Компания «Электронная медицина» отметила свое 25-летие. За четверть века предприятие смогло не только выйти в лидеры рынка медицинских информационных технологий области, но и создать ряд уникальных продуктов, без которых немыслима жизнь большинства медучреждений Ростовской области. Компания готова предлагать новые сервисы и услуги, которые, без сомнения, облегчат жизнь как врачей, так и их пациентов.

Информатизация всей страны
«Электронная медицина» начинала свою историю с трех направлений: фармако-терапевтического справочника, компьютерной электроэнцефалографической диагностики и персонифицированного учета медицинских услуг. Со временем самым востребованным и конкурентоспособным стало последнее.

«Программу «Ростовская поликлиника» мы начали внедрять еще до появления системы обязательного медицинского страхования (ОМС), примерно в 1994-1995 гг., — рассказывает коммерческий директор компании Игорь Мирошников. — Как раз тогда начали появляться первые персональные компьютеры, а вместе с ними развивался малый и средний бизнес. К моменту появления ОМС это направление стало особенно актуальным, финансирование распределялось в зависимости от конкретного медицинского случая, а не просто по бюджету. Это стало мощным толчком к развитию информационных систем. У нас к тому времени было достаточно интеллектуальное программное обеспечение, которое уже можно было внедрять и в стационары». Правда, на тот момент существовали в основном административные системы, чья основная задача — учесть и рассчитаться с Фондом ОМС и медицинскими страховыми компаниями. Но даже в те времена, когда персональный компьютер был недоступен простому врачу, «Электронная медицина» увидела перспективу именно в этом направлении: постепенно внедряли учет диспансерной работы и вакцинации. Следующие разработки были призваны осуществлять учет выписки льготных и бесплатных лекарственных средств, их реализацию по рецептам дополнительного лекарственного обеспечения.

«Тогда мы в крайне ограниченные сроки развернули всю информационную инфраструктуру по ДЛО в Ростовской области,
— продолжает руководитель. — И справились настолько успешно, что наши ставропольские соседи тоже попросили внедрить ее у себя (с учетом, разумеется, региональных нюансов). До сих пор поддерживаем всю эту структуру в полном объеме и здесь, и на Ставрополье. В Калмыкии вот уже более 7 лет мы сотрудничаем со всеми медучреждениями, работающими в системе ОМС».

Комфорт для врача — в основе всех информационных систем
Благодаря тому, что в «Электронной медицине» все разработки велись своими силами и не надо было ни с кем ничего согласовывать, компания чувствовала себя довольно свободно и могла оперативно реагировать на требования времени. «Мы все время смотрели в сторону информационной поддержки конечного пользователя — врача, — делится Игорь Мирошников. — Начинали с «вешалки», то есть с регистратуры, электронные системы для нее начали внедрять в 2008 году и в это время уже занимались разработками электронной медицинской карты и другими компонентами комплексной медицинской информационной системы. Ее впервые начали вводить в работу в 2009 году, и до сих пор мы активно внедряем и насыщаем новыми сервисами. В том же году получили от минздрава диплом III степени в конкурсе «Лучшая медицинская информационная система-2009». Замечу, что самым первым и активным нашим клиентом в части комплексной автоматизации была детская городская поликлиника № 1 г. Ростова-на-Дону, где до сих пор поддерживается высокий уровень информатизации». Региональный портал медицинских услуг Ростовской области (gosuslugi-rostov.ru), как и интернет-запись на прием, тоже наша разработка, высоко оцененная Министерством здравоохранения РФ и награжденная дипломом I степени в конкурсе «Информационные технологии в медицине-2011». Поскольку портал разрабатывался за счет собственных средств, были опасения, что он не получит желаемой популярности среди пациентов медицинских организаций. Однако только за предыдущий год региональным ресурсом воспользовалось 343,5 тыс. пользователей Ростовской области, из них записались на прием 144,2 тыс. человек, количество записей к врачу в этом году уже увеличилось на 52,5 тыс. по сравнению с 2014 годом.

Главным приоритетом в работе компании ставят удобство работы медперсонала. Здесь не создают чего-то универсального: на каждый профиль есть специализированное рабочее место со своими особенностями, шаблонами и т.д. Даже способ ввода информации подбирается под конкретного врача. Немаловажную роль играет и увеличение скорости обмена информацией между врачами и подразделениями, сейчас этот процесс происходит мгновенно. Теперь ведется работа по обеспечению информационного обмена между разными организациями. Сегодня программное обеспечение «Электронной медицины» возможно масштабировать от кабинета врача частной практики до крупного межтерриториального центра с развитой филиальной сетью, оно используется более чем в 180 медицинских организациях только Ростовской области, не считая учреждений других субъектов РФ. Многие из этих учреждений остаются с компанией уже более 15 лет.

Среди крупных клиентов — Южный окружной медицинский центр, Саратовский медицинский центр, Центральная МСЧ № 1 ФМБА России в Байконуре, поликлиника № 1 Таможенного управления г. Ростова-на-Дону, крупный медицинский центр «Семья» и другие.

Будущее начинается сегодня
«Если говорить о ближайшем будущем, — продолжает Игорь Мирошников, — то одним из перспективных направлений мы видим усовершенствование лабораторной информационной системы, интеграцию ее с различными анализаторами, которых становится все больше благодаря программе модернизации. Также развиваем сервисы удаленной работы, например, мобильное место врача, когда рядовой участковый с помощью планшета может иметь доступ ко всей необходимой медицинской документации: анализам, выпискам, расписанию — и использовать это при работе на выезде, что уже происходит в некоторых поликлиниках Ростова. Кроме того, сегодня мы начали более активно развивать систему движения и персонифицированного учета лекарственных средств. Так, можно отследить движение, например, таблетки от склада медицинской организации до конкретного пациента. Наша активность в этом направлении была оценена по достоинству и удостоена награды «Серебряный MedSoft-2015» в номинации «Больничная аптека» конкурса «Лучшая медицинская информационная система». Не отстают разработки «Электронной медицины» и от систем федерального уровня. Так, уже некоторые учреждения Ростовской области интегрированы с единой государственной системой здравоохранения в части записи на прием к врачу. Не заставит себя ждать и электронная медицинская карта, установив информационную связь с федеральным сегментом здравоохранения. Мобильность, оперативность и быстрый доступ к необходимым данным — именно в этом направлении развивается сегодня медицинская информатизация.