Проект «Бережливая поликлиника», реализуемый с декабря 2016 года в двух поликлинических отделениях Калининграда, получил положительную оценку Минздрава РФ и в нынешнем году тиражируется во всех медорганизациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Работа ведется при поддержке ГК «Росатом», регионального правительства и Министерства здравоохранения РФ.

«Одно из главных направлений проекта, реализующегося в поликлиническом отделении нашей больницы, а также в детской поликлинике № 6, — организация качественного обслуживания пациентов и создание для них комфортных условий для получения медицинской помощи от первого обращения в поликлинику до выздоровления, — рассказывает Сергей Куликов, главный врач Центральной городской клинической больницы. — После тщательного анализа с помощью картирования нам удалось выявить наиболее проблемные процессы и слабые места в работе поликлиник. Для их устранения Ирина Шеинская, зам. главного врача по амбулаторно-поликлинической работе, сформировала детальный план-график, были созданы рабочие группы, возглавили которые наиболее активные члены коллектива поликлиники. Это Виктория Пасканова, зав. дневным стационаром, Ольга Гафурова, зав. первым терапевтическим отделением, Елена Миневская, старшая медсестра, Ольга Волковицкая, старший регистратор, Антон Султанов, начальник хозяйственного отдела, Майя Беляева, зав. отделением медпрофилактики. Если театр начинается с вешалки, то работа поликлиники — с регистратуры. Потому проект стартовал именно отсюда. В обеих поликлиниках изменен внешний вид регистратур, утверждены регламенты их работы и должностные обязанности каждого администратора. Выделены отдельные окна диспансеризации и прикрепления. Установлена электронная очередь, что позволило разделить потоки пациентов. Отдельный человек работает на стойке информации. Дополнительно были приняты администраторы-курьеры, которые своевременно доставляют амбулаторные карты в кабинет врача. Внедрен стандарт работы медперсонала с амбулаторными картами: когда медсестры забирают карту из регистратуры на прием, они отмечают, в каком кабинете находится карта в медицинской информационной системе «БАРС. Здравоохранение». После окончания работы вносят отметку о передаче карт в регистратуру. Таким образом, легко отследить, в каком кабинете находится амбулаторная карта пациента. В итоге значительно экономится время как администратора, так и пациента. 
В поликлиниках начали работать кол-центры. После установки многоканального телефона, приобретения спецгарнитуры, оборудования рабочих мест современной оргтехникой и внесения изменений в работу МИС почти на 50% увеличилась пропускная способность звонков. К примеру, в клинической больнице — с 260 до 384.

«Бережливая поликлиника».jpg

Обновленная навигация
Одновременно с изменениями в работе регистратуры проведен анализ перемещения пациентов по поликлинике. Раньше они видели расписание работы врачей и номера кабинетов, но информации, как попасть в тот или иной кабинет, не было. Потому в поликлиниках изменена навигация: установлены новые указатели и информационные экраны, где транслируется расписание работы врачей. Б центральных холлах размещены планы поликлиник. Для удобства пациентов установлены дополнительные инфокиоски со сканером, автоматически считывающим данные паспорта и полиса пациента.

Изменились условия посещения поликлиники для людей с ограниченными возможностями. Установлена автоматическая раздвижная дверь, создан обменный фонд колясок для инвалидов. На центральном и запасном входах появились кнопки вызова администратора, который ответственен за помощь инвалидам при их посещении. «Звуковым сопровождением, сенсорным экраном со всей необходимой информацией, мнемосхемами оборудованы лифты. Для слабослышащих людей приобрели две индукционные петли, усиливающие проведение звука. Установлен сенсорный терминал, — уточняет Сергей Куликов. — На высоте 120 см размещены таблички с информацией для слабовидящих пациентов. В местах личного пользования появились специальные поручни, а также кнопка вызова».

Цифровые стандарты
«Оптимизация загрузки и балансировка рабочего времени в паре «врач — медицинская сестра участковая» — это еще одно направление «Бережливой поликлиники», которая предполагает современный стандарт работы участковых терапевтов, педиатров и медсестер. Во-первых, часть несвойственных для них функций, к примеру транспортировка амбулаторных карт, была передана другим ответственным сотрудникам. Плюс внедрение МИС «БАРС. Здравоохранение». В совокупности все вышеперечисленные мероприятия привели к сокращению времени, которое врач вынужден был тратить на заполнение документов. Время приема за счет этого сократилось со 109,5 до 28,5 минуты. В направлении «Логистика анализов от забора до амбулаторной карты» у нас прошла автоматизация рабочих мест врачей-лаборантов и медсестер кабинетов забора крови. Все лабораторное оборудование подключено к МИС «БАРС. Здравоохранение». В результате сократилось количество бумажных носителей, заполняемых медперсоналом, значительно уменьшились очереди в процедурный кабинет и среди основных плюсов — появилась возможность получить результаты в день сдачи анализов в электронном виде», — рассказывает Сергей Куликов.

Успешный опыт для регионов
ТФОМС Калининградской области и страховые медицинские организации принимали непосредственное участие в реализации проекта «Бережливая поликлиника». На базе поликлинических отделений ими отрабатывались сразу несколько задач. В частности, повышение качества медпомощи и уровня удовлетворенности застрахованных лиц, их информированности, а также улучшение материально-технического оснащения медорганизаций и повышение уровня подготовки медперсонала. В результате проведенной работы увеличилось финансирование дневных стационаров в ЦГКБ на 30,7% за счет перехода на оплату по клинико-статистическим группам. Увеличилось количество медосмотров несовершеннолетних граждан на 2,1% в связи с переходом на оплату законченного случая, снизился уровень госпитализаций в стационары из детской поликлиники на 4%. Активнее применяется стационарзамещающая помощь, выросло количество случаев оказания помощи в дневном стационаре ЦГКБ на 46,8%. Повышен уровень подготовки медработников за счет проведения психологических тренингов. В соответствии с мартовским приказом минздрава Калининградской области «Об утверждении плана тиражирования опыта реализации пилотного проекта по созданию «Бережливых поликлиник» разработан план тиражирования опыта реализации пилотного проекта — «дорожная карта». Четырехмесячный успешный опыт работы двух поликлинических отделений планируется внедрить во все областные медучреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, и предлагается тиражировать во всех российских регионах.