Для рынка медицинской одежды 2020 год стал проверкой на прочность. Пандемия привела к тому, что весной 2020 года произошел резкий производственный скачок. Изготовление защитной одежды выросло почти на 100%. О том, какие тенденции были характерны для рынка медодежды и СИЗов в 2020 году, — в материале журнала «Здравоохранение России».

Быстрая реакция – залог успеха. Весной 2020 года ситуация на российском рынке медицинской одежды оказалась непростой: возник дефицит и средств индивидуальной защиты (СИЗ), и одежды, которая могла служить защитой врачам, работающим в «красной зоне».

Однако, несмотря на это, отечественные предприятия довольно быстро смогли перестроиться на новые условия работы. По мнению экспертов, это произошло во многом благодаря господдержке, система которой выстраивалась на протяжении последних нескольких лет.

«В 2015 году было принято постановление Правительства РФ № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Оно работает так: если в аукционе принимают участие два отечественных предприятия, то предложение иностранного производителя не рассматривается, — рассказал президент ассоциации «Здравмедтех» Александр Ручкин. — И именно благодаря этому рынок медицинской одежды в России стал по-настоящему отечественным. Для сравнения: если в 2010 году российских производителей на рынке было около 40%, то в 2019-м уже примерно 90%. Именно продукция российских производителей заняла рынок в стране в начале пандемии, и лишь в мае начались поставки иностранных игроков».

К 2020 году на отечественном рынке медицинской одежды уже прочно обосновались десятки компаний, которые имеют разрешительную документацию Росздравнадзора на производство, необходимое оборудование и слаженный коллектив. Благодаря этому они смогли практически сразу увеличить объемы производимой продукции и обеспечивать врачей средствами защиты.

Однако и этим предприятиям, несмотря на все имеющиеся наработки, пришлось задержать поставки по действующим контрактам в медучреждения, менять график смен, работать без выходных, закупать дополнительное оборудование.

«Проблема была в том, что весь персонал перевели на удаленку, и оперативно набрать его было достаточно сложно. Поэтому мы стимулировали в основном наших сотрудников, перевели их на разные смены. А сам завод начал работать круглосуточно», — рассказал генеральный директор ТД «АгатМед» Александр Горбик.

Необходимо было решать и проблему с поставками сырья, которое стремительно дорожало. Хорошим подспорьем для реализации этих целей стало то, что предприятия смогли получить помощь от Фонда развития промышленности — кредиты под 1% годовых. Перемены затронули и ассортимент предприятий, которые и до пандемии занимались производством медицинской одежды и СИЗов. «Здравмедтех», например, и до весны 2020 года производил комплекты врача-инфекциониста, однако они составляли примерно 10-15% от общего производственного объема, а потому не выделялись в отдельную группу товаров. Ситуация изменилась в марте 2020 года: продукцию выделили в самостоятельную товарную категорию, которая стала для компании самой востребованной. А ТД «АгатМед» в новых условиях пришлось сократить стандартный артикульный ряд, сконцентрировавшись на производстве операционных комплектов и СИЗов: комбинезонов, халатов, масок, шапок, фартуков и бахил. Для таких предприятий постепенно в десятки раз выросли и производственные объемы.

«Если раньше за год все предприятия «Здравмедтех» производили от 100 до 200 тыс. костюмов врачей-инфекционистов, то в 2020 году эта цифра превысила 2 млн», — рассказал Александр Ручкин.

Продукция крупных российских игроков, которые занимаются производством медицинской одежды на протяжении уже нескольких десятков лет, — это продукция, которая смогла пройти проверку и птичьим и свиным гриппом, и другими опасными инфекциями. За время своей работы они подготовили собственные наработки. Благодаря этому некоторые производители в начале пандемии смогли поделиться своей технологической документацией. С опорой на эти и другие разработки в масштабах всей страны весной 2020 года началось производство медицинской одежды и СИЗов, в которое включились предприятия легкой промышленности. Благодаря этому проблему поставок медицинских и гигиенических изделий в медучреждения и всем нуждающимся в промышленном масштабе удалось решить к лету 2020 года. Для производства масок производителями было закуплено более 30 высокопроизводительных линий, выпускающих маски в больших количествах — миллионов штук в день.

Для ускорения вывода продукции на рынок Правительством РФ было выпущено постановление № 430 «Об особенностях обращения медицинских изделий, в том числе государственной регистрации серии (партии) медицинского изделия» о временном упрощении процесса регистрации медицинских изделий.

