Растущая популярность здорового образа жизни и ответственного отношения граждан к своему здоровью играет сегодня на пользу отечественному туристическому рынку. А с закрытием ряда зарубежных турнаправлений и повышением цен на заграничные поездки российские курорты получают дополнительный бонус для развития. Как сегодня он используется, ИД «ЕвроМедиа» рассказал руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов.
Олег Петрович, здоровый образ жизни, включающий активный отдых, занятия спортом и при необходимости реабилитацию — серьезные составляющие сохранения здоровья граждан. Насколько сегодня российская туристическая отрасль включена в удовлетворение этих потребностей?
Современный туризм — важнейшая сфера жизнеобеспечения деятельности человека, направленная на восстановление и развитие его физических, духовных и интеллектуальных сил. И потому в соответствии с федеральным законодательством туристская деятельность признана государством одной из приоритетных отраслей российской экономики. В настоящее время доля туризма в ВВП РФ составляет 1,5% при среднемировом значении 10%. Туристическая отрасль не просто помогает гражданам вести активный образ жизни, она вносит существенный вклад в обеспечение устойчивого социально-экономического развития и социальной стабильности в субъектах Российской Федерации. При этом въездной и внутренний туризм имеет все шансы превратиться в высокодоходную отрасль экономики России. Особенностью туризма является то, что, будучи одним из источников обеспечения занятости и экономического роста, он выступает катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Сглаживаются диспропорции в развитии. Особенно важно это для направлений, ранее не традиционных для туризма, — моногородов, сельских поселений, северных территорий России, Сибири и Дальнего Востока, Арктики. Во многих удаленных районах нет условий для развития промышленности, но при этом туризм может развиваться практически везде. Все это тем более важно в связи с тем, что в России произошло качественное изменение структуры рынка: с конца 2014 года закрепился перелом в пользу роста внутреннего и въездного туризма. В 2015 году, по данным Росстата, за год в Россию было осуществлено 26,9 млн въездных туристских поездок, что на 5,3% больше, чем в 2014 году. Итоги зимнего туристического сезона 2015-2016 гг. показали, что тенденция роста внутреннего и въездного туризма сохраняется и в 2016 году. Региональная туристическая инфраструктура активно используется и развивается, заполняемость коллективных средств размещения высокая.
Какие маршруты являются наиболее востребованными для граждан страны?
Наиболее популярными и готовыми к приему туристов в начинающийся высокий летний сезон являются курорты Краснодарского края, Крыма и Севастополя, Кавказских Минеральных Вод, Алтайского края и Калининградской области. Итоги зимнего туристического сезона 2015-2016 гг. показали увеличение турпотоков на территории всей страны в среднем на 10%. Наибольшее число российских и иностранных туристов в текущий зимний период было зафиксировано в Москве — рост 22%, Санкт-Петербурге — рост 10%. В Краснодарском крае, в том числе в Сочи, — на 6%. На 17% стало больше туристов в Кемеровской области и на 8% в Алтайском крае. Увеличилось число желающих посетить Татарстан, Адыгею и Кабардино-Балкарию.

Могут ли быть привлекательными для туристов малоизвестные территории?
Могут, но для этого нужно совершать определенные действия. И мы их совершаем. Например, в рамках работы по развитию новых видов туризма открыт военно-промышленный туристический маршрут «Воентур» на «Уралвагонзавод». Создана
рабочая группа с Министерством природных ресурсов и экологии РФ для развития познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях федерального значения. Сформирована рабочая группа с представителями Русского географического общества, Ассоциации полярников и Национального туристического союза по подготовке теоретической основы для развития арктического туризма, а также рабочая группа с Минздравом России, МИД России и Россотрудничеством по развитию медицинского туризма. Ведется работа по позиционированию Российской Федерации как дестинации медицинского туризма. В отношении пляжного отдыха имеются перспективы у Республики Дагестан, где есть хорошо прогреваемое море и песчаные пляжи, но, к сожалению, абсолютно нет туристской инфраструктуры. Также есть перспективы у Калининградской области, которая активно развивается. Степень бронирования отелей балтийского побережья на май и летний период 2016 года уже составляет 75%. Ожидаемый объем турпотока к концу года составит 1,15 млн человек. Имеется потенциал по развитию пляжного отдыха на Дальнем Востоке.
Какое место заняла в российской туристической отрасли Республика Крым?
В прошлом году там отдохнули 4,9 млн человек. Но возможности приема дополнительного потока туристов полуостровом ограничены: не более 500 тыс. человек в предстоящий курортный сезон. Существующая транспортная инфраструктура работает в высокий сезон на пределе, кроме того, санаторно-курортный комплекс требует модернизации и расширения.
Какие территории сегодня предлагают наиболее интересные условия для оздоровительного отдыха?
Санаторно-курортное лечение, которое у нас в стране имеет большой потенциал, заслуживает особого внимания как альтернативный вид туризма в летний период. В первую очередь потому, что курорты Краснодарского и Ставропольского краев выгодно отличаются в финансовом плане в сравнении с зарубежными бальнеологическими и термальными курортами.
Можно ли сказать, что у граждан увеличивается интерес к активному отдыху? Какие регионы наиболее активно наращивают потенциал для этого?
В преддверии нового сезона достигнута договоренность с Минприроды России о совместной работе по развитию
активных видов отдыха, в частности охоты и рыбалки, которые традиционно пользуются популярностью у россиян, по организации экотуров по заповедникам и особо охраняемым природным территориям. В ряде регионов России в подготовке к летнему сезону делается акцент на проведении событийных мероприятий. В этом отношении отличным примером выступает Москва, которая проводит масштабные фестивали, привлекающие до 4 млн туристов из РФ и других стран. Также активно работают Сочи, Крым, Калининград, Карелия. Хорошо развивается спортивный туризм, например, в Казани и Сочи.
Как на уровне Федерации и регионов продвигают отечественные туристические маршруты?
В этом году самые актуальные туристические возможности страны впервые наглядно представлены на открытом для пользователей национальном туристическом портале Russia.travel. Ресурс содержит информацию о более чем 12 тыс. объектов в регионах страны. Важной составляющей работы по продвижению России на внутренних и внешних туристических рынках является брендинг. Из 195 стран мира 146 имеют туристический бренд, наша страна его до сих пор не имеет. Чтобы решить этот вопрос, в прошлом году был проведен первый этап Всероссийского конкурса «Туристский бренд России». В нем мог принять участие любой желающий. В этом году Ростуризм проводит совместно с Ассоциацией брендинговых компаний России второй этап конкурса.