Совершенствование детской медицины вынесено в один из разделов нацпроекта «Здравоохранение». Предполагается снизить младенческую смертность, повысить доступность и качество медицинской помощи на всех этапах ее оказания, а также усилить профилактическую работу. Что уже сделано в детской службе здоровья и что нужно перестроить, «Здравоохранению России» рассказала заведующая отделением неотложной педиатрии Научного центра здоровья детей Татьяна Куличенко.

Татьяна Владимировна, вы являетесь инициатором и проводником проекта «Аудит качества оказания стационарной помощи детям в детских стационарах муниципального и регионального уровня». Что собой представляет этот проект?
В детском здравоохранении накопилось много проблем. Например, у нас нет единых протоколов лечения, в каждой территории действуют свои клинические рекомендации. Регулярно в стационары госпитализируется очень много детей, и не всегда обоснованно. При этом тяжелобольного ребенка стационары зачастую берут неохотно, ведь каждый случай может оказаться проблемным, а вылечить пациента с легкой формой заболевания очень просто. Идет широкое применение препаратов, не обладающих доказательной базой.
Проект по аудиту качества стационарной помощи детям долгосрочный и подразумевает неоднократное обучение персонала, регулярные тренинги и аудиты. Это помогает специалистам найти правильный путь выполнения своих обязанностей, который должен соответствовать передовым требованиям мирового здравоохранения. Этим проектом охвачено много регионов. Там, где работали эксперты, результаты ощутимы. Больницы без вложения дополнительных финансовых средств извне провели ремонт, реструктуризацию, например реанимацию перенесли ближе к приемному отделению, чтобы быстрее оказывать неотложную помощь. Снижение необоснованных госпитализаций, назначения ненужных лекарств, необоснованных внутривенных инфузий и уколов, антибиотиков, необоснованное снижение боли — вот цель, которая меняет работу стационара в качественную сторону.

В наш век Интернета многие родители пытаются сами оценивать работу врача или обоснованность назначенных ребенку медикаментов. Необходимо ли менять эту ситуацию?
В определенный момент в стране произошел разгул фармрынка. Пошло обилие рекламы медпрепаратов, которое, кстати, продолжается до сих пор. Можно посмотреть телевизор и пойти полечиться ото всех болезней сразу, а не стоять в очереди к врачу, и никто не ограничивает человека при покупке весьма небезобидных лекарств.
Ситуацию менять нужно, и для этого необходимо строить взаимодействие пациента и доктора. И именно доктор должен рассказать родителю, что происходит с ребенком, какие процессы идут в его организме. Он обязан доступно пояснить, что собирается делать, чем может или не может помочь, что должны или не должны делать родители в данном случае. Вообще век Интернета — худший век для этой темы. Потому что в Интернете можно найти любую информацию, и не обязательно она будет достоверной.

Есть ли, например, у участкового педиатра возможность вести такую разъяснительную работу, ведь всем хорошо известна загрузка докторов?
Загруженность не освобождает врача от обязанности объяснять свои действия, склонять пациента на свою сторону. Более того, доктор обязан определять и чувствовать настрой пациента в отношении лечения. Не может быть так, что мама ребенка требует капельницу, поэтому мы поставим капельницу, или она не верит в пероральные средства, и мы будем делать уколы по ее просьбе. Только доктор знает и понимает все возможные аспекты своего воздействия и способен объяснить это пациенту. Конечно, это требует очень хорошей подготовки, часто и психологической. Лишь тогда можно говорить о высоком качестве оказания помощи.