По данным маркетинговых исследований, в течение ближайших пяти лет зависимый от платежеспособности населения российский стоматологический рынок будет прирастать в среднем на 15% ежегодно, и в основном за счет частного сектора. Будут это крупные клиники или небольшие кабинеты на 1-2 кресла, сетевые или несетевые проекты и в каком ценовом сегменте: эконом-, бизнес- или премиум-класса — в большей степени сосредоточат свой интерес участники рынка — однозначного ответа пока нет. Очевидно одно: предприятия-производители стоматологических товаров на фоне возрастающего спроса сформировали колоссальный диапазон предложений, которые не ограничивают клиента в выборе необходимого оборудования, материалов и инструментов. Дело за финансовым потенциалом и кадровыми возможностями последних.

Становление на руинах
В начале 90-х годов на базе фактически разрушенной системы здравоохранения во всех крупных городах начали появляться частные стоматологические клиники. Количество игроков на рынке стремительно росло. В основном это были небольшие кабинеты на 1-2 кресла, фактически ничем не отличающиеся друг от друга, со слабым намеком на социальное сегментирование. В те годы основную конкуренцию для них составляла лишь государственная стоматология, которая продолжала функционировать по инерции за счет высокой пропускной способности и материально-технической базы — морально устаревшего наследия советских времен. Но главным козырем госклиник в конкурентной борьбе был пресловутый человеческий фактор — неверие клиентов во все новое, боязнь быть обманутыми и, конечно же, ограниченные финансовые возможности. Тот же человеческий фактор чуть позже положительно сыграл на переделе рынка, когда с повышением уровня благосостояния клиенты не хотели больше тратить время в очередях в ожидании сомнительного качества услуг. Тогда же началось сегментирование частного стоматологического рынка по социальной градации общества на услуги эконом -, бизнес- и премиум-класса. Второй этап разделения рынка грянул, когда в начале 2000-х крупные московские и питерские стоматологические клиники, которые имели большие материальные и технические возможности и были готовы инвестировать огромные средства в развитие сети, начали экспансию в регионы. Только те частники, которые смогли занять прочную позицию на местном рынке стоматологических услуг или успели к тому времени создать самостоятельную сеть, сумели достойно сдержать удар, например, как сетевые клиники «ВИД» и «Гранти» (Ростов-на-Дону), «Джулия» (Волгоград), «Протезист» (Астрахань), Ассоциация «Юг-Стоматология» (Краснодар). Прочие же были поглощены или выдавлены с рынка, а наиболее ценные кадры тут же приглашали на работу в другие компании. Высокую степень конкуренции сегодня обеспечивают в основном цены. Если в экономсегменте лечение кариеса обойдется клиенту в среднем в 2,5-4 тыс. рублей, то в клиниках более крупного формата — в 5-10 тыс. рублей, в зависимости от сложности работы.

Разница в протезировании — и того больше. Объективная цена обычно складывается из набора предоставляемых услуг, уровня их сложности, квалификации врача, стоимости расходных материалов и оборудования. Причем две последние позиции сегодня имеют огромный спектр предложений на рынке.

