Радостное и торжественное событие для всей семьи — поступление ребенка в школу — уже через год может обернуться серьезными проблемами, связанными со здоровьем. Виной всему перегрузка детей. Возрастающий поток информации все больше приковывает учеников к стулу, лишая их возможности активного времяпровождения. Это привело к тому, что за последние 25 лет различные патологии увеличились от 2 до 17 раз. В результате по окончании школы не остается ни одного здорового ребенка: кто-то зарабатывает проблемы с опорно-двигательным аппаратом, кто-то со зрением, кто-то с сердечно-сосудистой или половой системой, а у кого-то происходят серьезные психические нарушения.

Источник бед
Состояние здоровья школьников — проблема не сегодняшнего дня. Ее история в России насчитывает уже более 100 лет. Еще в 1904 году съезд врачей обратил внимание «на заботу об охране здоровья подрастающего поколения и особенности детей, обучающихся в учебных заведениях...» и предложил ряд мероприятий «в целях устранения» вредных влияний со стороны школы на здоровье и физическое развитие учащихся. С тех пор подобные попытки были предприняты не раз, но, как показывает время, еще ни одна не увенчалась абсолютным успехом.

«Важным этапом в решении проблемы здоровья учащихся было проведенное впервые в начале 50-х годов комплексное
исследование учебной нагрузки детей III, V, VII и IX классов, — рассказывает директор Института возрастной физиологии РАО, академик РАО Марьяна Безруких. — Результаты этого анализа чрезвычайно интересны: уже в те годы учебная неделя школьников составляла от 29 до 35 часов вместе с дополнительными занятиями. Кроме того, у учеников всех классов на выполнение домашних заданий уходило от двух до шести часов. Таким образом, дневная нагрузка составляла от 7 до 14,5 часа, вследствие чего дети практически не бывали на воздухе, не занимались спортом, музыкой, не читали и мало спали. Тогда были разработаны рекомендации по снижению нагрузки, но увеличивающийся темп жизни снова все вернул «на круги своя». Сегодня картина выглядит так: за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков — в 2,1 раза. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в пять раз возрастает заболеваемость органов зрения, в три раза — органов пищеварения, в два раза — число нервно-психических расстройств.

Источником этих бед является отсутствие взаимодействия между медицинской и образовательной структурами. «Именно в России впервые был введен врачебный надзор за школами, определены рекомендации к организации школьной жизни, — продолжает Марьяна Безруких. — Следует заметить, что «вторжение» врача в школу вызвало недовольство педагогов, считавших, что только они могут решить, чему и как нужно учить ребенка. Задачи врача и педагога не совпадали. И за последние 100 лет ситуация почти не изменилась: педагоги по-прежнему оставляют за собой право определения учебных нагрузок, оценки эффективности учебного процесса и т. п.».

бег.jpg

Проблемы родом из детства
По данным государственной статистической отчетности, показатели общей и первичной заболеваемости детей и подростков возрастают в среднем на 1,5-2% в год. Увеличение частоты функциональных отклонений и хронических заболеваний зарегистрировано по всем классам болезней, внесенных в Международную классификацию болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Особенно значительно возросла распространенность так называемых школьно обусловленных болезней: нарушений осанки и сколиоза, близорукости, функциональных расстройств и хронических болезней желудочно-кишечного тракта, вегетативно-сосудистых, астенических и невротических реакций. Лонгитудинальные исследования, систематически проводимые НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (ГиОЗДиП), показывают, что за последние 25 лет распространенность функциональных отклонений среди юношей возросла на 170%, а среди их сверстниц девушек — на 118%. Частота встречаемости хронических заболеваний увеличилась среди юношей на 71% и среди девушек на 21%.

«На протяжении 11 лет (2005-2015 гг.) сотрудниками НИИ ГиОЗДиП проводилось лонгитудинальное клиническое наблюдение за учащимися четырех московских школ, расположенных в различных административных округах города. Под наблюдением врачей-специалистов с первого класса вплоть до окончания одиннадцатого находились 426 детей, — рассказывает директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Владислав Кучма. — Результаты наблюдения за состоянием здоровья московских школьников, начиная с первого по одиннадцатый класс, свидетельствуют о том, что здоровье обучающихся прогрессивно ухудшается: возрастает распространенность функциональных отклонений (на 14,7%) и хронических заболеваний (на 52,8%). Анализ распределения детей на группы здоровья показал, что, если в первом классе к I группе здоровья, то есть к абсолютно здоровым, было отнесено 4,3% наблюдаемых школьников, то к концу школы таких учащихся не было вовсе».

