Коммерческие предприятия, НКО и органы власти объединили усилия для поддержки медиков, волонтеров, пожилых людей и граждан из «группы риска». Какие проекты реализовали бизнес и благотворительные фонды в период пандемии, а также ситуацию в некоммерческом секторе обсудили участники онлайн-конференции «Социальные инициативы 2020», который провел «Коммерсантъ Юг России» в Ростове-на-Дону.

По словам министра здравоохранения Ростовской области Татьяны Быковской, в первые месяцы распространения коронавируса в помощи благотворителей возникла острая нужда как у медицинских учреждений, так и у службы скорой медицинской помощи. В больших количествах потребовались дезинфицирующие средства, медикаменты, медицинское оборудование, средства индивидуальной защиты. «Первый удар» пандемии приняли на себя городская больница №1 им. Н. А. Семашко и городская больница №20, при которых были созданы «ковидные» госпитали.

Татьяна Быковская выразила благодарность всем, кто поддержал медиков, - это более 40 коммерческих предприятий и ряд благотворительных фондов. «В апреле-мае вопрос был не в деньгах, зачастую того, что требовалось, просто не было на рынке в нужном количестве, - объяснила госпожа Быковская. - Сейчас у нас есть все необходимое. Но при этом люди пожилого возраста, которых мы просим меньше выходить из дома и общаться с молодыми родственниками, или те, кто из-за пандемии пострадал экономически, будут нуждаться в поддержке со стороны общества и волонтеров. Благотворителям есть, о чем подумать. У медицинских учреждений достаточно ресурсов. На данный момент актуальна готовность оказать человеческую поддержку и помочь медикам в пропаганде ответственного поведения в период распространения вируса».


Глава ростовского бюро «Русфонда» Галина Козлова сообщила, что с марта 2020 г. в фонд стали часто обращаться за помощью медицинские учреждения - небольшие районные больницы, городские или областные клиники, федеральные медицинские центры и научно-исследовательские институты. Благотворительная организация приняла решение о запуске программы «Русфонд. Короновирус». Партнеры фонда - PepsiCo, Росбанк, Райффайзенбанк, Pirelli и др. - выделили 5,3 млн руб. на закупку оборудования для 1-й и 20-й горбольниц, ОКБ №2, кардиологического центра Ростовской областной клинической больницы. Сеть аптек «Вита» передала медицинским учреждениям 23 тыс. масок для врачей. Программа «Русфонд. Коронавирус» продолжает работать и будет развиваться в зависимости от эпидемиологической ситуации в стране, сообщила Галина Козлова.

От компаний, реализующих благотворительные проекты, пандемия потребовала переформатирования этого направления деятельности: выхода на новые аудитории и усиления онлайн-составляющей социальных программ.

«Наша компания одной из первых поддержала всероссийскую акцию #МыВместе, что позволило оперативно снабдить волонтеров всеми необходимыми средствами защиты, а также закупить продовольственные наборы для пожилых людей, - рассказала управляющий по корпоративным вопросам Южного региона аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Алиса Андреева, - Кроме того, мы направили ресурсы в регионы, чтобы помочь в решении наиболее приоритетных и острых задач. Решения о том, какая это будет помощь, принимались в диалоге с региональными органами власти. В Ростовской области мы закупили дорогостоящее реанимационное оборудование для Больницы №1 им. Семашко, в Краснодарском крае потребовалась помощь в приобретении планшетов для дистанционного обучения школьников и оборудования для больниц».

Директор, сооснователь сети центров сурдологии и реабилитации «МастерСлух» Дмитрий Бочкарев отметил, что пандемия коронавируса дала толчок развитию социальных проектов. Компания связалась со штабом Объединенного народного фронта, предложила свою помощь в поддержке волонтерского проекта #МыВместе.

Компания решила поддержать людей со снижением слуха, у которых в условиях самоизоляции вышли из строя слуховые аппараты или сели батарейки. Волонтёры объехали пациентов по более чем 100 адресам - всех, кому нужна была помощь в Ростове-на-Дону и Таганроге, привезли батарейки, у кого-то забрали в ремонт аппараты. По итогам стало понятно, что кроме батареек или ремонта аппарата, самая большая потребность – это общение с людьми, которым не всё равно и которые готовы помочь. После снятии ограничений волонтерский проект трансформировался в акцию «День помощи». Идея осталась прежней – помочь тем, кто из-за проблем со слухом ограничен в контактах с миром.

Еще одна социальная инициатива компании - включение диагностики слуха у школьников в программу обязательных профосмотров. С 3 сентября «МастерСлух» собственными силами организовал и провёл проверку слуха у учеников 1 и 11 классов в Ростове-на-Дону. В перспективе этот опыт планируется распространить на всю Россию. Для этого Дмитрий Бочкарев планирует обращаться к депутатам Госдумы и сенаторам Совета Федерации.

«В период пандемии количество запросов на благотворительную помощь значительно возросло, - присоединилась к коллегам региональный руководитель направления устойчивого развития и взаимодействия с местными сообществами Coca-Cola HBC Россия Кристина Курдюкова. - При этом привычные форматы не работали, кроме того, нам пришлось фокусироваться на новой аудитории — медиках, волонтерах, социально уязвимых группах населения». В частности, компания помогла в приобретении аппаратов искусственной вентиляции легких ряду больниц в Северной Осетии, Белгородской области и Краснодарском крае.

Взаимодействие доноров, благотворительных организации и благополучателей в период пандемии также претерпело изменения. Представитель Общественной палаты Ростовской области Роман Хади представил результаты опроса «Как изменилось распределение финансовой поддержки НКО в период пандемии», проведенного ресурсным центром АНО «Атлас НКО». Согласно его результатам, на данный момент главными источниками финансирования НКО являются президентские и региональные грантовые программы, а также средства частных благотворителей. Поступления от коммерческих компаний и основанных ими благотворительных фондов невелики. При этом в период пандемии 29% опрошенных зафиксировали снижение объемов пожертвований, в том числе из-за того, что часть НКО не получили грантов, на которые рассчитывали. В то же время потребности в помощи возросли у 43% благополучателей.

«Мы видим высокий уровень информированности о мерах господдержки и ожиданий, что некоммерческий сектор сможет ими воспользоваться, - сообщил Роман Хади. - Многие НКО пытаются это сделать, но не всегда у них получается разобраться, в каких программах они могут участвовать, а в каких — нет».

По словам эксперта, в целом в Ростовской области доля НКО, получивших господдержку, оказалась значительно ниже общероссийского показателя. В нынешнем году можно было ожидать переворота в социальной активности бизнеса благодаря принятию в июне изменений в Налоговый кодекс, предоставляющих преференции для юридических лиц, жертвующих финансовые средства и товары социально ориентированным НКО. У таких предприятий появилась возможность уменьшить свою налоговую базу на сумму пожертвований (но не более 1% от выручки).

Тем не менее, пока надежды на «взрывной» эффект от этих нововведений не оправдываются. «НКО подтверждают, что более 40% благотворителей знают об этих возможностях, но пока не используют их, - сообщил Роман Хади. - А 63% НКО и не ожидают роста пожертвований из-за этих законодательных изменений».

Надеемся, что дискуссия даст толчок к обсуждению корректировки законодательных стимулов для «третьего сектора» на других площадках и принятию конкретных решений для повышения эффективности деятельности НКО региона.