Одним из предприятий, которое перепрофилировалось на производство масок, стало предприятие «Модер» в Ростовской области, которое до пандемии специализировалось на пошиве мужской одежды.


«Наша основная деятельность была приостановлена, и все специалисты занялись производством лицевых одноразовых масок. Для этого мы полностью перенастроили производство: переналадили оборудование, освоили новые лекала и виды работ, переобучили швей», — рассказала генеральный директор «Модер» Зинаида Господинко.

Выполнением заказа на производство гигиенических масок предприятие было занято около четырех месяцев. В результате было сшито около 200 тыс. масок. Кроме того, на предприятии отшили большую партию гигиенических масок и для собственных нужд, что позволило обеспечить ими сотрудников «Модер».

В самые тяжелые для российского рынка медицинской одежды и СИЗов времена инициативу подхватили и частные предприятия, которые также перепрофилировали свое производство. Одним из них стало предприятие в Омской области, которое до пандемии занималось производством женской одежды под брендом Ummami. Весной 2020 года спрос на женскую одежду упал, а в масках и медицинской одежде был дефицит. Именно поэтому предприятие приступило сначала к производству гигиенических масок, а после и медицинских костюмов.

«Мы производили около 100 тыс. гигиенических масок в месяц, а затем приостановили их выпуск и в апреле занялись производством медицинских костюмов. Коллектив, который трудился у нас, вырос с 30 до 100 сотрудников, большинство из которых занимались производством именно медицинских костюмов», — рассказала руководитель производства Татьяна Метелица.

К пошиву женской одежды компания смогла вернуться только осенью после завершения строительства дополнительного цеха. Однако даже в этот момент от медицинских костюмов не отказались. Сейчас предприятие работает по двум направлениям: шьет женскую одежду и медицинские костюмы.

Свою деятельность в условиях пандемии изменило и ателье в г.  Зеленогорске Красноярского края. Как рассказала его основательница Жанна Мандзий, до пандемии оно позиционировалось как творческая мастерская, которая занимается, помимо прочего, прокатом и изготовлением костюмов.

«В нашем городе весной 2020 года случился полный дефицит масок. Ограничительные меры уже вступили в силу, а их нигде нельзя было купить. Однажды я проснулась и увидела в соцсетях объявление о том, что одно из городских ателье занимается пошивом масок из марли на заказ. Меня поразила цена: 100 рублей за одно изделие. И тогда я задумалась о том, чтобы организовать пошив средств индивидуальной защиты — масок в своем ателье», — рассказала Жанна Мандзий.

На протяжении двух недель ателье работало без выходных, за время которых отшили больше 3 тыс. гигиенических масок. Их продавали по 25 руб. В производственном процессе участвовала вся семья Жанны — сын и родители. Они разделили фронт работы и выполняли заказы, которые поступали и из других городов региона. Сейчас ателье вернулось к прежней деятельности, но производство масок не прекратило. Правда, теперь это уже подарочные изделия: их украшают ручной вышивкой, логотипами и другими атрибутами.

«Первые 3-4 месяца ситуация на рынке медицинской одежды в России действительно была очень острой, — отметил Александр Горбик. — Однако уже летом более крупные промышленные производители медицинской одежды стали постепенно возвращаться к прежнему ритму работы и решать вопросы, связанные с выполнением годовых контрактов. А производство СИЗов и защитных костюмов подхватил средний и малый бизнес».

Защита, которой не было еще вчера. Весной 2020 года на рынке появилось немало новых игроков, среди которых — участники всероссийского волонтерского проекта «Мейкеры против COVID-19». Энтузиасты с помощью 3D-принтеров, лазерных станков и станков с ЧПУ изготавливали СИЗы и другую продукцию, которую передавали врачам. Ее ассортимент был довольно разнообразным: щитки, защитные боксы, заколки для масок, аппараты ИВЛ, респираторы и другие.

«СИЗы, которые создаются с помощью 3D-принтеров, используются врачами, но все относятся к ним по-разному. Кому-то нравится, кому-то нет, — рассказала заведующая инфекционным отделением КГБ № 1 г. Красногорска Иветта Горшкова. — Что касается щитков, то они не очень удобные: запотевают, сползают и плохо фиксируются. Хотя есть врачи, которым такие щитки нравятся. А респираторы нашли свое применение, в нашей больнице многие ими пользуются. Правда, в них не всегда удобно общаться с пациентами: они просто не понимают, что мы говорим. Поэтому чаще всего мы пользуемся все-таки одноразовыми тканевыми масками и респираторами Wogi».

