О плюсах и минусах реформы, о надеждах и перспективах, которые она может сулить, и о многом другом из уст профессионалов и экспертов.

С 1 января текущего года вступили в силу поправки к закону об ОМС: теперь Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) напрямую контролирует и финансирует медпомощь в федеральных больницах и поликлиниках, исключив из цепочки частные страховые компании.

Инициаторы утверждают, что к 2023 году нововведение поможет высвободить почти 8 млрд рублей для реализации территориальных программ ОМС. По мнению скептиков же, экономия окажется несущественной, а проблем и забот у госструктур станет только больше.

По словам главы ФФОМС Елены Черниковой, выделение федеральных клиник позволит им быть головными учреждениями и заниматься передовыми разработками. А это, в свою очередь, даст возможность гражданам получать высокотехнологичную и при необходимости уникальную медпомощь. Более того, это будет бесплатно для регионов.

Но скептики не дремлют. Положения критикуются и до, и после вступления. Например, сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев высказал беспокойство такого характера: если страховые компании работали независимо, то ФОМС подчиняется Минздраву и наделяется одновременно функцией исполнителя и контролера своей же деятельности. Этот самоконтроль и вызывает сомнения у Союза.

Так или иначе, делать конкретные выводы еще рано. По мнению заместителя директора департамента методологии и андеррайтинга ДМС «Росгосстраха» Ольги Купцовой, объективно оценить изменения в системе ОМС мы сможем не ранее лета 2021 года.

Более подробно об актуальных изменениях в сфере страховой медицины и не только читайте в 10-м, юбилейном номере «Здравоохранения России», который выйдет в начале июня 2021 года.