Он уравнял возможности для участия в программах обязательного медицинского страхования лечебных учреждений всех форм собственности, а пациентам дал право самим выбирать и страховую компанию, и клинику для получения медицинской помощи. В процессе реформы к 2015 году будет введен единый тариф ОМС, а российская медицина перейдет на одноканальное финансирование.

О тарифах
В соответствии с Программой социально-экономического развития России до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства РФ до 2012 года за последние два года были приняты важные законы, меняющие многое в области здравоохранения. Один из них — «Закон об ОМС», благодаря которому к участию в обязательном страховании допускаются ЛПУ всех форм собственности посредством конкурсного получения госзаказа. Кроме того, в перспективе он предполагает введение единого тарифа ОМС. Сегодня ОМС оплачивает лечебным учреждениям пять статей расходов (заработная плата с начислениями, затраты на медикаменты, расходные материалы и мягкий инвентарь). С 2013 года будет введен полный тариф ОМС, и все лечебные учреждения перейдут на одноканальное финансирование — через систему ОМС. Единый тариф ОМС за неработающее население составит к 2015 г. 18,9 тыс. рублей. Эту сумму будут платить те регионы, для которых установят максимальный региональный коэффициент. Но ряд субъектов Российской Федерации, напротив, получат поправочный коэффициент, уменьшающий сумму выплаты. Например, к 2015 г. в центральных регионах России предполагается установить понижающий коэффициент — 0,33.

О частной медицине
Подводить итоги реформы пока рано. Но говорить о первых результатах уже можно. Есть цифры, подтверждающие то, что закон все-таки начал работать. Например, увеличилось количество медицинских организаций, работающих в системе ОМС. Так, на конец 2011 года заявилось дополнительно около 300 медорганизаций по сравнению с их количеством в 2010 году. Причем из вновь пришедших около 100 — частные. Но вряд ли стоит ожидать серьезного притока частных клиник в систему ОМС. Так, сейчас из 10 тыс. отечественных медучреждений всего 400 частных, в основном это стоматологические кабинеты. Для частной клиники работа в системе ОМС — это палка о двух концах. С одной стороны, это большое количество клиентов, с другой — это достаточно низкие тарифы. Дело в том, что тарифы всегда будут низкими для частника. Нам никогда не удастся превысить общерыночную цену медуслуги, которая формируется исходя из платежеспособного спроса, а не из возможностей государства. А действующие сейчас неполные тарифы вообще не предусматривают оплату по всем статьям затрат медорганизации. Поскольку тариф неполный, то и полноценной мотивации работать в системе нет. Возможно, что в 2013 году по мере продвижения к одноканальному финансированию, когда все больше статей затрат будет покрываться тарифом, частных медучреждений в системе будет больше. Надо отметить, что слишком большой процент частников в ОМС мог бы вызвать проблемы. Если коммерческая клиника вошла в систему, то придется сократить государственные мощности в данном направлении. А если на следующий год клиника решит выйти из системы — эта область окажется неохваченной. Что нам остается делать? Мы либо будем зависеть от присутствия частных клиник в госстраховании, либо нам придется поддерживать государственный дубликат и тратить дополнительные деньги. Но, с другой стороны, как только мы в процессе реализации реформы здравоохранения повысим качество услуг, сделаем прозрачным финансирование, граждане, осознав возможность получения качественной и бесплатной медпомощи, тут же ею воспользуются. И это очень сильно повлияет на рынок частной медицины — он может значительно сузиться.

Распределение субсидий из бюджета Федерального фонда ОМС на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в 2011-2012 годах
В рамках мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи на повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, должно направляться не менее 40% и не более 50% от общего объема средств, направляемых на указанные мероприятия в соответствующем году. На финансирование федеральных государственных учреждений здравоохранения направляется 20 млрд руб., распределение средств устанавливается Минздравом России при условии включения федеральных государственных учреждений здравоохранения в региональные программы модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации. На стимулирование субъектов Российской Федерации по итогам 2011 года и первого полугодия 2012 года направляется 21,7 млрд руб. в 2012 году. Средства на стимулирование субъектов Российской Федерации распределяются по итогам 2011 года и первого полугодия 2012 года в текущем году между субъектами Российской Федерации, достигшими наилучшей динамики показателей, утвержденных Минздравом России. В составе средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования формируется резерв в размере 33 млрд руб. В случае исполнения прогноза по доходам бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования средства резерва направляются на реализацию решений по финансовому обеспечению региональных программ модернизации здравоохранения в связи с отдельными факторами, влияющими на организацию оказания медицинской помощи в субъектах Российской Федерации, и на стимулирование субъектов Российской Федерации, достигших наилучшей динамики показателей, утвержденных Министерством здравоохранения России.