Высшее образование в сфере медицины переживает значительные преобразования, которые в результате должны разрешить проблему нехватки медработников первичного звена, а также повысить уровень знаний и практических навыков у будущих врачей. Реализация ФГОСа третьего поколения, повышение требований к студентам медвузов и возможное введение распределения выпускников по государственным и муниципальным клиникам — это лишь небольшой список существующих и анонсированных изменений.

В поисках доктора
Сегодня сфера отечественного здравоохранения испытывает кадровый голод. По данным мониторинга Общероссийского народного фронта, первичное звено недосчитывается порядка 40 тыс. специалистов. Не хватает фтизиатров, реаниматологов, наркологов, педиатров и неонатологов. В то же время стационары, стоматологические клиники полностью обеспечены врачебным персоналом. Эта диспропорция, по данным экспертов, отмечается уже много лет. И особо остро она заметна в сельских медучреждениях. Лишь в последнее время ситуация в этом направлении несколько улучшилась. Как заметили эксперты ОНФ, с 2012-го по 2015 г. количество врачей в сельской местности выросло на 11,3%. Положительную динамику здесь связывают в том числе и с реализацией госпрограммы «Земский доктор», которая продлена Правительством РФ еще на один год — до конца 2017-го. Всего же с 2012 г. по этой программе в село было привлечено более 19 тыс. молодых специалистов. Повысить доступность медпомощи — таков лейтмотив политики, которую сформировало государство. При этом, как отмечает министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, нельзя забывать о качественной составляющей самой помощи, и в первую очередь это зависит от уровня подготовки и умения врачей. «Качество медицинской помощи определяется тем, кто ее оказывает. Перед нами стоит задача очень серьезная: за несколько ближайших лет выровнять качество подготовки наших специалистов — врачей, среднего медперсонала», — заявила в одном из своих выступлений федеральный министр.

Кузницы кадров
Разрешить эту проблему должны высшие учебные заведения, которые готовят специалистов по всем специальностям. На данный момент система высшего медицинского образования России представлена полусотней вузов и их филиалов практически во всех крупных регионах страны. По информации аналитического центра ИД «ЕвроМедиа», в 50 ведущих вузах страны обучаются свыше 222 тыс. человек. Крупнейшие по количеству студентов вузы — это Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, в котором обучаются свыше 15 тыс. человек; Российский национальный исследовательский медуниверситет им. Н.И. Пирогова с более 8 тыс. студентов, а также Башкирский государственный медуниверситет, где образование получают чуть более 7 тыс. студентов. Таким образом, медвузы страны готовы обеспечить систему здравоохранения необходимым количеством врачей. Однако не весь контингент выпускников решает соединить себя с государственной системой здравоохранения. Как говорится в опубликованном докладе ОНФ, молодые специалисты все чаще выбирают своим первым местом работы частные учреждения, руководствуясь финансовой составляющей. В конечном счете это ведет не только к ослаблению врачебных ресурсов, но и к снижению качества медпомощи, говорится в официальном документе. С другой стороны, не каждый выпускник вуза видит себя в роли врача.

медобразование.jpg

Без интернатуры, но с практикой
Чтобы сформировать эффективную систему подготовки медицинских кадров и отсева на ранних этапах тех студентов, которые не обладают необходимыми знаниями и навыками, в 2016-2017 гг. стартует процедура трехуровневой аккредитации. Первый уровень — это сдача более 3 тыс. тестовых заданий, второй — показатель освоения практических навыков в симулированных условиях, а на заключительном этапе будет проводиться оценка сформированного клинического мышления студента. Помимо этого в связи с изменениями в федеральном законодательстве вводится обязательная аккредитация медработников как непременного условия допуска к их профессиональной деятельности. Это нововведение заменит сертификаты врачей. И главное преобразование, которое затронет студентов российских вузов, связано с отменой интернатуры при переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения. Отмечается, что реализация на практике нового ФГОСа положительно скажется на решении проблемы нехватки кадров в сфере медицины. Эксперты отмечают, что такая трансформация позволит выпускникам вуза быстрее получить необходимый опыт в учреждениях здравоохранения, после чего поступить в ординатуру. Как заметил ректор Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Петр Глыбочко, вследствие подобных изменений скорость подготовки врачей увеличится, и они быстрее смогут приступить к выполнению своих прямых обязанностей. Убрав преддипломную стажировку, можно избавиться от постоянной нехватки врачей в амбулаторно-поликлинических учреждениях. «С 2016 г. выпускники медвузов получат право работать в качестве врачей общей врачебной практики в поликлиниках и центральных районных больницах», — сказал он. При этом, как пояснили в Минздраве РФ, новый ФГОС увеличит время практических занятий начиная уже с первого курса. Оптимальным методом здесь является вовлечение студентов к работе в вузовских клиниках, клинических базах и медцен-трах. Поэтому со стороны руководства учебных заведений особое значение имеет развитие на базе института собственной и современной инфраструктуры. По этому пути стараются двигаться почти все учебные заведения. Так, в Дагестанском государственном медуниверситете открылся современный симуляционно-аккредитационный центр, оснащенный новейшим фантомным оборудованием для проверки уровня освоения практических навыков студентов, рассказал ректор ДГМУ Сулейман Маммаев. 

