Все возрастающие требования к отечественным медучреждениям заставляют их активно задействовать инструмент аутсорсинга, передавая внешним исполнителям непрофильные работы. Медики охотно привлекают узких специалистов в таких сферах, как перевозка больных, бытовые и юридические услуги, бухгалтерский учет и даже лабораторно-диагностические исследования.

Собственно говоря, явление аутсорсинга в отечественной медицине появилось гораздо раньше, чем принято считать. К примеру, как рассказала главный врач Камчатской детской инфекционной больницы Татьяна Дмитриева, ее медучреждение никогда не занималось стиркой белья. «Еще в советское время для всех медучреждений Петропавловска-Камчатского был создан специальный комбинат, который осуществлял стирку. У них есть специальное оборудование, они используют мощные моющие и дезинфицирующие средства, отлично знают технологию, и к их профессионализму никогда не было вопросов. Мы работаем с ними по договору долгие годы, просто совсем недавно узнали, что это называется аутсорсинг», — призналась она в беседе с ИД «ЕвроМедиа».

«За» и «против»
Специалисты в сфере медицины отмечают, что аутсорсинговые схемы имеют целый ряд преимуществ, которые позволяют медицинской организации серьезно повысить свою эффективность. Как правило, отмечает генеральный директор «Интеркомп ЦБУ» Антон Огарков, главным из них является экономия бюджетных средств на реализацию непрофильных функций и сокращение штата непрофильного персонала. «Практика показывает, что использовать аутсорсинг дешевле, чем держать людей в штате для выполнения тех или иных задач. При этом экономия позволяет перераспределить средства внутри учреждения и повысить уровень средней заработной платы профильных сотрудников — врачей», — говорит Огарков. Эксперт уверен, что при этом повышается и качество реализации непрофильных задач, поскольку для аутсорсинговой компании это основная деятельность и работы выполняются высококвалифицированными специалистами, имеющими большой опыт работы в своей области. Третье ключевое преимущество, по мнению Антона Огаркова, — это беспрерывность ведения непрофильных задач. 

«В данном случае учреждение застраховано от человеческого фактора, сезона отпусков и незапланированного увольнения штатных сотрудников. Разделение ответственности — в случае передачи, например, такой непрофильной функции, как ведение бухгалтерского учета, руководитель учреждения разделяет с аутсорсинговой компанией ответственность за качество и своевременность ведения учета и сдачи отчетности. Обычно провайдеры страхуют свою профессиональную деятельность на случай допущения ошибок», — поясняет он. 

аутсорсинг в медицине.jpg

При этом далеко не все менеджеры в медицинской сфере готовы «поделиться властью» с внешними исполнителями и, напротив, стараются сконцентрировать в своих руках больше функций. Особенно это касается руководителей старой закалки, привыкших полностью контролировать все значимые процессы в собственной организации. Немаловажным фактором является и то, что далеко не всегда подрядчики в этой сфере могут гарантировать надлежащее качество услуг. А это в такой социально важной области, как здравоохранение, может обернуться для руководства большими проблемами. Кроме того, если в больших городах уже давно сформировался целый рынок внешних услуг для больниц, поликлиник и диспансеров, то в удаленных территориях большого числа желающих поработать с медицинскими учреждениями не наблюдается.

Аутсорсеры спешат на помощь
В некоторых направлениях аутсорсинг активно стимулируется федеральными и местными властями, которые справедливо полагают возможным таким образом серьезно повысить качество услуг. Так, одна из самых очевидных сфер применения аутсорсинга — услуги скорой помощи, пробные попытки которого были проведены еще в 2008 году. Программа передачи транспортных услуг скорой медицинской помощи на аутсорсинг была впервые внедрена в 2008 году в Пермском крае, но активное развитие получила в 2012-2013 гг. после перехода на одноканальную систему финансирования здравоохранения и децентрализации функции обновления парка скорой медицинской помощи с федерального уровня (Минздрав РФ и нацпроекты) на региональный уровень. При этом критики аутсорсинга автотранспортных услуг отмечают, что основная причина передачи функции доставки медиков и перевозки больных при оказании скорой медицинской помощи частным компаниям — отсутствие регионального бюджета для обновления парков в то время, как источником финансирования всех аутсорсинговых проектов стал внебюджетный источник финансирования (ОМС). То есть прямая покупка АСМП за счет средств ОМС невозможна, аутсорсинг же, как и лизинг, оплачивается по статье «аренда».

