Геленджик в 2016 году возглавил список самых благоустроенных городов России. И неслучайно: с первого взгляда город подкупает своим курортным шармом и ухоженностью. Немного найдется курортных мест, где туристический продукт создан так продуманно, как в Геленджике, и представлен не только грамотно, но и с любовью.

Уходящий год стал рекордным по числу отдыхающих: за неполный год в городе отдохнули более 4 млн человек, прирост числа отдыхающих составил 7%. Практически все здравницы, которые имеют сегодня лечебную базу и спа-зоны, заполнены в высокий сезон на 99%. Заместитель главы муниципалитета Геленджика Анатолий Крохмаль делится секретами управления, которые благотворно влияют на главную достопримечательность города: «Я каждый день хожу по набережной на работу пешком и вижу, где какие недоработки, даю указания городским службам и их руководителям советую: начинайте рабочий день с обхода прилегающей территории». По состоянию набережной и пляжных территорий видно, что наставления не уходят, как вода в прибрежный песок. Однако не все зависит от власти на местах. 

Геленджик.jpg

Администрация Геленджика неоднократно обращалась с инициативой к губернатору края и в Правительство РФ с предложением ввести курортный сбор с отдыхающих, чтобы за счет него содержать инфраструктуру. В этом году решение о курортном сборе принято на уровне федерального центра. «Сейчас продвигаем инициативу по передаче пляжных территорий из федеральной в муниципальную собственность, — говорит Анатолий Крохмаль. — Я не могу потратить из бюджета города ни рубля на благоустройство и уборку пляжей, потому что они не принадлежат городу; есть участки, которые принадлежат муниципалитету, но многое пока остается в юрисдикции федерального центра». 

На Тонком мысу на средства муниципалитета два года строится пляж длиной 800 и шириной 25 метров. Два года идут согласования, и неурегулированные вопросы по принадлежности береговой линии осложняют дело. Тем временем на очереди еще три проекта реконструкции пляжей, которые расположены в центре и требуют расширения из-за растущего числа отдыхающих. Главная составляющая турпродукта — здравницы и базы отдыха. Вопросы их загрузки и привлечения инвестиций не остаются без внимания. Как отметил Анатолий Крохмаль, администрация готова предоставить площадки, участки земли под строительство. 

В Геленджике есть 16 здравниц, которые не принимают сегодня людей, и муниципальная власть ведет работу с их владельцами, с тем, чтобы они либо продавали их, либо вкладывались в их развитие. Трудно поверить, что в 90-е здравницы заполнялись лишь на 50% в летние месяцы: отдыхающие предпочитали зарубежные курорты. Отдыхающих в Геленджик удалось привлечь не демпинговыми ценами, а качеством санаторно-курортных услуг, которое стало результатом многолетней работы администрации города и владельцев здравниц. Но не пляжем единым и процедурами санаториев интересен отдых: в Геленджике 25 объектов показа, которые работают круглогодично: это и старый парк, и дельфинарий, и дольмены, и сафари-парк, и многое другое. Каждый год в городе к сезону открывается два-три объекта показа.