В Волгоградском государственном медуниверситете в прошлом году по программе оснащения центров первичной аккредитации специалистов проведена закупка симуляционного, роботизированного, видеоконтролирующего оборудования. «Это позволило существенно расширить арсенал симуляционного оборудования, — рассказал ректор ВолгГМУ Владимир Петров. — В том же году в ВолгГМУ была создана имитационная клиника терапевтического, педиатрического, неонатологического, хирургического, стоматологического профилей, а также аптечный и аптечно-производственный симуляционный центр». Однако послевузовская деятельность специалистов может быть обусловлена еще одним важным изменением. Его инициатором является премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, который заявил, что было верным шагом восстановить отмененную систему распределения. «Я часто слышу разговоры о том, как нам нужно возродить советскую систему распределения в медицинской профессии. Нам не нужно ничего возрождать — у нас все есть, надо этим пользоваться, — заметил глава правительства. — Когда человек поступает на бюджетное место в мединститут, с ним нужно подписывать договор о том, что по окончании он должен несколько лет отработать в том или ином медицинском учреждении». По мнению опрошенных руководителей районных медучреждений, этот механизм вполне может разрешить дефицит медицинских кадров в сельской местности. 

ТОП-50 крупнейших медицинских вузов России


Название

Город

Количество студентов, чел.

1

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова,

г. Москва

15624

2

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова,

г. Москва

8480

3

Башкирский государственный медицинский университет

г. Уфа

7250

4

Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского,

г. Саратов

7024

5

Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова,

г. Москва

6990

6

Курский государственный медицинский университет

Курск

6394

7

Волгоградский государственный медицинский университет

Волгоград

6285

8

Самарский государственный медицинский университет

Самара

6120

9

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Рязань

5684

10

Ростовский государственный медицинский университет

Ростов-на-Дону

5513

11

Кубанский государственный медицинский университет

Краснодар

5458

12

Дагестанский государственный медицинский университет

Махачкала

5410

13

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Санкт-Петербург

5216

14

Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко

Воронеж

5174

15

Омский государственный медицинский университет

Омск

5012

16

Новосибирский государственный медицинский университет

Новосибирск

5011

17

Казанский государственный медицинский университет

Казань

4974

18

Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого

Красноярск

4830

19

Алтайский государственный медицинский университет

Барнаул

4578

20

Сибирский государственный медицинский университет

Томск

4577

21

Ставропольский государственный медицинский университет

Ставрополь

4509

22

Нижегородская государственная медицинская академия

Нижний Новгород

4416

23

Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова

Санкт-Петербург

4324

24

Южно-Уральский государственный медицинский университет

Челябинск

4322

25

Уральский государственный медицинский университет

Екатеринбург

4137

26

Пятигорский медико-фармацевтический институт — филиал Волгоградского государственного медицинского университета

Пятигорск

4052

27-28

Смоленский государственный медицинский университет

Смоленск

3937

27-28

Оренбургский государственный медицинский университет

Оренбург

3937

29

Тюменский государственный медицинский университет

Тюмень

3916

30

Астраханский государственный медицинский университет

Астрахань

3906

31

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Санкт-Петербург

3884

32

Иркутский государственный медицинский университет

Иркутск

3799

33

Тверской государственный медицинский университет

Тверь

3572

34

Северный государственный медицинский университет

Архангельск

3495

35

Тихоокеанский государственный медицинский университет

Владивосток

3482

36

Медицинский институт«Реавиз»

Самара

3455

37

Ярославский государственный медицинский университет

Ярославль

3372

38

Кемеровская государственная медицинская академия

Кемерово

3312

39

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера

Пермь

3308

40

Ижевская государственная медицинская академия

Ижевск

2890

41

Кировская государственная медицинская академия

Киров

2826

42

Дальневосточный государственный медицинский университет

Хабаровск

2825

43

Ивановская государственная медицинская академия

Иваново

2492

44

Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия

Санкт-Петербург

2467

45

Читинская государственная медицинская академия

Чита

2384

46

Пермская государственная фармацевтическая академия

Пермь

2277

47

Северо-Осетинская государственная медицинская академия

Владикавказ

2260

48

Амурская государственная медицинская академия

Благовещенск

1743

49

Филиал медицинского университета «Реавиз»

Саратов

1207

50

Санкт-Петербургский медико-социальный институт

Санкт-Петербург

872

Как мы считали
В рейтинг вошли крупнейшие медицинские высшие учебные заведения России, действующие на 1 октября 2016 года. Все участники топ-листа были проранжированы по количеству студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. Данные для составления рейтинга предоставлены учебными заведениями, а также взяты из открытых источников: отчетов о самообследовании и информационно-аналитических материалов по результатам проведения мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования Министерства образования и науки РФ. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.