аутсорсинг в медицине.jpg

Наиболее активно транспортные услуги на аутсорсинг отдают регионы Поволжья и Юга. Полпред президента в ПФО Михаил Бабич признает, что искать новые формы работы медучреждения вынуждают определенные проблемы. Так, по его словам, в пяти регионах округа врачи скорой помощи испытывают чрезмерные нагрузки, так как работать им приходится на изношенном транспорте, а уровень зарплаты остается невысоким. В полпредстве отметили, что в связи с этим были даже забастовки и выражения массовых протестов врачей скорой помощи, и поэтому проблема находится на особом контроле у властей региона. «Президент РФ Владимир Путин совершенно справедливо указал на проблему, когда на обновление автопарка идет софинансирование из федерального бюджета, и предполагается, что регионы продолжат обновление и будут поддерживать автомобильный парк работоспособным, — заявил Михаил Бабич. — А получается, что 7-10 лет прошло, а автопарк не обновляется, износ почти максимальный, и практически транспорт стоит в ремонте, а не используется по назначению.

Многие регионы переходят на аутсорсинг по оказанию автомобильных услуг для скорой медицинской помощи. Сегодня мы должны обсудить ту работу, которую необходимо делать, чтобы привести автопарк в работоспособное состояние, отвечающее современным медицинским требованиям и условиям безопасности». Министр здравоохранения Кировской области Елена Утемова рассказала ИД «ЕвроМедиа», что регион еще 3 года назад разыграл аукцион на предоставление услуг по найму карет скорой помощи. «Мы считаем, что есть очень хороший эффект от такого сотрудничества. Теперь у главного врача нет забот, как купить бензин, как застраховать автомобиль и т. д.», — отмечает Утемова. Уже два года работает по схеме аутсорсинга Клиническая станция скорой медицинской помощи г. Ульяновска. По словам главного врача КССМП Айрата Имангулова, станция получила от аутсорсера 45 новых автомобилей скорой помощи, оснащенных аппаратами систем жизнеобеспечения, модулями ГЛОНАСС и другим необходимым оборудованием. В прошлом году в Волгоградской области запущен проект ООО «Волгоградская неотложка», который по задумке региональных властей позволит значительно повысить доступность и качество скорой медицинской помощи жителям Волгограда. 

«В распоряжении «Волгоградской неотложки» — 10 автомобилей, оснащенных всем необходимым оборудованием. На текущий год государственным заданием в рамках программы ОМС предусмотрено финансирование 50 тыс. вызовов, что позволит снять социальную напряженность в соблюдении норматива 20-минутной доступности скорой помощи для населения», — рассказал председатель областного комитета здравоохранения Владимир Шкарин.

На все руки мастера
Сегодня в здравоохранении аутсорсинг широко применяется не только при организации служб скорой помощи. Так, значительный объем работ по IT-сопровождению деятельности медорганизаций осуществляют специализированные компании — уровень информатизации современной больницы таков, что силами штатных специалистов учреждению просто не справиться. Востребованы медиками и услуги специализированных предприятий, предоставляющих юридические услуги. «Приходится очень много судиться, в первую очередь с контролирующими органами, которые рады придраться к любой запятой в договоре. По нашей тарифной сетке мы, к сожалению, не имеем возможности привлечь высококлассного юриста на постоянной основе, но это просто необходимо. Мы успешно работаем со сторонней юридической фирмой, которая полностью взяла на себя это направление, они всегда доступны, готовы ответить на любой вопрос. В общем, никаких неудобств в такой схеме я не вижу», — комментирует Татьяна Дмитриева. 

