Досье
Мария Чепурная. В 1969 г. окончила Ростовский государственный медицинский институт. Проходила интернатуру по педиатрии на базе Железнодорожной больницы Ростова-на-Дону, затем работала участковым педиатром детской поликлиники Железнодорожного района, училась в ординатуре по педиатрии в клинике госпитальной педиатрии РГМИ. В сентябре 1974 г. — педиатр Областной детской больницы, с декабря 1975-го — заведующая пульмонологическим отделением больницы. Мария Михайловна — руководитель Областного детского респираторного центра, главный внештатный детский пульмонолог, аллерголог области, инициатор проведения научно-практической конференции по актуальным вопросам детской пульмонологии и аллергологии, а также автор методических рекомендаций и протоколов диагностики и лечения. Являясь профессором кафедры педиатрии ФПК и ППС, подготовила четырех кандидатов медицинских наук. Заслуженный врач Российской Федерации, главный детский пульмонолог-аллерголог Ростовской области. Отмечена правительственными наградами. Награждена орденом «За заслуги перед Ростовской областью».

Мария Чепурная работает в сфере здравоохранения много лет. За это время ей удалось создать лучший в России детский пульмонологический центр на базе Ростовской областной детской больницы, найти решение ряда медицинских проблем, которые раньше считались неразрешимыми, воспитать новое поколение детских врачей, беззаветно преданных своему делу, и — самое главное — вылечить тысячи детей.

Других вариантов не было
Когда я поняла, что хочу быть врачом? Наверное, я всегда это знала, других вариантов просто не было. Когда я не поступила в институт с первого раза, пошла работать санитаркой. Потом поступила. Получила высшее образование. Теперь в моей трудовой книжке записано, что начала я свою трудовую деятельность санитаркой, а закончила профессором. Я верю в предназначение. Врач — это предназначение, судьба. Врачом нельзя работать, им нужно быть. В институте человек получает образование, с опытом приходит определенный уровень профессионализма. Это все необходимо, но весь потенциал и образования, и опыта раскроется только тогда, когда в человеке изначально есть определенные качества, есть призвание. Без призвания образование останется просто суммой знаний. Когда я начинала работать, у меня было много примеров. Как говорят, врачей от Бога.
Вот интеллигентность, например, это ведь тоже врожденное качество. Высшее образование еще не делает человека интеллигентом. Я знала множество людей без высшего образования, у которых интеллигентность была в крови. И, к сожалению, есть немало примеров, когда люди с высшим образованием абсолютно лишены этого душевного качества. Научить интеллигентности невозможно, это или есть, или нет. Так и врач: если есть призвание, то можно получить образование и стать врачом, а если этого призвания нет, если нет чего-то главного в душе, то научить этому невозможно ни в одном вузе. Мы впускаем в свою душу чужую беду.
Может быть, я рассуждаю несовременно, но это мои убеждения, моя вера, я так работаю и живу.

Человек сильнее обстоятельств
Нельзя сказать, что раньше было больше трудностей, а сейчас легче, или наоборот. Трудности есть всегда: вчера были одни, сегодня другие. Из них жизнь состоит. Я так понимаю: есть задача, значит, надо ее решить. Человек всегда сильнее обстоятельств. Это когда работа «от звонка до звонка», можно сказать: «У меня нет условий, нет возможностей, поэтому я не буду это делать». И ждать, пока условия появятся. А если это жизнь, то объяснять, почему что-то сделать невозможно, несерьезно. Нужно думать, как это сделать, и находить решения.
Сейчас по программе модернизации здравоохранения можно получить новое современное оборудование, раньше с этим было сложно. Можно, конечно, сидеть и ждать. Но дети-то все равно нуждаются в помощи, и врач
не может ее не оказывать только потому, что нет оборудования. Мы обращались к нашим предпринимателям, среди них на самом деле много хороших, чутких людей. Благодаря спонсорской помощи мы приобретали нужное оборудование, сделали комнату для галотерапии.

В последние годы стало проще и с оборудованием, и с препаратами, мы активно обмениваемся опытом с коллегами в России и за рубежом. У нас больше возможностей. Но если бы я просто сидела и ждала, пока такое время наступит, я бы ничего не сделала.
Очень важно, что, когда появлялось что-то новое в области лечения патологий органов дыхания у детей, мы уже были к этому готовы, были готовы использовать новый опыт, внедрять его в собственные наработки. Вот, например, муковисцидоз. Много лет этот диагноз был для ребенка приговором, а сегодня мы доказываем, что с ним можно жить.

Чужих детей не бывает
Бывает, что родители, узнав о врожденных патологиях своего ребенка, перестают бороться за его жизнь, отказываются от него. Я очень долго работаю, и для меня это до сих пор непостижимо. Мы с мужем 15 лет ждали рождения нашего сына. Ребенок — это чудо, это счастье, с которым ничто не сравнится. Любой ребенок — чудесное, удивительное, уникальное создание природы. Чужих детей не бывает — для меня это истина. В нашем отделении каждого ребенка лечат как своего. Именно поэтому у нас так много примеров успешной борьбы с болезнью.
У нас работает аллергошкола и астма-телефон. Мы учим здесь детей и их родителей не бояться болезни, бороться с ней и побеждать. Дети, кстати, иногда во многом мудрее, чем взрослые. Они понимают, что если против болезни выступают двое — и врач, и пациент, то у нее просто нет шансов. Очень важная задача — помочь им это понять.
Дети поступают к нам напуганные своей болезнью. Мы просим их нарисовать свою болезнь — это один из уроков нашей школы. Сначала они рисуют страшные картинки, изображая удушье, как гирю у себя на шее или как петлю. Астму представляют в виде ужасного чудовища. Спустя время рисунки меняются: болезнь уже не представляется им такой непобедимой, на рисунках появляются солнышко, улыбки. Из нашего отделения дети уходят жить и радоваться жизни.

Рецепт счастья
Я думаю, что каждый человек учится всю свою жизнь. Я, например, училась в институте, потом стала кандидатом наук, защитила докторскую. До сих пор активно работаю над повышением своего профессионального уровня, посещаю конгрессы, конференции, лекции. К нам часто приезжают гости — коллеги из других регионов, из минздрава, и все признают, что наше отделение соответствует самым высоким требованиям. Это потому, что все новые полезные знания сразу же применяются в работе.
Еще я учусь у своих пациентов — учусь радоваться жизни, даже если очень трудно, надеяться, когда приходит отчаяние. Учусь у своего мужа, гениального — без преувеличения — хирурга и замечательного человека, учусь терпению, настойчивости, силе духа. Учусь у своего сына, ему 30 лет, и он тоже связал свою жизнь с медициной, у него учусь мыслить нестандартно, быть открытой всему новому. Мои близкие понимают меня, поддерживают — это большое счастье, когда тебя понимают в семье. Я вообще счастливый человек. Ни разу, даже когда было очень трудно, а такие моменты бывают у каждого в жизни, так вот, ни разу я ни о чем не пожалела, ни разу не захотела себе другой судьбы.