Врачи Отделения хирургического лечения сложных нарушений ритма сердца и электрокардиостимуляции Ростовской областной клинической больницы совместно с коллегами из Германии (Universitäres Herzzentrum, Hamburg) подвели первые итоги применения инновационной методики, повышающей эффективность радиочастотной аблации фибрилляции предсердий. Статистически установлено, что новый подход значительно превосходит уже используемые сегодня в клинической практике системы оценки качества оперативного лечения.

– Любое сердце бьется, подчиняясь воздействию электрических импульсов, в нем же и возникающих. В норме это дает от 60 до 80 ритмичных сокращений миокарда в минуту, – поясняет заведующий Отделением хирургического лечения сложных нарушений ритма сердца и электрокардиостимуляции РОКБ Алексей Корниенко. – Однако существует множество причин, способствующих неправильной генерации и распространению импульса, то есть появлению аритмии. Современная медицина определяет десятки различных видов этой патологии, некоторые из которых не относятся к жизнеугрожающим, пациенту надо лишь регулярно принимать назначенные врачом препараты. Но самый распространенный вид – фибрилляция предсердий – нередко вызывает опасения за жизнь больного и требует оперативного вмешательства.

Хирурги нашли способ повысить эффективность лечения самого распространенного вида аритмии

Основной методикой малотравматичного рентгенохирургического лечения фибрилляции предсердий на сегодня является радиочастотная аблация (РЧА). Суть процедуры в том, чтобы через прокол на бедренной вене, по сосудам пациента провести катетер с электродами внутрь сердца, к месту возникновения патологического импульса, и с помощью ряда точечных радиочастотных прижиганий прервать путь его дальнейшего распространения.

По словам Алексея Корниенко, эффективность лечения с помощью РЧА во многом обусловлена индивидуальными особенностями каждого конкретного пациента, прежде всего, состоянием миокарда. Что напрямую зависит от хирурга, так это, к какому именно месту сердечной мышцы проведен во время процедуры электрод и какова глубина радиочастотного воздействия на ткань. Максимально точную локализацию выбирают с помощью специальной аппаратуры, куда сложнее объективно оценить эффективность произведенных прижиганий, в медицинской терминологии – состоятельность линии изоляции.

Непосредственно во время вмешательства контроль осуществляется по факту электрокардиограммой: если в течение 10-20 минут по ЭКГ регистрируется нормальный сердечный ритм, врач завершает процедуру как успешную, если нет, продолжает точечную аблацию. Отсроченный результат фиксируется в течение пяти лет, и на сегодня, по устойчивой международной статистике, в среднем у 40% больных, прошедших лечение РЧА, фибрилляция предсердий в этот период возвращается.

Существенно уменьшить процент рецидивов можно, более точно определяя во время проведения процедуры РЧА необходимое для каждой точки аблации количество энергии радиочастотного воздействия. И некоторое время назад российские и немецкие врачи начали использовать для этого показатель локального импеданса. Изначально предназначенный для измерения сопротивления между двумя электродами на катетере, он, как было установлено, с точностью до 95% указывает хирургам на места, где впоследствии возможно появление прорыва в изоляции. Это дает возможность немедленно исправить ситуацию дополнительным воздействием в проблемной области, а в итоге – уменьшить частоту рецидива данного вида аритмии у пролеченных больных.

Как отмечает Алексей Корниенко, на сегодня рамки признанных международных стандартов, действующих протоколов таковы, что очень много зависит от опыта и интуиции проводящего операцию врача-аритмолога. И относительная простота измерения локального импеданса, требующая лишь дорогостоящего аппаратного оснащения, позволит со временем максимально стандартизировать процесс проведения РЧА, то есть автоматически добиваться устойчивого результата уже в более чем 80% случаев лечения фибрилляции предсердий.