В мировом реабилитационном опыте различные виды так называемой анималотерапии в комплексной терапии применяются уже не один десяток лет. Насколько высок интерес со стороны реабилитологов к канистерапии, иппотерапии и дельфинотерапии и кому показаны данные методы, узнал ИД «ЕвроМедиа».
Мокрое лечение
По сути своей дельфинотерапия — это комплексное воздействие на организм, составляющими которого являются ультразвуковые волны, излучаемые дельфином, двигательная активность, пребывание в морской воде и, бесспорно, мощный психологический эффект.
Многие дельфинарии, предлагающие свои услуги дельфинотерапии, сегодня делают особый акцент на лечебное влияние ультразвуковых частот дельфина на организм в целом и мозг пациента в частности. Однако большой пласт экспертов считает, что значимость именно такого подхода и методики не то чтобы не имеет под собой основания, но все же сильно преувеличена.
«В отношении физического воздействия рецепторы стимулируются средой и контактом с животным, остальное зависит от формы построения занятия. А что касается влияния ультразвука, излучаемого дельфинами, то оно, возможно, еще не изучено в достаточной степени. Но я склонен полагать, что оно не столь существенно, как о нем принято говорить в последнее время. При процедурах, проводимых с помощью аппаратов УЗИ, оно значительно выше», — говорит главный врач РЦ «Преодоление» Федор Бушков. В том, что воздействие ультразвука весьма мифологизировано, убежден и психолог, руководитель отдела дельфинотерапии дельфинария в г. Анапе Николай Кудельский.
«Мы позиционируем и развиваем дельфинотерапию как психокоррекционный инструмент. Это синтетический метод, который включает в себя методики из разных направлений психотерапии и психокоррекции. Используются и элементы арт-терапии, музыкальной терапии, и элементы когнитивно-поведенческой и поведенческой психокоррекции», — отмечает специалист.

Во время занятий психолог-дельфинотерапевт применяет разного рода стимулы положительного и отрицательного подкрепления. Самым главным положительно подкрепляющим стимулом является желание ребенка играть, контактировать с дельфинами. Одной из задач специалиста, проводящего занятия, является формирование специфического эмоционально-мотивационного комплекса, который побуждал бы ребенка к самостоятельному действию. Основой этого комплекса являются такие эмоции и мотивы, как удивление, радость, счастье, интерес. Как правило, пока у ребенка с психологическими и ментальными расстройствами не появится желание что-то делать самостоятельно, все проводимые реабилитационные мероприятия не будут давать ожидаемого терапевтического эффекта.
«Мы много работаем с детьми со спастической формой ДЦП. Пока у таких ребят через различные игровые методики и прочие рабочие инструменты дельфиноте-апии не сформирован мотивационный комплекс, он не станет даже пытаться разжать кисть и взять дельфина за плавник. Но как только такая мотивация повышается, он начинает постепенно открывать для себя эту новую возможность. А получив радость от достижения, начинает действовать самостоятельно», — рассказывает Николай Кудельский. Стоит учитывать, что дельфины по природе своей очень коммуникативны и стремятся к контакту с другими существами и человеком в том числе. Поэтому дельфинотерапию применяют в качестве развития коммуникативных навыков у детей, страдающих аутизмом. Показан психокоррекционный метод и при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, при расстройствах развития речи и задержках психического развития. В целом в процессе реабилитации после установления равноправного контакта между пациентом и дельфином, при вхождении ребенка в коммуникационный резонанс наступает фаза совместного психического и моторного функционирования. Проводимый совместно с дельфином структурированный комплекс упражнений позволяет выстроить поведенческую связь. Когда это достижение зафиксировано, специалисты, в случае необходимости, через позитивное подкрепление стараются способствовать и развитию речи.
