Как региональная служба здоровья удерживает лидерские позиции, рассказала ИД «ЕвроМедиа» министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская.
Создать работающую систему
— Слово «оптимизация» применительно к медицине давно приобрело нарицательный смысл с негативным подтекстом. Для большинства оно стало синонимом слова «сокращение», но это далеко не так. Давайте вглядимся в цифры. С одной стороны, 10 лет назад в области было 290 учреждений здравоохранения, в 2015-м стало 201. Вроде сокращение налицо, но тут количественные показатели не главное. Прежде всего были объединены в единые комплексы филиалы диспансеров по оказанию специализированной медицинской помощи — фтизиатрической, онкологической и т. д. В здравоохранении страны и региона произошли качественные структурные преобразования, суть которых в создании трехуровневой системы оказания медицинской помощи с ориентацией на конкретный результат — увеличение средней продолжительности жизни и снижение смертности.
Основные причины смертности в нашем регионе, как и в целом по стране, — это болезни сердечно-сосудистой системы, онкологические заболевания, туберкулез и травмы, полученные в ДТП. Формирование сети лечебно-профилактических учреждений с ориентацией на достижение максимальной эффективности лечения именно этих заболеваний началось более 10 лет назад.
Снижение смертности в Ростовской области
|
|
2005
|
2010
|
2015
|
Общая смертность населения на 1000 человек
|
15,9
|
14,7
|
13,9
|
Младенческая смертность на 1000 родившихся
|
14,9
|
7,6
|
6,6
|
Материнская смертность на 100 тысяч живорожденных
|
15,1
|
21,5
|
7,8
|
Смертность на 100 000 населения:
|
от болезней системы кровообращения
|
944,5
|
863,5
|
641,3
|
от новообразований
|
202,7
|
215,8
|
179
|
в ДТП
|
16,8
|
10,3
|
7,3
|
от туберкулеза
|
30,5
|
26,1
|
16,7
|
В качестве первого шага медицинские учреждения были дифференцированы на три уровня. Первый уровень — муниципальный. К его задачам относится своевременное и качественное распознавание хронических заболеваний на ранних стадиях в ходе медосмотров и диспансеризации, плановое наблюдение и лечение нетяжелых пациентов, квалифицированная экстренная и неотложная медицинская помощь и своевременное направление пациента в центры более высоких уровней. К первому уровню относятся фельдшерско-акушерские пункты, районные и городские амбулаторно-поли-клинические подразделения и первичные стационарные отделения общего профиля. Здесь по месту жительства пациент может получить помощь самых востребованных врачей — терапевта, хирурга, офтальмолога, невролога.
Второй уровень — межмуниципальный. Он ориентирован на оказание профильной специализированной амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи. Здесь можно пройти диагностику на современном оборудовании, попасть на прием к кардиологу, эндокринологу, нефрологу и другим узким специалистам или получить лечение в стационаре узкопрофильного отделения. Оснастить магнитно-резонансными томографами или приборами для ангиографии каждую поликлинику нереально. Но все это есть в медицинских организациях межрайонного уровня, которые оказывают помощь жителям прикрепленных муниципальных образований. Находятся они в девяти городах области: Ростове-на-Дону, Белой Калитве, Волгодонске, Каменске-Шахтинском, Миллерово, Новочеркасске, Сальске, Таганроге, Шахтах. На третьем уровне — государственные центры высокотехнологичной медицинской помощи на базе областных лечебных учреждений. Сюда входят областные клинические больницы, перинатальный центр и федеральные центры, расположенные в регионе. В этих учреждениях оказывается высокоспециализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь. Сюда направляются, а говоря профессиональным языком, маршрутизируются пациенты из медорганизаций и первого, и второго уровня.
Ядра кристаллизации
— В основу распределения задач между медицинскими учреждениями и определения структуры их коечного фонда легли две базовые возможности. Это, во-первых, кадровый потенциал. Во многих городах и районных центрах еще в советский период сформировались школы высококлассных специалистов с уникальным опытом оказания экстренной помощи по целому ряду системообразующих направлений: хирургии, травматологии, урологии, анестезиологии-реаниматологии, акушерству, неонатологии, общей терапии, кардиологии, неврологии, педиатрии, оториноларингологии и офтальмологии. Эти специалисты стали «ядрами кристаллизации» коллективов специализированных подразделений муниципальных больниц, способных не только решать большой сегмент лечебно-диагностических задач на уровне областных и федеральных медицинских центров, но и стать базой постдипломного образования высококвалифицированных врачей.
Второй критерий — материально-техническая база. В результате реализации программы модернизации здравоохранения лечебные учреждения были оснащены современным оборудованием, соответствующим уровням решаемых задач. В результате системных преобразований отрасли ранее эксклюзивные высокотехнологичные методики пришли в повседневную практику неотложной медицинской помощи не только на уровне областных больниц, но и межрайонных центров. Речь идет о таких наукоемких технологиях, как коронароангиография, стентирование коронарных артерий и магистральных ветвей аорты, нейрохирургическое и рентгенохирургическое лечение инсультов, комбинированное хирургическое, лучевое лечение злокачественных новообразований, малотравматичные операции при множественных переломах костей, протезирование тазобедренных суставов, замена хрусталиков и многое другое.
