В либеральной историографии достаточно популярен миф о «темной и необразованной России», которую к просвещению и медицине чуть ли не «за волосья» вытащили приглашенные из Европы грамотеи, «дохтура» и лекари. На самом деле с древнейших времен в России не только было добротное образование даже в низших слоях, но и прекрасно умели лечить доморощенные «авиценны» и «галены».

Врачевание на Руси.jpg

«Врачебное художество и в мирских и в иноках несть отметно»
Врачевание с древних времен на Руси считалось занятием почетным и благодарным. Им занимались еще дохристианские славяне, которые отнюдь не были суеверными «колдунами» и «шептунами», а скорее знахарями и «травознаями». Большую роль в этом играли мудрые волхвы и «зелейники», представлявшие не только древнее жречество, но и изначальную естественную науку у полян, древлян, радимичей, кривичей, словен, вятичей, тиверцев, уличей и пр. Близость к природе давала возможность собирать ценные травы и коренья как для воскурения фимиама деревянным идолам славянского пантеона, так и для исцеления хворей и ран постоянно воюющего населения.

Более того, широкое распространение у славян (в отличие от «темных веков христианской Европы») банной практики поддерживало на высоком уровне санитарно-гигиенический фон практически всего населения княжеств, долгое время препятствуя проникновению и распространению в Залесской Руси моровых поветрий, косивших средневековые города как в Европе, так и в Азии. Замощение улиц Новгорода, Киева, Львова, Галича, Ростова, Суздаля известно уже в XI-XIII веках, когда Париж и Лондон тонули в реках экскрементов и непролазной грязи. В Новгороде уже в XI веке был деревянный трубопровод. Археологические исследования обнаружили остатки бани в Новгороде в X веке, в Старой Ладоге — в слое IX-X веков. Иностранцы всегда с удивлением отмечали любовь русских к бане. В первом известном истории юридическом договоре с Византией князя Олега 907 года, сопровождаемом «прибитым щитом к вратам Царьграда», есть специальный пункт по обязательству поверженного Константинополя предоставлять возможность русским купцам в византийской столице пользоваться баней. Без бани на Руси свою жизнь не представляли. Само собой, при княжеской дружине непременно находились знахари-хирурги, способные оказать первую помощь на поле брани.

Показательно, что первые крупные эпидемии отмечены уже в постмонгольский период, когда оказалась разрушена поддерживаемая в феодальных городах система гигиены и врачебной помощи. После монгольского погрома и крушения
зачаточной системы здравоохранения мор в стране стал регулярным. Его жертвой стал сам великий князь Иван Красный (сын Калиты) и его семья. В Киевской Руси уже существовали несколько форм медицинской помощи: ремесленно-медицинская практика частного характера, медицинское попечительство и больничная помощь. Развитие ремесла в процветающих княжествах X-XIII веков дали настоящий толчок развитию народной медицины, превратив первобытные навыки лекарей в профессию. При этом профессионалами становились не только мужчины, но и женщины, для которых акушерство и гинекология были привычнее и сподручнее. 

Городские лекари содержали лавки для продажи лекарств. Лекарства в основном были растительного происхождения, с
лечебными целями использовались десятки видов растений. Археологические находки показывают, что русская земля изобиловала лекарственными растениями и давала богатый выбор для лечебного применения. Это обстоятельство отмечали западноевропейские писатели. Применялись такие растения, которых не знали в Западной Европе. При этом имущие слои охотно пользовались знаниями иностранцев. На Русь приезжали опытные лекари из Византии, Армении, хворого князя Николая Черниговского ставил на ноги врач из Сирии. Благодаря им на Русь проникала и специальная литература. В «Шестодневе» экзарха Иоанна Болгарского, например, содержится описание строения тела и функций его органов: описаны легкие («плюще»), бронхи («пролуки»), сердце, печень («естра»), селезенка («слезна»). 

Внучка Владимира Мономаха Евпраксия, вышедшая замуж за византийского императора, оставила в XII веке сочинение «Мази», в котором отразила медицинский опыт своей родины. В русских летописях также содержатся миниатюры, изображающие лечение больных, оказание помощи раненым, приведены рисунки лекарственных трав, медицинских инструментов, протезов. Начиная с XI века в миниатюрах получили отражение общественная, пищевая и личная гигиена, а также санитария русского народа.