Легких путей нет. Ситуация, возникшая на российском рынке медицинской одежды и СИЗов весной 2020 года, обнаружила ряд проблем, из-за которых возник дефицит. Первая из них связана с тем, что до этих пор у предприятий не было необходимости создавать большие запасы медицинской одежды и СИЗов, ведь существовавший до пандемии спрос был весьма ограниченным и полностью удовлетворялся. Предприятия-производители традиционно работали по контрактам, в соответствии с которыми определяли, какой объем продукции необходимо произвести в текущем году и сколько материалов понадобится для этого.

«О необходимости создания запасов средств индивидуальной защиты и медицинской одежды мы как общественная организация говорили неоднократно, ведь коронавирусная инфекция — это не первая экстренная ситуация, с которой столкнулось человечество за последние 10 лет», — рассказал президент Ассоциации «СИЗ» Владимир Котов.

По мнению эксперта, в стране обязательно должна была существовать некая подушка безопасности — заблаговременное создание резервов и методик, которые нивелировали бы необходимость в одномоментных пиковых поставках. Однако такой «подушки» в России, как и во многих других странах, не оказалось.

«Увеличить производительность за короткий промежуток времени невозможно. Для предприятий нужен целый технологический цикл. Даже если вы поставите много станков и все это настроите, то необходимы будут и сырье, и комплектующие. Именно поэтому так важно как можно скорее приступить к разработке стратегического документа, который позволил бы сформировать государственную политику в области производства СИЗов и медицинской одежды», — уверен Владимир Котов.

Другая проблема, с которой столкнулись весной 2020 года российские производители, — это отсутствие должного нормативно-технического регулирования.


«В соответствии с действующими сегодня нормативно-техническими документами медицинская или санитарная одежда не относится к категории СИЗ, — рассказал Владимир Котов. — Средства индивидуальной защиты практически не поставлялись в медучреждения, потому что медицинские изделия для поставки должны иметь регистрационное удостоверение Росздравнадзора, а это отдельная и довольно непростая процедура. Те же изделия, которые поставлялись и поставляются в промышленно-индустриальный сектор, требуют сертификации на основании требований технического регламента Таможенного союза».

Сегодня, как отмечают эксперты, не до конца отработаны и регулятивные документы, позволяющие сформировать единые требования к защитным костюмам для медработников.

«В существующих документах детальные требования к их качеству и тем материалам, из которых их производят, отсутствуют», — отметил Александр Ручкин.

Кроме того, по мнению Владимира Котова, для равномерной и гармоничной работы рынка медицинской одежды и СИЗов необходимо разработать документы, которые способствовали бы появлению инновационных средств индивидуальной защиты, тем более что сегодня многие разработчики проявляют большой интерес к их созданию.

Растущий рынок. Решение для этих проблем еще только предстоит найти, ведь для этого требуется немало времени. Но при этом сегодня российскому рынку удалось справиться с острым дефицитом медицинской одежды и СИЗов. За текущий год только производство медицинских масок, как отметил Владимир Путин в ходе ежегодной пресс-конференции, увеличилось в 20 раз. Хотя производство некоторых видов средств индивидуальной защиты по-прежнему не покрывает спрос.

«Сегодня в России крайне мало производят перчаток легкой группы. Весь объем Минпромторг РФ оценивает на уровне 120 тыс. пар в сутки, но туда попадают все резиновые перчатки: и бытовые, и другие. То есть порядка 40 млн в год. А спрос в России на перчатки однократного применения уже сейчас превышает 3 млрд. Можем ли мы покрыть эту разницу внутренним производством? Нет, не можем. Соответственно, уже давно анонсируют запуск новых производств, материалов, но это все-таки более сложные технологические линии, чем те, которые необходимы для выпуска медицинских масок», — отметил Владимир Котов.

Эксперты сходятся во мнении, что сегодня рынок СИЗов и медицинской одежды в России — это растущий рынок, который развивается динамично и будет продолжать делать это в ближайшие годы. Эксперты прогнозируют большой спрос на СИЗы органов дыхания, рук, защитно-изолирующую одежду. По прогнозам Ассоциации СИЗ, в ближайшие несколько лет рынок СИЗов и медицинской одежды имеет неплохие тенденции к росту, в том числе за счет реализации программ по импортозамещению и достаточных производственных мощностей. 

 |