Следуя этой логике, количество государственных учреждений в регионе увеличилось на 30%, а муниципальных уменьшилось на 38%. При этом, что крайне важно для Ростовской области как аграрной, нам удалось не только сохранить количество сельских ФАПов и амбулаторий, но и с помощью модульных конструкций сделать их современными центрами доврачебной помощи. Сегодня область имеет самую разветвленную сеть ФАПов в стране. У нас действуют 1030 фельдшерско-акушерских пунктов. Для сравнения: в соседнем Краснодарском крае точек оказания доврачебной помощи почти на 300 меньше.
От доступности — к качеству
— В трехуровневой системе одна из ключевых задач врача — определение реальной потребности пациента в медицинской помощи. Только врач может решить, получит ли пациент полноценную помощь в районной поликлинике или его нужно срочно направлять в областной, а может быть, и федеральный центр. При этом выбор плана лечения и маршрутизации пациента совершенно не зависит от того, руководитель он крупного предприятия или наемный рабочий в крестьянском хозяйстве, удаленном от областного центра на сотни километров.
В основе территориального планирования сети организаций здравоохранения как в советский, так и в постсоветский период всегда лежал принцип достижения равнодоступности медицинской помощи необходимого объема и качества. Яркий пример позитивного влияния структурных преобразований в здравоохранении — ситуация с оказанием помощи по родовспоможению. Специалисты хорошо понимают, что абсолютно безопасных родов не бывает. Любое родоразрешение, даже у молодой здоровой женщины, может осложниться в любой момент. Для спасения роженицы и младенца при возникновении смертельно опасных осложнений необходима помощь высококвалифицированных врачей: акушеров-гинекологов, анестезиологов-реаниматологов, неонатологов.
В непосредственной близости должны находиться опытные урологи, способные в экстренном режиме устранить часто возникающий у беременных блок почки; хирурги, способные выполнить восстановительные операции при тяжелых разрывах родовых путей; неврологи, имеющие навыки неотложного оказания помощи при развитии осложняющих течение родов нарушений мозгового кровообращения; высококвалифицированные кардиологи. Не менее важным условием обеспечения безопасности родов является наличие у всех специалистов под руками необходимого оборудования, которое постоянно эксплуатируется и подвергается плановому техническому обслуживанию. Такие условия достижимы далеко не во всех медицинских учреждениях. Именно поэтому было принято стратегическое решение об укрупнении акушерских стационаров и о выработке четкого механизма экстренной доставки пациенток, нуждающихся в родоразрешении только в те стационары, где для этого есть все необходимое. Из числа точек приема родов и оказания реанимационной помощи новорожденным, родившимся в критических состояниях, были исключены так называемые малокомплектные родильные стационары, не имеющие квалифицированных кадров и необходимого оснащения.
Результаты демонстрируют правильность этого решения. В регионе произошло значительное снижение младенческой и материнской смертности. Главной целью работы, которая велась в последние годы, было не сокращение количества, а перепрофилирование коек: койки от тех пациентов, которые могут получать помощь амбулаторно, перераспределялись в пользу тех, кому круглосуточная медицинская помощь жизненно необходима. Основное сокращение коснулось коек широкого профиля. Фонд наиболее важных для снижения смертности от критических состояний узкоспециализированных коек — онкологических, кардиологических и неврологических — изменился ничтожно. Вместе с этим значительно выросло количество реабилитационных коек, для квалифицированного выхаживания пациентов после интенсивного лечения. Многократное увеличение числа паллиативных коек и коек сестринского ухода позволило сохранить социальную составляющую системы здравоохранения. Эту функцию ранее выполняли койки широкого профиля. Квалифицированные специалисты решали, по сути, задачи социального характера, а не медицинские. Такая дополнительная нагрузка приводила к неизбежному снижению качества неотложной помощи. Одновременно с перепрофилированием круглосуточных коек существенно выросло число мест в дневных стационарах, особенно востребованных у трудоспособного населения в связи с неполным отрывом от исполнения профессиональных и семейных обязанностей. Плюс уровень комфортности домашнего пребывания вряд ли может быть сравним с тем, что предоставляет круглосуточный стационар.
Сохранение фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий в период оптимизации сети явилось для министерства здравоохранения области одной из наиболее важных и одновременно наиболее сложных задач с точки зрения экономической эффективности. В результате количество «постов», оказывающих амбулаторно-поликлини-ческую помощь, увеличилось. Еще один важнейший результат — прирост на 10% числа врачебных амбулаторий в составе центральных районных больниц.
Индикаторы здоровья — зеркало эффективности медицинской помощи
— В соответствии с общепринятыми в международном сообществе нормами, главными критериями эффективности внедрения медицинских технологий, в том числе связанных с организацией медицинской помощи, являются изменения в показателях смертности от тех или иных заболеваний. Существенное снижение показателей смертности является наглядным подтверждением эффективности реформы здравоохранения в регионе. Средняя продолжительность жизни в течение последних 10 лет неуклонно растет, и сегодня она составляет 71,9 года, что на полгода выше среднероссийского показателя. Количество случаев оказания высокотехнологичной медицинской помощи жителям области увеличилось с 897 в 2006 году до 16 304 в 2015-м. Укомплектованность кадрами лечебных учреждений в среднем по области выросла с 62,4% в 2005 году, до 68,8% в 2010-м и, наконец, в 2016 году до 81,5%.
Заслуженная награда
12 сентября за заслуги в развитии здравоохранения и многолетнюю добросовестную работу министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская была награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени. Коллектив издательского дома «ЕвроМедиа» поздравляет Татьяну Юрьевну Быковскую с высокой наградой и желает ей новых достижений на ниве донского здравоохранения!