Идеальный выбор или компромисс?
Согласно статистике, 90% рынка стоматологических товаров сегодня занимают иностранные фирмы. Оставшиеся проценты, отведенные на долю отечественных производителей, являют собой наглядный пример слабости господдержки малого бизнеса, отсутствие механизмов защиты. Тем не менее более 40 российских компаний в условиях жесткой конкуренции все еще пытаются отвоевать законное пространство, уступая в качестве оборудования европейцам, но акцентируя на его доступности. Пока же стоматологическая отрасль остается более или менее стабильной в своих предпочтениях, останавливая выбор на последних разработках наиболее известных западных фирм. «В целом как спрос, так и предложение по стране, и в частности ЮФО, одинаковы, с той лишь только разницей, что платежеспособность населения в отдаленных от крупных мегаполисов районах, как правило, ниже, — рассказывает генеральный директор ООО «Дента Лига» г. Ростова-на-Дону Валерий Шапошников. — Являясь представителями компании «Дента Маркет», которая импортирует продукцию пятнадцати производителей из Словакии, Германии, Италии, Канады, Франции, Швейцарии, Лихтенштейна, Китая и имеет широкую сеть распространения по Южному, Северо-Кавказскому федеральным округам и России в целом, есть все основания констатировать востребованность оборудования и материалов экономкласса, чаще всего китайского производства». Модельный ряд установок представлен на рынке по самым демократичным ценам — от 60 тыс. до 220 тыс. рублей. Нужно ли говорить, что даже по минимальной стоимости «левши» поднебесной готовы будут предложить весьма привлекательный дизайн, достаточно удобное кресло, необходимый минимум для врача и даже блок ассистента, рассчитанный на три инструмента. Вполне возможно, что о подлинном качестве, долговечности и надежности такого оборудования собственник узнает только в процессе эксплуатации, но при отсутствии финансовых возможностей и такой вариант имеет право быть. Ради справедливости стоит отметить, что большая часть комплектующих в стоматологических установках некоторых фирм изготовлена известными европейскими и американскими производителями, такими как FARO, EDI, ISA, LINAK, METASYS, Optima и др. «Сегодня практически все производство ведущих мировых брендов сосредоточено в Китае, — комментирует ситуацию на рынке директор клиники «Стомадент» Евгений Березин. — Они скрупулезно перенимают опыт, технологии и делают дешевле. Если раньше китайские производители готовы были только на механическую работу, то сегодня уже претендуют на интеллектуальные разработки. За ними подтягивается Индия». Также стоматологическое оборудование в нижнем ценовом сегменте представляет бразильская компания Olsen и германская Ritter. К бизнес-классу причисляется оборудование из Словакии Chirana Dental (Diplomat Lux), Chirana Medical Smile 02 и 04, Chirastar 501, из США SDS 1750, из Италии линейка Tempo 9 и Linea Esse от OMS. Широко известна продукция японской Takara Belmont, испанской Fedesa. Цены на установки варьируются от приемлемых 200 тыс. до 1 млн рублей. Но с базовыми или максимальными функциональными возможностями они выполнены на довольно высоком уровне. Например, самая дорогая версия стоматологических установок Fedesa — Carisma оснащена всем необходимым для полноценной работы врача, включая три мультифункциональных выхода с подсветкой и светильник Faro, блок ассистента — вращающийся модуль на шесть инструментов и сенсорную панель для полноценного управления всей установкой. Такое оборудование зачастую предлагают для оснащения клиник высокого уровня — элитных. Впрочем, именно на таких клиентов ориентированы марки А-dec (США), OMS, Castellini, Anthos (Италия), стоматологические установки из Германии верхней линейки Ritter, DKL и Kavo. Работу на этом оборудовании врачи зачастую сравнивают с комфортом автомобилей премиум-класса. Современный дизайн, эргономика, удобство расположения всех участников лечебного процесса вполне соответствует стоимости, обозначенной производителями — от 1 и свыше 2 млн рублей. Пространство вариантов в плане оснащения клиник безгранично — следует только найти свой идеальный вариант или разумный компромисс.

«Эта сфера одна из самых энергоемких, — рассуждает главный стоматолог г. Таганрога Ирина Виноградова. — Новые технологии внедряются практически каждый год, и для полноценной работы стоматологической клинике помимо бормашин требуются инструменты и материалы, зуботехническая лаборатория, фармацевтические препараты, средства для гигиенического ухода, профессиональная медицинская одежда и обувь. Все это мы можем видеть на всероссийских стоматологических выставках и конференциях, которые регулярно проходят в Краснодаре, Ростове, Волгограде, Астрахани
— во всех крупных городах страны. Мы должны изучать все предложения рынка. Судите сами: те же пломбировочные материалы сегодня представлены композитами, нанокомпозитами, микрогибридами, гибридами. Производят их в Германии, Америке, Испании и других странах (кроме России), и эти материалы уже принадлежат шестому поколению. Конечно, определить количество в них наночастиц, застывание, полируемость, сцепление возможно только в экспертных лабораториях, но даже самые лучшие материалы можно испортить непрофессиональной работой».

