В основе инновационной образовательной и управленческой модели «Интеграция образовательных систем — путь повышения качества образования», реализуемой в лицее № 11, лежит идея комплексного обучения, в которой такой важный принцип, как интеграция, определяет организацию образовательного процесса учебного учреждения.

Юные медики
Стратегической целью инновационной образовательной модели, реализующейся в лицее № 11, является система «лицей — колледж — вуз», в которой лицей является первым звеном многоуровневой системы непрерывного профессионального образования. Именно с помощью этой ступени и обеспечивается подготовка высококлассных, конкурентоспособных в сфере здравоохранения специалистов. Модель профильного обучения обеспечивает преемственность между отдельными этапами образования, а многоуровневая система сетевого взаимодействия с вузами, ссузами, научно-исследовательскими институтами и лечебно-профилактическими учреждениями города позволяет максимально интегрировать процесс обучения в реальную профессиональную жизнь. Лицей № 11 является социально-педагогическим комплексом, в котором гармонично сочетается общее и дополнительное образование. Именно дополнительное образование способствует расширению сферы образовательных услуг, позволяет ученикам получить глубокие знания профильных естественно-научных дисциплин, развивает способности и склонности лицеистов в сфере их образовательных интересов, планомерно профессионально подготавливая учеников к будущей профессии медицинских работников. 

«Система предпрофильной подготовки и профильного обучения помогает обучающимся не в выборе профессии, а в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата, — поясняет директор лицея № 11 Валентина Потатуева. — Такой подход дает возможность по окончании лицея получить мотивированных выпускников, готовых к профессиональному самоопределению. Сегодня деятельность лицея невозможна без организованной системной работы по реализации предпрофильного и профильного обучения, профориентационной
и ранней профессиональной подготовки обучающихся. Интересным опытом в организации профориентрационной работы с учащимися 8-9-х классов является деятельность лицейского клуба «Юный медик». Работа клуба основана на принципах открытости и доверия. Главная идея состоит в том, чтобы лицеист добровольно стал участником клуба, и тогда ему будет интересен процесс обучения. Вступая в клуб, учащийся получает возможность увидеть медицину изнутри: посетить лекции преподавателей и известных врачей донского края в РостГМУ, побывать в клиниках и лечебно-профилактических учреждениях города, принять участие в тематических круглых столах по профилактике вредных привычек». 

Особенностью обучения в профильных классах является приближение организации учебно-воспитательного процесса к учебной системе колледжа и вуза. Учебные занятия проводятся в виде лекций, семинаров, коллоквиумов, лабораторных и практических работ, конференций, круглых столов и других активных и интерактивных форм. В процессе занятий используются учебно-практические базы кафедр медицинского университета, РНИИАПа, клинических лабораторий лечебно-профилактических учреждений города. Завершающим этапом профессионального обучения является учебная практика, где лицеисты знакомятся с реальными ситуациями, осуществляют сестринский уход на примере конкретного пациента и документируют все этапы сестринского процесса в карте наблюдения за пациентом. «В интегративной модели профильного образования и ранней профессиональной медицинской подготовке особое внимание уделяется развитию совместной исследовательской деятельности учителей и обучающихся, — сообщает Валентина Потатуева. — Это развивает у детей инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, осознанно выбирать профессиональный путь. А социальное партнерство с научно-исследовательскими институтами позволяет использовать их ресурсы для погружения обучающихся в научно-образовательную среду».

лицей № 11.jpg

Рациональные занятия
«Здоровье — это самый драгоценный дар, который человек получает от природы. Состояние здоровья подрастающего поколения является важнейшим показателем благополучия общества и государства. Наметившаяся в последние годы тенденция ухудшения здоровья детей стала общегосударственной проблемой», — отмечает Валентина Потатуева. Сегодня деятельность лицея по развитию здоровьесберегающей среды носит комплексный характер и охватывает практически все аспекты учебно-воспитательного процесса. Так, в лицее отработана модель собственного учебного плана, в рамках которого реализуются учебные курсы: «Уроки здоровья», «Обучение здоровью», «Основы рационального питания», «Качество жизни». Особое место в учебном учреждении отведено научно-исследовательской работе обучающихся по здоровьесбережению. В лицее организовано ученическое научно-исследовательское общество «Эскулап», в рамках которого дети под руководством педагогов-наставников проводят научные эксперименты, исследуют экологические проблемы Ростовской области, проблемы, связанные с гигиеной питания, влиянием учебной нагрузки на состояние здоровья и другие. Лучшие работы представляются на ученических и студенческих научно-практических конференциях различного уровня, а тезисы ученических работ периодически публикуются в лицейских сборниках.

«Несомненно, в формировании у ребенка грамотного мышления о ценности здоровья огромную роль играет педагог. И хорошие результаты в этой работе могут быть достигнуты лишь в том случае, если он сам является убежденным сторонником здорового образа жизни, — уверена Валентина Олеговна. — Поэтому реализация деятельности по здоровьесбережению в нашем лицее была начата именно с педагогов. Этот вопрос был решен через обучение учителей на очных и заочных курсах здоровьесберегающей направленности, участие в работе творческих групп по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, сотрудничество с ИПК и ПРО, что позволило более эффективно использовать материально-техническую базу лицея в сфере здоровьесбережения». В качестве средства для формирования здоровьесберегающего пространства в лицее активно рассматривается физкультурно-массовая работа: функционируют секции волейбола, баскетбола, карате, ритмики. Ежегодно на базе учебного учреждения проводятся спартакиады, спортивные соревнования как между учащимися, так и между сборными командами учителей и лицеистов, проходят семейные праздники «Мама, папа, я — спортивная семья», ведется полноценная и эффективная работа с учащимися различных групп здоровья. А в начальной школе организована общешкольная зарядка, способствующая эмоциональной разгрузке детей и повышению двигательной активности.