Рынок добровольного медицинского страхования на Юге России сегодня проходит определенную стадию зрелости, становясь более сбалансированным и качественным. Компании, работающие в этом сегменте, конкурируют не в цене полисов, а в их базовом наполнении, которое многие СК обеспечивают, открывая собственные ЛПУ. Их развитие расширяет возможности обслуживания клиентов по ДМС и позволяет не реагировать на повышение цен в региональных медучреждениях. Игроки рынка предсказывают хотя и небольшой, но стабильный рост сегмента ДМС на Юге, учитывая рост спроса на качественные медицинские услуги в регионе.

Услуга «для своих»
Полис добровольного медицинского страхования давно уже стал одним из важных составляющих социального пакета, который предлагают сотрудникам уважающие себя крупные компании. Именно поэтому рынок ДМС сегодня, как и несколько лет назад, развивается в основном за счет корпоративных клиентов. «95% клиентской базы по ДМС составляет корпоративный сектор, — рассказала заместитель генерального директора ОСАО «Ингосстрах» Татьяна Кайгородова. — Более 70% клиентов ежегодно пролонгируют полисы ДМС, в связи с этим состав компаний сильно не меняется. Как правило, это крупные и средние компании, в том числе и иностранные представительства».

Контингент держателей полисов предполагает высококачественное и быстрое медицинское обслуживание, поэтому страховщикам, работающим в этом сегменте, приходится сегодня конкурировать не в цене полисов, а в качестве и полноте медицинских услуг. «На рынок продолжает оказывать влияние ценовая конкуренция и давление со стороны игроков, активно наращивающих портфель, — считает директор по развитию продуктов добровольного медицинского страхования ОАО СК «Альянс» Людмила Хайдарова. — При этом наблюдаются сокращение покрытия в программах клиентов и экономия на базовых услугах, что приводит только к уменьшению ценности услуги по ДМС в глазах клиентов. Поэтому мы традиционно предлагаем программы страхования с широким покрытием, которое позволяет лечиться без ограничений по широкому спектру заболеваний». С ней согласен директор филиала ООО «Региональный страховой центр» г. Ростова-на-Дону Максим Нечаев. «У большинства СК ценовая политика сегодня примерно одинаковая, — говорит он. — В последние годы борьба разворачивается за сервис в обслуживании, который создается врачами-координаторами. Ставки делаются на соотношение цены и качества».

Удержать клиентов
Сохранить качество услуг, не поднимая цену полиса, и тем самым удержать клиентов компаниям зачастую нелегко. «Большинство медучреждений склонны к необоснованному пересмотру цен, что вынуждает страховщиков увеличивать стоимость полисов ДМС или же обеднять программы за счет исключения из них ряда услуг, — пояснила Татьяна Кайгородова. — Это вносит элемент нестабильности и ставит страховщиков, активно работающих в сегменте ДМС, в неудобное положение».
Ряд игроков нашли выход из этой ситуации. На Юге России в последнее время сразу несколько страховых компаний открыли собственные клиники. «Одной из ключевых целей проекта по строительству сети собственных клиник изначально являлось повышение качества медицинских услуг для клиентов компании «АльфаСтрахование» по программам ДМС, — сообщил на пресс-конференции после открытия клиники «Альфа — Центр Здоровья», заместитель генерального директора по медицинскому страхованию группы «АльфаСтрахование» Андрей Рыжаков. — Добровольное медицинское страхование является в настоящее время одним из наиболее востребованных направлений, при этом стандарты предоставляемых услуг в регионах во многом уступают столичным. Все это создает перспективную нишу для развития бизнеса».

«Ингосстраху» наличие сети клиник «Будь здоров!» также позволяет предлагать клиентам полный комплекс медицинских услуг высокого качества по фиксированным ценам. «В ЮФО у нас успешно работает клиника в Краснодаре, в третьем квартале текущего года мы планируем открыть клинику в Ростове-на-Дону», — сообщила Татьяна Кайгородова.
В «АльфаСтраховании» отметили, что собственные клиники не только способны обеспечивать качественными услугами уже существующих клиентов по ДМС, но и привлекать в компанию новых. «Услугами наших медицинских центров пользуются не только клиенты компании «АльфаСтрахование»: среди посетителей уже работающих клиник доля потребителей, не являющихся обладателями полисов ДМС, составляет порядка 50%, и она стабильно растет», — поделился Андрей Рыжаков. По его словам, платная медицина в России имеет огромный потенциал для развития, и «мы реализуем проект «Альфа — Центр Здоровья» именно для того, чтобы каждый житель нашей страны мог получить качественную и доступную медицинскую помощь, соответствующую мировым стандартам». «Практика работы нашей клиники в Краснодаре свидетельствует о том, что качественная медицина по рыночным ценам более чем востребована, — подтверждает и Татьяна Кайгородова. — В нашу клинику приходят не только держатели полисов ДМС, но и незастрахованные посетители, которые платят за услуги сами. Более того, часть таких посетителей становятся нашими клиентами по программам ДМС, поскольку считают перечень услуг и уровень сервиса оптимальным для себя и своей семьи».