«Следует отметить, что в процессе работы программы дельфинотерапии ежедневно отмечаются варианты, связанные со взаимной адаптацией биологических звеньев, а также с нежесткой стационарностью биологических программ. К примеру, пациент в первый день занятий ведет себя не так, как в последующие дни. Дельфин видит это и тоже меняет свое отношение к пациенту. Задача врача, тренера — вовремя разглядеть эти особенности взаимодействия и скорректировать задания дельфину, памятуя о том, что в данной системе дельфин выполняет роль донора, а пациент — реципиента», — отмечает пионер становления дельфинотерапии на постсоветском пространстве, доктор медицинских наук, начальник научно-исследовательской лаборатории лечебно-реабилитационной дельфинотерапии НИЦ «Государственный океанариум» г. Севастополя Людмила Лукина. Немаловажно, что дельфинотерапия комплиментарна для медикаментозного и физиотерапевтического лечения, так что может применяться комбинированно с другими реабилитационными методами. В зависимости от методов дельфинотерапии данный вид реабилитации показан при раннем детском аутизме, нарушениях речевого и психического развития, ДЦП, для больных с пограничными формами нервно-психических расстройств, ПТСР и т. д.
Не подходят занятия с дельфинами детям младше двух лет, пациентам с эпилепсией, острыми инфекционными заболеваниями, кожными и сердечно-сосудистыми заболеваниями, аллергией на хлор и рыбу, с онкологическими заболеваниями.
Терапия от друзей человека
При слове «канистерапия» люди, знающие латынь, подумают о собаках-поводырях. Либо воспримут этот термин в самом широком его понимании: как общение с собаками, которое якобы априори должно положительно сказываться на эмоциональном фоне человека и нести свой положительный заряд терапевтического эффекта. Однако за этим словом скрывается куда более сложный реабилитационный метод, осуществлять который могут только грамотно подготовленные специалисты и тщательно отобранные и правильно обученные собаки. Мировым медицинским сообществом этот метод признан разновидностью эрготерапии с дополнительной психологической мотивацией. То есть это одна из полноценных реабилитационных методик, которую, по мнению многих экспертов, ошибочно относят к нетрадиционной медицине. Как, собственно, и другие виды анималотерапии. По крайней мере в России большинство воспринимает их именно так. Но, например, в Польше, откуда и стал широко распространяться этот метод по европейской части, канистерапевты с 2010 года внесены в государственный список профессий, а в Германии немало клиник официально применяют канистерапию в своей практике.

Отечественные реабилитационные центры и клиники в последние годы также начинают присматриваться к данному методу. Особенно когда речь идет о работе с детьми с расстройствами аутического спектра, задержкой развития различного генеза, синдромом Дауна, ДЦП, когда нужна помощь в процессе социализации, в работе с двигательными нарушениями, коммуникативной сферы или с нарушениями пространственного восприятия. Список показаний на самом деле весьма обширен.
«Говорить стоит о комплексном воздействии, так как метод канистерапии является междисциплинарным, в который включены психология, социальная психология, коррекция когнитивной сферы, физическая коррекция и так далее», — рассказывает канистерапевт, автор первой в России программы по канистерапии «Солнечный пес» Татьяна Любимова. Канистерапией она активно занимается больше 10 лет. И по сути стояла у истоков ее применения в нашей стране. К сожалению, на постсоветском пространстве о данном методе все еще знают мало и зачастую относятся к нему либо настороженно, либо поверхностно. Нередко можно услышать и такие высказывания: «Зачем нам вести ребенка на канистерапию, если дома есть собака? Пусть с ней и общается». Причин такого отношения к данной разновидности анималотерапии может быть несколько. Во-первых, для России это относительно молодой реабилитационный метод. Если в США и Польше он стал развиваться в 60-70-е годы прошлого столетия, то первые упоминания в нашей стране относятся к 90-м. И, как отмечают эксперты, отсутствие достаточных знаний о канистерапии среди тех, кто ее начал применять в тот период, сказалось отрицательно на продвижении и развитии данного метода. Слишком много было дилетантов, занимающихся работой недобросовестно. По мнению Татьяны Любимовой, и сегодня нередко встречаются такие условно называемые специалисты. Ведь кинологическая деятельность в России все еще не лицензируется. Нет среди экспертов единого мнения, можно ли задействовать при канистерапии все породы собак. Исходя из своего многолетнего опыта автор программы «Солнечный пес» убеждена, что в терапевтической работе с детьми с различными нарушениями применимы только лабрадоры и голден ретриверы. «Подчеркну, нельзя говорить, будто это породы-терапевты. Но именно среди этих пород наибольшая вероятность встретить собаку с нужными характеристиками. А дальше начинается работа кинолога по отбору и подготовке животного для практики. В нашем кинологическом центре тестирование собак проходит несколько стадий: отбор щенков с 6-месячного возраста, этап дрессировки, в дальнейшем в практической деятельности также собака регулярно тестируется. Из десяти отобранных нами щенков на начальной стадии к работе с детьми впоследствии допускаются в лучшем случае пять собак», — отмечает эксперт. Интересен тот факт, что в данном аспекте важен не только характер собаки, ее психологические характеристики и грамотная дрессура, но и габариты животного, так как особенные дети, в частности с нарушениями аутического спектра, имеют свои особенности восприятия окружающей их действительности.
