К столь откровенной беседе с журналистами их подтолкнула обострившаяся ситуация во взаимоотношениях с пациентами и накаленная атмосфера, когда уже почти никто не готов идти на диалог.

«Мы сейчас не чиновники и не должностные лица, мы члены общественных организаций, поэтому можем открыто говорить о тех вопросах, которые очень и очень тревожат медицинское сообщество сегодня, говорить о проблемах более открыто, чем все привыкли», — так открыл пресс-конференцию Игорь Галеев, председатель Общественного совета при министерстве здравоохранения РО, член регионального штаба ОНФ.

Спикеры выразили обеспокоенность тем, что сегодня сформировались сложные отношения между врачами и пациентами. «Подобные обострения часто заканчиваются серьезными социальными взрывами, поэтому мы хотим обсудить все вопросы в режиме откровенного общения», — сказал Игорь Галеев.

На пресс-конференции затронули вопрос младенческой смертности и подозрения в сокрытии фактов, которые были высказаны многими людьми в прошлом году. «Рождение ребенка — это многофакторный процесс, — сказала Светлана Пискунова, главный врач ОДКБ, главный педиатр ЮФО, депутат ЗС РО. — Врач всеми силами спасает ребенка, и сегодня наконец-то показатель младенческой смертности у нас 4,5 промилле при российском 5,5. Все обвинения в том, что минздрав скрывает какие-то факты, не обоснованы. Это подтвердили Следственный комитет и Росздравнадзор после длительной проверки в 2018 году. И как вы себе это вообще представляете? В момент родов присутствует несколько медработников, сама женщина, часто папа, у родителей не изымают телефоны — все открыто. Жизнь ребенка — это ответственность не только врача. Например, мы вводим маловесным детям лекарство стоимостью более 300 тысяч рублей за одну инъекцию, приглашаем родителей в больницу и они часто отказываются и не приезжают!»

Вопрос о задержке зарплат медработникам прокомментировал Игорь Галеев. «Раньше экономика была плановой, а зарплаты фиксированные, — рассказал он. — Сейчас есть эффективный контракт и зарплатный фонд. Изменения в законодательстве потребовали перерасчета и вызвали задержки во многих регионах». Как объяснил Игорь Галеев, зарплатный фонд — это 100%. Раньше на оклад отводилось 40-45%, а остальное — надбавки по эффективному контракту. Для поддержки молодых специалистов под оклад отдали 50-55% фонда. Многих врачей беспокоит такая «игра цифр», потому что по сути общая сумма, выделенная на зарплаты, неизменна, а рост зарплат — это рост оклада при снижении надбавок.

Обсудили вопрос и первичного медико-санитарного звена. Эксперты отметили, что долгое отсутствие финансирования привело к критической ситуации по всей стране, когда пациенты не хотят приходить в поликлиники из-за их удручающего состояния, а врачи не хотят там работать. Дефицит кадров, недовольство пациентов и постоянные конфликты провоцируют пациентскую враждебность к медикам и соответствующую ответную реакцию, а отсутствие диалога не дает эту ситуацию разрешить.
Говоря о разнице между медицинской помощью и медицинской услугой, Тамара Кондратенко, председатель ростовской областной общественной организации «Врачебная палата», заслуженный врач России, выразила позицию Леонида Рошаля, президента Национальной медицинской палаты: «Изменилась страна и изменились правила игры, но нельзя перестроиться. Можно что-то принимать или не принимать. Например, когда пациент по-хамски заходит в кабинет в верхней одежде, без сменной обуви и категоричным тоном что-то требует, это неприемлемо, но мы ничего не можем ему возразить, потому что мы оказываем услугу. Мы поддерживаем инициативу внесения изменений в законодательство, чтобы вернуть формулировку «оказание медицинской помощи». Врачи действуют по правилу трех С — сострадание, сопереживание, соучастие. И это не услуга». Эксперты обеспокоены тем, что восприятие медицины как услуги провоцирует пациентский экстремизм, снижает приверженность к лечению и создает навязывание ненужных процедур и обследований, как обычно и бывает на рынке услуг.

С подробностями тем, затронутых на конференции, можно будет ознакомиться в новом итоговом выпуске журнала «Здравоохранение России».