Для Управления здравоохранения Тамбовской области здоровье граждан является высшей ценностью, поэтому формирование современной, эффективно функционирующей системы охраны здоровья является важнейшим элементом региональной политики. О том, как в области повышают эффективность работы медицинской отрасли, рассказала руководитель управления Марина Лапочкина.

Марина Вячеславовна, сегодня здравоохранение является той отраслью, где за последние годы произошли масштабные изменения, позволяющие повысить качество медицинских услуг и сделать их доступнее для населения. Каких целевых показателей достигло здравоохранение региона?
Важнейшим условием благополучия любой нации является состояние здоровья населения. Инвестиции в человеческий капитал, помимо своего влияния на экономическое развитие, имеют высокую доходность и объективную необходимость.
Поэтому работа регионального здравоохранения была направлена на реализацию таких основополагающих для отрасли направлений, как формирование единой профилактической среды, улучшение качества оказываемой населению медицинской помощи, повышение уровня подготовки медицинских кадров, рост заработной платы медработников и совершенствование инфраструктуры сферы здравоохранения. 2015 год стал еще одним шагом в направлении улучшения здоровья населения Тамбовской области. По данным Росстата, существенно снизились показатели смертности населения от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, внешних причин, туберкулеза, в том числе и в трудоспособном возрасте.
По уровню младенческой смертности область демонстрирует лучшие показатели: 1-е место в ЦФО и 2-е место в России.
Внедрение новых высокотехнологичных методов лечения по профилям «онкология», «сердечно-сосудистая хирургия», «нейрохирургия», «гинекология», «оториноларингология», «неонатальная хирургия» позволило увеличить объем высокотехнологичной медицинской помощи, оказанной на территории области, к уровню 2014 года — на 57,4%. В 2015 году ВМП получили 5462 жителя области, из них одна треть — в областных государственных учреждениях здравоохранения. А за последние 5 лет высокотехнологичную медпомощь получили 19 тыс. жителей области, то есть 2% населения.
Следующим масштабным направлением стало укрепление материально-технической базы медицинских организаций: отремонтировано 153 объекта здравоохранения, в том числе 130 ФАПов, 18 сельских врачебных участков на общую сумму 190 млн руб., 17 подразделений учреждений здравоохранения области на сумму 110,9 млн руб. Предприняты меры по совершенствованию работы служб скорой и неотложной помощи: повышена укомплектованность кадрами, улучшена материально-техническая база, в том числе обновлен санитарный автопарк. С 2014 года во всех ЦРБ внедрена диспетчеризация санитарного автотранспорта, проведена интеграция с территориальным фондом ОМС и медицинской информационной системой. Диспетчеризация позволила скоординировать маршрутизацию бригад скорой помощи и увеличить эффективность работы службы — показатель количества выездов с показателем доезда 20 минут на селе увеличился до 87%.
Наверняка для усиления работы по данным направлениям потребовалось серьезное финансирование?
Принципиальной составляющей эффективной системы здравоохранения является финансирование. За последние 6 лет финансовое обеспечение регионального здравоохранения за счет всех источников выросло более чем в 2 раза и в 2015 году составило 13,6 млн рублей. Проведена большая работа по совершенствованию оплаты труда работников системы здравоохранения. С января 2016-го повышены минимальные размеры окладов медицинского персонала на 60%, для прочего — на 25%, что позволило оптимизировать компенсационные и стимулирующие выплаты.

Как ведется в области профилактическая работа с населением?
Три года назад была возрождена широкомасштабная диспансеризация, представляющая собой программу целенаправленных диагностических скринингов, которые к текущему моменту уже прошли более половины населения области — 613 тыс. человек. Высокий охват диспансеризацией был обеспечен в том числе за счет активного использования выездных форм работы. В 2015 году с учетом всех форм медицинская помощь оказана 111 тысячам жителей сельских территорий. В текущем году мы планируем увеличить охват такой работой еще не менее чем на 10%.
Еще одним важным направлением является повышение обеспечения системы здравоохранения специалистами. Как решается кадровый вопрос в Тамбовской области? В 2015 году впервые за последние 6 лет у нас зарегистрирован «прирост» врачебных кадров, положительная динамика сохраняется и в 2016 году. В 2015-м в учреждения здравоохранения были трудоустроены 273 врача, в том числе 150, обучавшихся по целевым направлениям, что позволило повысить обеспеченность населения врачебными кадрами до 31,2 на 10 тыс. населения.
Доступность медицинских услуг можно обеспечить, создав пациентоориентированную систему здравоохранения. Как она внедряется в вашем регионе?
В 2016 году в Тамбовской области реализуется проект «Новая регистратура» — один из ключевых проектов текущего года в сфере здравоохранения. Регистратура должна стать основным структурным звеном поликлиники, рационально организовать прием пациентов, умело управлять сложным потоком больных, квалифицированно предоставлять необходимую информацию посетителю, создать доброжелательную и открытую атмосферу. Приказом Управления здравоохранения области от 8.08.2016 № 1332 утвержден регламент работы регистратуры областных государственных учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению, включающий единый функционал работы регистратуры, регламент общения с пациентами, единые требования к оформлению помещений и внешнему виду сотрудников. Утверждены показатели и критерии оценки деятельности медицинских регистраторов и работников регистратур, предусматривающие введение стимулирующих выплат в зависимости от результата труда.
В целях повышения профессионального уровня медицинских регистраторов и эффективности их работы, формирования навыков бесконфликтного поведения, развития коммуникативных умений, навыков и способностей проведено обучение 205 работников регистратур, отнесенных по результатам психологического тестирования к группе риска со сниженной коммуникативной компетентностью.
Городская поликлиника им. В. Коваля г. Тамбова и городская клиническая больница им. Архиепископа Луки вошли в пилотный проект по отработке и внедрению системы электронной очереди в регистратуру. Электронная очередь помогает избежать скопления людей у окон регистратуры, создать благоприятную атмосферу обслуживания и повысить эффективность работы медрегистраторов. Результатом всех перечисленных мероприятий должно стать повышение удовлетворенности населения области доступностью и качеством медицинской помощи.