Появление в России с начала 2018 года страховых представителей-экспертов 3-го уровня позволяет работать со сложными, требующими вмешательства в организацию медицинской помощи обращениями застрахованных лиц, включая непосредственную организацию медпомощи и экспертизы качества оказанной им помощи.
  
В функции экспертов 3-го уровня входит оперативное разрешение спорных ситуаций, возникающих в момент госпитализации, а в случае необходимости и организация экспертизы оказания медицинской помощи в момент нахождения пациента в стационаре, контроль соблюдения прав пациента, доступности и соответствия медпомощи программам государственных гарантий.
По словам генерального директора ооо «ргс-медицина» надежды гришиной, участие эксперта позволяет решать задачи по восстановлению нарушаемого права застрахованного лица непосредственно в процессе оказания медицинской помощи, что в полной мере отвечает принципу пациентоориентированности.
Страховой представитель имеет право взаимодействовать с заведующими отделениями, заместителями главного врача, главным врачом. Они также могут обращаться за содействием к уполномоченным должностным лицам медицинских организаций и получать от них необходимую информацию для урегулирования и оперативного разрешения спорных ситуаций.

Одной из важных сторон деятельности страхового представителя 3-го уровня является осуществление индивидуального информирования граждан о необходимости своевременного обращения в медицинские организации для предотвращения ухудшения состояния здоровья и соблюдения необходимого лечебного процесса, в том числе по итогам проведенной ранее диспансеризации.
В качестве страховых представителей 3-го уровня могут выступать штатный врач-эксперт с сертификатом по специальности «общественное здоровье и организация здравоохранения» или штатный врач-эксперт с сертификатом по клинической специальности, отличной от специальности «общественное здоровье и организация здравоохранения».
С начала года проект участия представителей 3-го уровня развивается в двух направлениях: в амбулаторных и стационарных условиях. В первом случае это реализация права пациента по результатам проведенной диспансеризации на получение медицинской помощи надлежащего качества, радикально меняющей его индивидуальный риск смерти (сердечно-сосудистые заболевания, атеросклероз и пр.). В этой ситуации эксперт осуществляет контроль за постановкой на диспансерное наблюдение, изучает случаи повторного вызова скорой медицинской помощи по одному и тому же заболеванию, контролирует правильность определения медорганизацией риска развития фатальных осложнений заболеваний и т. д.

Во втором случае, например для пациентов с острым коронарным синдромом и острым нарушением мозгового крово­обращения (ОНМК), данная задача решается в региональном сосудистом центре, где оказываются основные объемы специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи по ОКС и ОНМК. Представитель осуществляет информационное сопровождение и экспертную деятельность в онкодиспансере с целью профилактики нарушения прав пациента на своевременную госпитализацию в определенные Минздравом РФ сроки, следит за соблюдением права на сроки цикловой химиотерапии и таргетной терапии и т. п.
При этом страховой представитель заинтересован исключительно в том, чтобы застрахованный пациент получил медицинскую помощь в полном объеме и надлежащего качества.