Практика — лучшая школа
Для стоматологии характерен высокий спрос на высококвалифицированных специалистов. По мнению экспертов, основная проблема сегодня кроется в недостаточном уровне образования. Причин несколько. Главная — отсутствие собственной современной клинической базы у большинства факультетов и кафедр. «Во-первых, давно пора прикрыть все зубоврачебные школы. Люди учатся, отдают деньги, тратят время и в результате остаются невостребованными, — делится мнением Евгений Березин. — Но даже институт сегодня выпускает врачей, которые не знают абсолютно ничего. Ведь раньше даже в зубоврачебных училищах со второго курса начиналась практика в студенческих поликлиниках. Пациент знал, что заплатит, образно говоря, три копейки, но принимать его будет студент. Выпускники затем могли ехать в любую деревню и там работать». В «Авторской стоматологической клинике академика И.В. Маланьина» г. Краснодара, ставшей одной из лучших стоматологий РФ в 2011 году, будущих специалистов обучают сами. «Найти квалифицированных сотрудников крайне сложно, тем более для клиники премиум-класса, как наша, — делится опытом главный врач и генеральный директор Игорь Маланьин. — Я беру на обучение студентов 4-5-го курса. Здесь они доучиваются, проходят интернатуру и только потом приступают к работе. Затем следуют обязательная сертификация, повышение квалификации и различные семинары по изучению новых предложений рынка. Чтобы просто пригласить кого-то с улицы — такого не бывает. Поверьте, каждый врач имеет свою цену, и если он мало получает, значит, за его квалификацию больше не платят».

Карен Атанян, директор стоматологической клиники «Карат» (г. Таганрог), отмечает, что в Краснодаре школа подготовки стоматологов в целом гораздо лучше, чем в других вузах России, тем не менее и эти молодые специалисты нуждаются в совершенствовании практических навыков. В Волгоградской области сегодня кадры для клиник кует стоматологический факультет Волгоградского государственного медицинского университета. За полвека его работы подготовлено уже около 6000 стоматологов. В клинике «КЛАССИК ДЕНТ» в г. Волжском, также вошедшей в список лучших в стране стоматологий в 2011 году, как и в краснодарской клинике, делают ставку на выпускников. Валерий Ступиков, руководитель клиники «КЛАССИК ДЕНТ», убежден, что знания, приобретенные студентом на практике, в стенах медучреждения гарантируют, что в будущем он станет квалифицированным специалистом.

Стоматология нового поколения
Перспективы развития стоматологической сферы большинство участников рынка связывают с внедрением высоких технологий и появлением клиник новой формации. По их мнению, будущее за имплантологией и ортодонтией, лазерной стоматологией. Также активное развитие получит сектор детской стоматологии, поскольку она требует особого оборудования и своих специалистов. «Конечно, необходимы серьезные вложения, нужно учесть все существующие сегодня требования, но это оправданное начинание, — поясняет Василий Сергеев, учредитель ООО «Дента», г. Таганрог. — Именно детская стоматология занимается исправлением прикуса, а значит, способствует нормальному развитию зубов, речевого аппарата, есть здесь и большая эстетическая составляющая. Это направление востребовано, и его наличие является для коммерческой клиники конкурентным преимуществом. Кроме того, оказывая качественные услуги пациентам с детства, клиника «выращивает» клиентов, которые будут доверять ей и став взрослыми». По примеру западных стран будет также прививаться культура гигиены полости рта, профилактика зубных заболеваний. Этот сегмент рынка сегодня является одним из самых неосвоенных и низкоконкурентных. Только тогда можно будет говорить о стоматологии нового поколения, целью которой является сохранение здоровья клиента на долгие годы.

Цены на стандартное оборудование среднего уровня (при учете использования импортного оборудования)

Наименование

Цена, USD

Описание

Стоматологический модуль

10 000-50 000

Установка, место врача и место ассистента, кресло, свет, турбина, микромотор с наконечниками, полимеризационная лампа и мебель

Диагностическое оборудование — рентгенологическая диагностика

25 000-36 000

Дентальный рентгеновский аппарат, радиовизиограф, компьютер с ПО

Зуботехническая лаборатория

40 000-100 000

Съемная, стальная, литейная и керамические цеха

Стерилизационное отделение

10 000-20 000

Паровые стерилизаторы

По данным www.openbusiness.ru

Лауреаты конкурса «Лучшие стоматологии РФ» по ЮФО

2010 г.

ООО СПОП «ПРОТЕЗИСТ»

г. Астрахань

2011 г.


ООО «АСКАМ»

г. Краснодар

ООО «КЛАССИК ДЕНТ»

Волгоградская область, г. Волжский

ООО Фирма «Стомадент»

г. Ростов-на-Дону

2012 г.

Стоматологическая клиника «ДЕНТиК Люкс»,

г. Краснодар

ООО «Вест»

Краснодарский край, г. Крымск

ООО «Рада»

г. Волгоград

ООО «ВИТА-ДЕНТ»

г. Волгоград

ООО «Стоматологическая поликлиника «Лазурь»

г. Волгоград

ООО «Волтайрдент»

Волгоградская область, г. Волжский

Источник: Росстат и компания «Русагротранс»