулирования.
Прежде всего, устранить избыточное государственное управление путем перехода преимущественно к косвенным методам регулирования экономических процессов.
Во-вторых, расширить долю участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти. В-третьих, поддерживать высокие стандарты предпринимательской деятельности и деловой этики в отрасли. Наконец — ​и это очень важно — ​развивать деловые контакты в области оказания медицинских услуг, увеличить объем взаимодействия с негосударственными организациями и друг с другом.
В заключение хочется отметить, что руководители медорганизаций оснащают свои клиники новейшим оборудованием, внедряют передовые медицинские технологии, проводят отбор и обучение медицинских кадров, поддерживают высокий уровень организации производства и сервиса и, самое главное, сохраняют индивидуальный подход к каждому пациенту, а это хорошая база для того, чтобы пациент оказывал большее доверие тем организациям, которые состоят в СРО. Ведь основная цель СРО — ​не только защита прав и интересов членов СРО, а обеспечение добросовестного осуществления ими своих обязанностей перед пациентами.