Врачеватели душ монахи не брезговали и врачеванием тел. В 1091 году митрополит Ефрем в Переярославле при монастыре создает монастырскую больницу и приглашает в нее светских лекарей. Летописный Патерик Киево-Печерского монастыря (XI-XIII века) содержит сведения о появлении в монастырях своих лекарей (Алимпий, Агапий, Антоний), конкурирующих со светскими врачами. Среди монахов оказывалось много ремесленников, хорошо владевших своей профессией; были среди них и лечцы. При крупных российских монастырях строились целые бесплатные «больничные палаты» («строение банное, врачеве и больницы всем приходящим безвозмездно врачевание»). До наших дней они сохранились в Троице-Сергиевом, Кирилло-Белозерском, Новодевичьем и других крупных монастырях Русского государства. В XIII веке на Руси было уже около 70 монастырских больниц.

Монастырские лекаря и костоправы много лет безрезультатно пытались запретить светским целителям заниматься этим ремеслом, подчинив профессию только духовным структурам. Вплоть до обвинений их в колдовстве, «зелейничестве» и «ведовстве». Летописец отмечал: «Врачебное художество и в мирских и в иноках несть отметно».

Врачевание на Руси.jpg

Снадобье для царской семьи
Конкуренция между светскими и духовными «мастерами здоровья» была разрешена только в XVI веке, когда указом Ивана Грозного в 1581 году была учреждена сначала «государева аптека», а затем и Аптекарская палата, обслуживающая царскую семью, в которой подозрительно часто родственники царя отправлялись на тот свет (включая жен властителя). Яды и зелья часто сопровождали жизнь русской элиты, от их воздействия частенько умирали даже первые лица государства (к примеру, сын Ивана III наследник трона Иван). Докой в «зелейном деле» была еще Елена Глинская, которая, по некоторым данным, с детства скармливала будущему грозному царю мизерные дозы мышьяка, чтобы тот накопил в организме противоядие вполне возможной отраве. Тогда «на Москве» практиковали целители различных профилей: лекари, дохтуры, зелейники, травники, рудометы (кровопуски), зубоволоки, очные мастера, костоправы, камнесечцы, повивальные бабки. Аптекари-травознатцы практической школы обслуживали простой народ. Зелейники лечили болезни травами, кореньями и другими снадобьями.

Лекари имели лавки в торговых рядах, где продавали собираемые травы, семена, цветы, коренья и привозные лекарственные средства. Собственники подобных лавок изучали качество и целебную силу материалов, которыми они торговали. Владельцы лавок — врачи-ремесленники и травознатцы — в подавляющем большинстве были русские. В Аптекарской палате работали уже профессионалы, которые собственной головой отвечали за здоровье августейшей семьи. В своей практике лечцы использовали лекарства, приготовленные из трав (полыни, крапивы, подорожника, багульника, листьев липы, березы, коры ясеня, можжевельника). Встречались лекарства животного происхождения: мед, сырая печень трески, кобылье молоко, панты оленя. Из минеральных средств в качестве лекарства использовались уксус, медный купорос, порошок камня хризолит. Лечцы имели свое профессиональное направление: кровопуски, зубоволоки, костоправы. В «лечебниках» (книгах о медицине) встречалось описание болезней: лихорадки, почечуйной болезни (геморрой), даны в них описания некоторых оперативных вмешательств (резаний): черепосверления, чревосечения (только на мертвой женщине с целью спасения жизни ребенка), ампутации. Использовались в качестве хирургических инструментов пилки, ножи, долота, топоры, щупы, их стерилизовали огнем. Раны обрабатывались водой, вином, золой, а зашивали волокнами льна, конопли. Для извлечения металлических осколков использовался магнит. Для усыпления больного в момент операции
применяли мак, сок мандрагоры и вино. Позднее появились «изборники» лекарств (травники).

Лечили не только «на Москве», но и по всей Московии. Согласно писцовым книгам XVI века, в Новгороде в 1583 году было шесть лекарей, один доктор и одна лека-рица, в Пскове в 1585-1588 годах — три зелейника. Имеются сведения о зелейных рядах и лавках в Серпухове, Коломне и других городах.
Согласно царскому указу, в государстве были организованы богадельни, то есть не только приюты для сирых и убогих, но и настоящие бесплатные больницы. Каждые 53 двора в селе и городе содержали на своем иждивении богадельню для обитания недужных и старых. Известны богадельни в Новгороде и Коломне. Для оказания помощи в порядке благотворительности богадельню обязательно посещали лекарь и кровопуск. Богадельни оказывали населению медицинскую помощь и были связующим звеном между населением и монастырскими больницами. Городские богадельни имели своеобразные приемные покои — «лавки». Сюда поступали больные для оказания помощи и сюда же доставляли умершего для предания погребению.

