Непрерывное развитие системы здравоохранения включает в себя не только широкое применение высоких технологий, но и новые стандарты обслуживания пациентов и организации труда медицинской сестры и врача. Подробнее об изменениях в системе подготовки среднего медицинского персонала изданию рассказала директор Новосибирского медицинского колледжа Светлана Домахина.
— На подготовку среднего медицинского персонала влияет реализация национальных проектов. «Здравоохранение» говорит нам, чему учить, «Образование» — как учить, «Демография» дает понять, какие виды медпомощи будут наиболее востребованы. Еще один внешний фактор, влияющий на образование, — интенсивное развитие сравнительно новых для России видов помощи, таких как гериатрическая и паллиативная. Медицинский колледж — учреждение, которое работает на стыке образования, здравоохранения и социального обслуживания. Поэтому еще одно условие, которое определяет наше развитие, — межведомственное взаимодействие. А это поиск точек соприкосновения, чтобы сформировать квалификацию.
С 2021 года каждый медик со средним профобразованием должен в обязательном порядке включаться в онлайн-систему непрерывного медицинского образования (НМО). Предполагается, что каждая медсестра будет работать в личном кабинете на сайте НМО — повышать квалификацию, выбирая нужную из представленных программ.
Сегодня есть спрос на медсестру, которая сможет работать и в поликлинике, и в педиатрическом стационаре, и во взрослом, и в гериатрическом, и в паллиативном, и на дому. Медсестра-универсал. Чтобы обладать столь широким спектром возможностей, она должна много знать и обладать отличными практическими навыками. Это определяет такой тренд в сестринском образовании как симуляционная подготовка, отработка навыков в условиях, приближенных к стационару. В нашем колледже со следующего года появится симуляционная модель ФАПа. Студентов научат обустраивать это пространство буквально с «крыльца». Кроме того, изменится организация производственной практики: будущим фельдшерам, медсестрам и акушеркам устроят близкое знакомство с реальными ФАПами, которые открываются в селах Новосибирской области.
Еще один образовательный тренд — первичная профессиональная аккредитация.
Это один из самых масштабных проектов в среднем медобразовании, который реализуется с прошлого года. Ни одного выпускника колледжа сегодня не допустят к работе без прохождения процедуры аккредитации. На первом этапе каждый специалист должен продемонстрировать навыки оказания неотложной скорой помощи, на втором — выполнить определенную симуляционную технологию по чек-листу в точном соответствии со стандартом.
В профстандартах четко отражено, чем должна заниматься медсестра, как строить работу, какие иметь навыки. Примечательно, что одним из навыков, впервые в нашей стране, стало наличие клинического мышления. Сейчас медсестра — не просто помощник врача, на нее возлагается еще одна компетенция: она должна принимать решения в соответствии с ситуацией, в которой находится.
В связи с этим в нашем колледже одним из приоритетных направлений является волонтерское движение. Многообразие направлений волонтерской деятельности позволяет каждому студенту сформировать индивидуальную траекторию личностного и профессионального роста.