Все большую популярность приобретает сотрудничество с частным бизнесом в сфере бытовых услуг, прежде всего при организации питания. «Это выгодно как с экономической точки зрения, так и с точки зрения повышения качества содержания пациентов в медучреждениях, — отмечает Владимир Шкарин. — Он позволяет зафиксировать цену государственного контракта в существующих на момент его заключения ценовых диапазонах, что способствует экономии бюджетных средств. Так, контракт, заключенный в конце 2014-го на 2015 год по фиксированной цене не реагирует на изменение цены на продукты питания». В Волгоградской области с 2014 года на аутсорсинге питания работали 14 медучреждений с круглосуточным пребыванием пациентов, с 2015-го на аутсорсинг перешли еще 20 аналогичных учреждений из 88. «Механизм аутсорсинга предполагает приготовление комплексных блюд на базе пищеблоков крупных учреждений здравоохранения, с октября 2016 года мы переводим все медицинские учреждения с круглосуточным пребыванием пациентов на аутсорсинговую систему питания», — отмечает Шкарин.

Клиенты из Сети
Многие регионы пошли по пути централизации лабораторно-диагностической базы, что также можно считать примером аутсорсинга. В Кировской области лабораторная служба организована на базе областной клинической больницы, а в прошлом году на севере региона был реализован пилотный проект, когда вся лабораторная услуга была передана исполнителю госзаказа. «Это очень удобно, значительно расширился спектр проводимых лабораторных исследований. При этом во всех медицинских организациях остались лаборатории экстренных исследований», — рассказывает Елена Утемова. Татьяна Дмитриева отмечает, что собрать в одном месте все необходимое оборудование — дело достаточно хлопотное и дорогое, еще сложнее — подобрать команду специалистов, которые смогут на нем правильно работать. «Зачастую небольшому региону гораздо проще и логичнее сделать одну такую мощную службу, закупить оборудование и расходники, найти профессионалов, умеющих правильно читать показания машин. А уже эта служба работает по заказам остальных медучреждений», — комментирует она. Исторически именно детская инфекционная больница обладала наиболее сильной диагностической службой в Петропавловске, а в последние годы здесь по программе модернизации здравоохранения было закуплено уникальное для региона оборудование, например спектрометр. Сейчас больница выполняет исследования для других медучреждений города, то есть также является аутсорсером. Достаточно новое направление аутсорсинга в медицине — маркетинг. Появились даже целые агентства, готовые поставлять медицинским центрам клиентов, при этом полное информационное сопровождение они берут на себя. 

«Мы активно сотрудничаем с зарубежными клиниками в этом направлении. Мы ищем пациентов в России, консультируем их, помогаем собрать необходимый пакет документов и в итоге записываем в клинику на консультацию либо на госпитализацию. За эту активность клиника платит нам от 10 до 15% от стоимости медчека клиента», — рассказывает Дмитрий Домарев, руководитель компании DocLand.ru. Домарев поясняет, что клиникам сложно грамотно спланировать рекламную кампанию, особенно с учетом постоянно растущей конкуренции. Кроме того, у медиков может и вовсе не быть бюджета на продвижение, а рассказывать о себе все равно надо. Особенно охотно услугу продвижения на аутсорсинге используют зарубежные клиники. «Мы находим клиентов в Интернете: поисковые системы Yandex и Google, социальные сети, в основном Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram. На портале DocLand размещено много полезной информации для пациентов: достижения врачей, оборудование медицинских центров, современные технологии лечения заболеваний, отзывы пациентов. Клиенты заходят, читают, сравнивают, имеют возможность сразу забронировать время врача для консультации или организовать поездку на лечение. Если есть вопросы или сомнения, пациенты могут разрешить их, обратившись в наш контакт-центр, где работают опытные врачи с международным опытом лечения». Домарев сетует, что преимущества стороннего маркетинга пока не оценили крупные государственные клиники.

«Госклиники не готовы делиться прибылью, полученной от платных пациентов. Это, на мой взгляд, основной сдерживающий фактор в развитии этого направления. На портал DocLand ежедневно обращаются пациенты, которым мы рекомендуем зарубежные клиники. Российские учреждения нам рекомендовать невыгодно, хотя мы знаем сильных врачей и медицинские комплексы, оснащенные самым современным оборудованием», — делится эксперт.