Маленькие породы собак, как правило, очень активны и подвижны по своей натуре, это пугает таких детей и, соответственно, мешает установлению контакта между человеком и животным, что не дает возможности эффективно решать поставленные терапевтом задачи. А гигантские породы (зенненхунды, доги, ньюфаунленды и т. д.) и вовсе воспринимаются ими фрагментарно. Но, конечно, основополагающим в канистерапии является именно подготовка собаки-котерапевта. Учитывая особенности развития особенных детей, хорошо подготовленная, правильно работающая собака никогда при контакте с пациентами не будет форсировать события общения. Например, знакомство детей, страдающих аутизмом, с животным проходит с прикосновения со спиной собаки. Последняя, в свою очередь, не повернется при первых контактах к пациенту мордой, чтобы не напугать, не вызвать отторжение пациента. И лишь в процессе реабилитации, когда у ребенка все больше повышается мотивация, когда собака начинает восприниматься ребенком как более предсказуемое и доверительное существо, пес перестанет отворачивать свою морду. Кроме того, собака-терапевт за счет темпа-ритма умеет выводить пациента с заторможенными или, напротив, чрезмерно активными реакциями на правильный эмоциональный фон. И таких примеров и инструментов в терапевтическом арсенале собаки и специалиста по канистерапии множество.
Но есть и противопоказания. Это аллергия на панель аллергенов «домашние животные», заболевания верхних дыхательных путей, повреждения кожи, инфекционные заболевания, повышенная температура, фобии (не путать с тревожностью и страхом), связанные с животными, любые заболевания в остром периоде.
Оздоровительное седло
Надо отметить, что термин «иппотерапия», как и «дельфинотерапия» и «канистерапия» официально не закреплен. Поэтому иппотерапевты предпочитают использовать такие сочетания, как «адаптивная верховая езда» или «лечебная верховая езда», которые в большей степени и отражают суть данного метода.
Показаний для применения этого метода при различных заболеваниях немало: это ДЦП, заболевания тазобедренных суставов и другие нарушения опорно-двигательной системы, аутизм и ментальные заболевания, синдром дефицита внимания и гиперактивности и т. д. Существуют и реабилитационные программы по ведению детей с гидроцефалией, так как занятия на лошади способствуют усилению ликвородинамики. Акцент в занятиях делается в зависимости от заболевания и степени его протекания. Так, в случае нарушений у пациента эмоционально-волевой сферы — на педагогический аспект, а при нарушениях опорно-двигательной системы, например при ДЦП, — на улучшение подвижности суставов и координации, на увеличение количества движений, нормализацию тонуса.

«Иппотерапия может применяться в аспектах физической, психологической и логопедической реабилитации. Реабилитационные центры нередко сотрудничают с иппотерапевтами для закрепления достигнутых результатов применения других методик. Важно, что физические упражнения, который делает инструктор ЛФК, и физические упражнения, которые осуществляет пациент на лошади, имеют практически одну и ту же физиологическую составляющую. Кроме того, в иппотерапии предусмотрено много методов для работы, к примеру с людьми с ДЦП как в форме гемипареза, так и в тяжелых формах, когда человек практически обездвижен», — рассказывает заместитель начальника отделения комплексной реабилитации по физической реабилитации МНПЦ реабилитационных технологий Ольга Побута.