Врачевание на Руси.jpg

На службе государевой
Стоглавый собор 1551 года, созванный Иваном IV для обсуждения внутреннего устройства страны, затронул также и вопросы «здравости, быта, семьи, общественного призрения». В решениях Стоглава записано: «Да повелит благочестивый царь всех прокаженных и состарившихся описати по всем градам, опричь здравых строев». В XVII веке, уже после Смуты, Аптекарская палата была преобразована в особый, располагавшийся в Кремле Аптекарский приказ — по сути первое централизованное государственное управление здравоохранения в России. Ее основной функцией были организация медицинской помощи членам монаршей семьи, охраняющим ее стрельцам, боярам и другим приближенным. Приказ строго следил за обеспечением отечественными и импортными зельями, вел строгий контроль профилактических мер по защите населения при моровых поветриях. Его глава был ответственен за приглашение зарубежных лекарей и «дохтуров», подготовку целителей и надзор за ученичеством в лекарской школе при Аптекарском приказе, обеспечение стажировки будущих отечественных лекарей у известных докторов и за организацию заготовки лекарств. Штат приказа состоял из «дохтуров» по «нутряным болезням» и лекарей-хирургов. Вторые не имели права самостоятельно лечить, а аптекари обязаны были изготавливать зелья под надзором служилых приказных, особенно если речь шла о царской семье.

Создалась следующая структура: «дохтур, обтекарь и лекарь, потому что дохтур совет свой дает и приказывает, а сам тому не искусен, а лекарь прикладывает и лекарством лечит, а обтекарь у этих обоих повар». В приказе числились 2 «дохтура», 5 лекарей, 1 аптекарь, 1 окулист, 2 переводчика-толмача и подьячий приказа (руководитель). В конце столетия в Аптекарском приказе служило уже 80 человек: 6 докторов, 4 аптекаря, 3 алхимика, 10 лекарей-иноземцев, 21 русский лекарь, 38 учеников лекарского и костоправного дела, 12 подьячих, переводчиков, огородников, хозяйственников. Вокруг Кремля стали разводить лекарские сады, аналогичные сады выращивали у Никитских ворот, а также в других местах. Именно поэтому в Аптекарском приказе были необходимы огородники. Они ведали этими лекарскими садами. Первый из государевых аптекарских огородов был создан у западной стены московского Кремля. При приказе имелся также аптекарский двор с «поварней», где стояли перепускные печи и бочки для квашения можжевеловых ягод. При этом в Москве действовали две аптеки — старая (с 1581 года) в Кремле у Чудова монастыря и Новая (с 1673 года), на Ильинке, против Посольского двора.

«Пулки вымали и раны лечили»
В 1653 году при Стрелецком приказе была открыта костоправная школа, а в следующем, 1654 году при Аптекарском приказе была организована специальная лекарская школа. В царском указе писалось: «В Аптекарский приказ брать в ученье лекарского дела стрельцов и стрелецких детей и иных всяких чинов не из служилых людей». В августе 1654 года было набрано в Аптекарский приказ 30 учеников для изучения «лекарского, аптекарского, костоправного, алхимистского и иного какого дела». Преподавали врачи-иностранцы и опытные русские лекари. Учение начиналось с медицинской ботаники, фармакологии и практической фармации, изучались анатомия (по скелету и рисункам) и физиологические понятия. Через два года прибавлялись патологотерапевтические понятия — «знамения немочей» (симптоматология, семиотика) и амбулаторные приемы. С четвертого года учеников распределяли между лекарями для изучения хирургии и техники наложения повязок. С лекарями ученики ездили на войну под Смоленск и Вязьму, где тогда с царем был весь Аптекарский приказ. Ученики школы «пулки вымали и раны лечили и кости ломаны правили, и тому они лекарскому делу научены». Окончивших школу направляли в полки в звании подлекарей. В полках они должны были зарекомендовать себя на практике, после чего Аптекарский приказ утверждал их в звании русских лекарей. Так, во второй половине XVII века готовились первые кадры русских военных и гражданских врачей со школьным образованием.