Однако открытие собственных ЛПУ — не стопроцентное избавление от возникающих в отрасли проблем. «С одной стороны, развитие собственных ЛПУ, особенно в регионах, расширяет возможности обслуживания клиентов по ДМС, — говорит Максим Нечаев. — С другой, это дает страховщикам возможность влиять на качество обслуживания в таких клиниках, однако в некоторых случаях данное влияние может иметь и негативную сторону — снижение количества услуг, оказываемых клиентам, для поддержания рентабельности портфеля». «Если говорить о недостатках, то, пожалуй, главный из них — большая первоначальная стоимость проекта, — поясняет Татьяна Кайгородова. — Далеко не все страховые компании могут позволить себе создавать собственную сеть медицинских учреждений».

Возможности для роста
Игроки рынка уверены в дальнейшем успешном развитии добровольного медстрахования. Опираясь на результаты прошлого года, они предсказывают рост рынка и в нынешнем году. Правда, резкого скачка сбора страховых премий никто не ожидает, но рост до 12% вполне реален. «В 2012 году сборы «Ингосстраха» по ДМС выросли на 36,2% и составили 7,6 млрд рублей. При этом число застрахованных увеличилось на 31,7% (до 693 тыс. человек), — рассказала госпожа Кайгородова. — Доля компании в секторе ДМС также выросла: с 6% в 2011 году до 7,2% в 2012-м».
«Добровольное медицинское страхование хотя и медленными темпами, но развивается, — считает Максим Нечаев. — В 2012-м даже наблюдался незначительный спад относительно 2011 года, однако положительная динамика все же сохранилась. Согласно мнениям экспертов, в 2013 году рост ДМС продолжится и составит приблизительно 10-12%. Не стоит забывать, что добровольное медицинское страхование — это тот своеобразный продукт, который помогает заполнить пробелы системы ОМС, которые и служат предпосылками для его развития». По словам Максима Нечаева, влияние на развитие рынка ДМС оказывает и постоянно меняющаяся законодательная база. «Так, например, если в ближайшем будущем Госдума планирует ввести медицинское страхование мигрантов, то индивидуальное страхование физических лиц выйдет на новый уровень. Затронет это и наш регион», — утверждает господин Нечаев. По словам Татьяны Кайгородовой, в ЮФО есть сформированный спрос на качественные услуги со стороны населения и организаций, однако спектр предложения не настолько широк, чтобы этот спрос удовлетворить. Поэтому развитие сектора ДМС в Южном регионе она видит в росте количества частных клиник страховщиков.

Компании-лидеры по сбору премий по ДМС в 2012 году

Компания

Премии, тыс. руб.

Доля,

Выплаты, тыс. руб.

Доля, %

Уровень выплат, %

Итого по РФ

108653999

100

81551462

100

75,1

«СОГАЗ»

22 841309

21

20175310

24,7

88,3

«Ингосстрах»

7876564

7,2

5788335

7,1

73,5

«РЕСО-Гарантия»

7662655

7,1

5159007

6,3

67,3

«ЖАСО»

7615518

7

6385600

7,8

83,8

«Альянс»

6143503

5,7

5 091981

6,2

82,9

«Росгосстрах»

5 653106

5,2

3465023

4,2

61,3

«АльфаСтрахование»

5315160

4,9

4252962

5,2

80

«Согласие»

4560925

4,2

3871653

4,7

84,9

Группа «Ренессанс страхование»

3234352

3

1565841

1,9

48,4

«Транснефть»

2372706

2,2

1661786

2

70

Итого по 10-ке

73275798

67,4

57417498

70,4

78,4


Источник: интернет-портал «Страхование сегодня»