Правильно выстроенное специалистом общение с животным за счет психогенного фактора способно регулировать психологический баланс в организме пациента. А влияние теплогенного фактора (температура лошади на два градуса выше температуры тела человека) позволяет в том числе оказывать воздействие на расслабление спастичных мышц. Так что неудивительно, что иппотерапия является сегодня одним из широко применяемых методов в реабилитационной практике. Как и в медицине, так и в анималотерапии основополагающим правилом является «не навреди». Поэтому вопросам изучения безопасности многочисленных центров, школ и КСК, которые в настоящее время предлагают услуги иппотерапии, необходимо уделить внимание. Во-первых, поинтересоваться квалификацией и первым базовым образованием инструктора (оно может быть физкультурное, психологическое, педагогическое) и спросить о наличии у него сертификата инструктора-иппотерапевта. По мнению большинства экспертов, доверие в первую очередь вызывают сертификаты, полученные после прохождения базовых курсов на кафедре повышения квалификации медработников РУДН или Санкт-Петербургского аграрного университета.
В зависимости от задач, стоящих перед иппотерапевтом, формируется терапевтический курс. Учитывается и экстерьер лошади, и площадка (а также поверхность), на которой будут проходить занятия, и еще много других факторов. Если говорить об основных экстерьерных характеристиках лошади в случае работы с так называемыми особыми детьми, то их несколько. И оценить их под силу только специалисту. «Лошадь перед работой проходит жесткий отбор. Она должна быть добронравной, уравновешенной, внимательной. Считается, что наилучшей физиологической способностью к хорошей механике шага лошадь обладает в возрасте от 5 до 10 лет. По экстерьеру это должна быть невысокая лошадь с низкой холкой, с ровной широкой спиной без выпирающего позвоночника, с хорошим толчком задних конечностей. При ее движении должна соблюдаться векторная равнонаправленность, так как именно это и обеспечивает правильные движения спины. Недопустимо использование животных с хроническими заболеваниями спины и хромотой. Преимущество отдается спортивным породным помесям. В своей работе мы используем кабардинскую породу, которая широко представлена в Краснодарском крае. Конечно, в проведении занятий масса и других важных нюансов, которые должен знать опытный инструктор, учитывая диагноз пациента и цели, которых надо достичь», — отмечает инструктор по адаптивной верховой езде конноспортивного комплекса Остапенко Ольга Шатохина.
Не менее важна среда, в которой проходят занятия. Для того чтобы не зависеть от капризов погоды, обязательно наличие манежа со стандартным покрытием. Во-вторых, при различных заболеваниях показана работа на разных территориях. Занятия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата показано проводить на прямой длинной ровной поверхности. Для аутистов и пациентов с другими нарушениями ментальной сферы важно движение по различным ритмическим зонам, то есть по разнообразным покрытиям, так как для улучшения восприятия, соблюдения логоритмической составляющей необходимо уделять повышенное внимание такому сочетанию, как звук-ритм. Необходимо также учитывать в работе такой инструмент, как темп, в котором движется лошадь.
«Чем выше темп лошади, тем сильнее оказывается возбуждающий эффект на ребенка. Если малыш гипотоничен и стоит задача, что называется, растормошить его, лошадь переходит на прибавленный шаг и даже на рысь. Более низкий по тонике темп лошади показан при работе с гипервозбудимыми людьми, так как такое движение производит расслабляющий эффект», — объясняет Ольга Шатохина.
Иппотерапию, как и любой другой реабилитационный метод, важно применять только с точки зрения комплексного подхода. План работы необходимо вырабатывать таким образом, чтобы не навредить лечению, которое проводят другие специалисты, не сбить, а закрепить уже достигнутые результаты в процессе ранее проведенной реабилитации. Противопоказанием являются любые заболевания в остром периоде, заболевания кожи в местах соприкосновения с лошадью, ломкость костей, заболевание почек, иногда эпилепсия. Перед посещением занятий всегда лучше проконсультироваться с врачом.