Закон в поддержку
Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» существенно расширил и конкретизировал государственные гарантии бесплатной медицинской помощи. Итоги его реализации за 2011 год, с объективной точки зрения, обнадеживают. Фондом ОМС при содействии исполнительных и представительных органов власти созданы необходимые условия для реализации основных требований закона. В развитие федеральной нормативно-правовой базы в нашей области было принято шесть областных законов и около 20 постановлений правительства области. Прежде всего необходимо отметить динамичный рост финансовых ресурсов ОМС. С 1 января 2011 года реализовано право жителей области на свободный выбор страховой медицинской организации. Действие полиса распространяется на всей территории нашей страны. То есть медицинскую помощь, предусмотренную базовой программой государственных гарантий, можно получать в медицинском учреждении любого региона, независимо от места страхования.
Изменилась роль страховых медицинских организаций. Возросли требования не только к их финансовой устойчивости, но и к работе по защите прав застрахованных, контролю качества медицинских услуг. Это способствовало развитию конкуренции страховых компаний. Не все ее выдержали. Если в 2010 году у нас работало восемь страховых компаний, то в 2012 году осталось всего пять (ООО МСО «Панацея», Ростовский филиал ЗАО «МАКС-М», Филиал ООО «РГС-Медицина» — «Росгосстрах-Ростов-Медицина», Ростовский филиал ОАО СК «СОГАЗ-Мед», ООО МСК «АсСтра»).
С 1 мая 2011 года были введены новая форма и новый порядок выдачи полисов ОМС единого образца. Всего за год в области было выдано около 300 тыс. новых полисов и временных свидетельств. Увеличилось число медицинских организаций, работающих в системе ОМС Ростовской области. В 2010 году их было около 190, в том числе три негосударственных. На начало 2012 года их стало 215, в том числе 13 коммерческих.
Один канал
В 2012 году в законодательстве об ОМС произошли новые изменения. Принят федеральный закон, устанавливающий обязательный размер страховых взносов на неработающих граждан. Сейчас он составляет 3204 рубля, а уже через год возрастет до 4365 рублей. В соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ изменилась модель финансового обеспечения системы ОМС. Все средства, собранные в регионах, централизованно аккумулируются в федеральном фонде. Оттуда в форме субвенции они направляются в территориальные фонды. Понятны мотивы, по которым законодателем принято решение о «вертикализации» финансовой системы ОМС — обеспечивается плановость финансирования, выравниваются существовавшие ранее огромные финансовые различия между субъектами Российской Федерации. Однако следует признать, что при новом порядке финансирования у территориальных фондов практически отсутствуют возможности для оперативного маневра средствами, например, для финансирования медицинской помощи, объемы которой превышают запланированные (повышение заболеваемости, эпидемии и т.п.). В следующем 2013 году правила финансового взаимодействия участников системы ОМС станут еще более жесткими в связи с переходом на одноканальную систему финансирования. На практике это означает, что через систему ОМС будут финансироваться все статьи расходов медицинских организаций (в том числе хозяйственные и коммунальные расходы), кроме капитального ремонта зданий и приобретения дорогостоящего оборудования. Именно поэтому данная модель финансирования и называется одноканальной. Смена источника финансирования всегда предполагает подведение баланса доходов и расходов по ранее действовавшим источникам. Поэтому при подготовке к переходу на одноканальное финансирование в течение 2012 года все медицинские организации должны особенно четко соблюдать установленную финансовую дисциплину: погасить все
старые долги и не делать новых. 2012 год должен стать решающим для успешного завершения программы модернизации донского здравоохранения, залогом чего является стопроцентное и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию ее мероприятий.
Вместе с тем в процессе реализации нового закона выявился и ряд вопросов, нуждающихся, на наш взгляд, в дополнительном обсуждении и доработке.
Так, утвержденный новым законодательством порядок финансового обеспечения страховых медицинских организаций напрямую увязывает их финансирование с объемом счетов за оказанную медицинскую помощь, принятых ими от медицинских организаций. При этом в страховых медицинских организациях вообще не предусматривается формирования страховых резервов, то есть они не несут никаких финансовых рисков.
Это делает роль страховых медицинских организаций в системе ОМС размытой и неконкретной. Такая финансовая система не вполне соответствует провозглашаемым страховым принципам нашего здравоохранения.
Недостаточно обоснованной представляется и идея включения в систему ОМС скорой медицинской помощи. Во-первых, скорая помощь должна оказываться невзирая на наличие полиса ОМС у пациента и на возможность выставления счета за услуги по этому полису. Скорую помощь безотказно должны получать застрахованные и незастрахованные, гражданские лица и военнослужащие, иностранные граждане и лица без определенного места жительства. Но если полис не имеет значения для оплаты данного вида медпомощи, это нарушает всю логику договорных отношений, на которых строится оплата медицинских услуг по ОМС. Во-вторых, сама система, ставящая финансирование медицинской организации в зависимость от фактически оказываемых ею услуг (а это принципиальная черта ОМС — «деньги следуют за пациентом»), противоречит задачам скорой помощи. Скорая должна финансироваться независимо от того, много у нее обслуженных вызовов или мало. Главное для скорой — постоянная готовность к оказанию медицинских услуг, а не их массовость. Как указывали классики отечественной организации здравоохранения, оплата работы бригад скорой помощи по числу сделанных выездов сравнима с оплатой пожарной службы по числу пожаров — в обоих случаях получается, что оплата стимулирует негативные тенденции, что недопустимо.
При этом стоит отметить, что новое законодательство об обязательном медицинском страховании позволило значительно конкретизировать и повысить уровень государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в РФ и сделать ряд важных шагов по обеспечению прав граждан на бесплатную и качественную медицинскую помощь. Но комплекс законодательных актов, регламентирующих ОМС в нашей стране, имеет еще значительный потенциал для дальнейшего совершенствования.