Первые пять ранговых мест в структуре функциональных отклонений школьников принадлежат нарушениям сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, а также к нарушениям органов дыхания, нервной системы и психической сферы, расстройствам зрения. В старших классах наблюдается увеличение распространенности функциональных нервно-психических нарушений: вегетативно-сосудистых и астено-невротических расстройств. Исследование НИИ выявило и определенные половые различия в структуре хронической патологии и функциональных отклонений. Среди мальчиков более распространены болезни органов дыхания и костно-мышечной системы, у них также чаще встречаются случаи избыточной массы тела, включая ожирение. У девочек выше частота нарушений зрения, а также дефицита массы тела. Наиболее высокий уровень изменения состояния здоровья отмечается у учащихся VIII-IX классов (13-15 лет) и старшеклассников (16-18 лет). 

дети.jpg

«На этих возрастных этапах, в период активного роста, организм подростка особенно чувствителен к действию стресс-факторов: чрезмерной учебной нагрузке, авторитарному стилю преподавания, неблагоприятным семейным ситуациям, эмоциональному перенапряжению при подготовке и сдаче экзаменов, нарушениям режима дня, недосыпанию, недостатку макро- и микронутриентов в питании, низкой двигательной активности и постоянной сидячей позе, а также к воздействию алкоголя и табакокурения, — констатирует Владислав Кучма. — В этот же период формируется компьютерная и интернет-зависимости, приводящие к развитию компьютерно-зрительного синдрома и тяжелым поведенческим расстройствам. Постоянное и длительное использование электронных гаджетов может привести к ухудшению зрения, синдрому «сухого глаза», головным болям, снижению умственной работоспособности, постепенному развитию аддиктивного поведения — навязчивой потребности в компьютерных играх, общении в соцсетях, поиске информации в Интернете, что способствует психосоциальной дезадаптации учащихся».

Ранимая психика
О негативном влиянии чрезмерной учебной нагрузки на психическое здоровье школьников говорит и заместитель генерального директора по научной работе ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. им. Сербского» Евгений Макушкин: «Значительный рост социально обусловленных психических расстройств обьясняется несоответствием возможностям ребенка предложенной ему системы образования. Особенно это касается реализации инклюзивных процессов. Анализ первичной обращаемости к психиатру детей и подростков в центры психолого-медико-социального сопровождения показал, что риск школьной дезадаптации увеличился за 15 лет более чем в четыре раза, причем в 75% случаев были обнаружены пограничные психические нарушения».
Что касается зависимости от Интернета и сетевых технологий, то этот феномен известен с середины 90-х годов и охватывает в основном молодежь и подростков. Их тяга к компьютерам, планшетам и мобильным телефонам в отдельных случаях приводит к тяжелым клиническим проявлениям, схожим с абстиненцией у наркозависимых. Процесс сетевой активности на ранних стадиях проявляется в виде эйфории, ажитации, а в дальнейшем — нарастанием моторных автоматизмов с элементами дереализации и деперсонализации, включая метаморфопсии и аутометаморфопсии, субъективные ощущения изменения формы и длины рук, изменение субъективного чувства течения времени. Через несколько часов сетевой активности возникает заторможенность, сменяемая физиологическим сном.

школьники.jpg

Сидеть нельзя двигаться
Большинство исследователей одной из основных причин ухудшения здоровья детей младшего возраста называют гиподинамию. Среди них ярым противником «засиженности» является советник Министерства образования Азербайджана, доктор медицинских наук, профессор Владимир Базарный. Посвятить свою жизнь этой проблеме он решил после того, как, будучи завотделением Красноярской краевой детской офтальмологической больницы, наблюдал ежегодное увеличение числа пациентов. «Я видел, что дети «пишут носом», но близорукости у них еще нет. Эту стадию мы с коллегами назвали «синдромом низкосклоненной головы». Именно с него и начинаются все проблемы, в том числе и близорукость, и патология позвоночника, сердечно-сосудистой системы, и расстройство сосудов мозга, и другие, — рассказывает Владимир Базарный. — Постепенно нам удалось выявить причину возникновения данного синдрома: оказывается, умение ребенка дозировать усилия возможно только в условиях вертикального тела. Продолжительная сидячая поза губит эту способность.
Но у сидения есть и другое негативное влияние — оно разрушает функциональную связку «глаз — рука», столь важную для развития логики и мышления. С тех пор как детей усадили, они начали выполнять это ценой мобилизации всей мышечной системы. В результате согбенная поза стала основой патологии современного человека, которая запустила сверхзаболеваемость и сверхсмертность. Только предотвратив ее, мы получим новый, более качественный здоровый народ».

На основании многолетних исследований Владимир Базарный разработал методику динамических поз, способствующую повышению двигательной активности во время учебных занятий. Для организации учебной работы используется конторка, которая устанавливается на учебный стол. Суть методики в периодической смене рабочей позы — переход (несколько раз в течение урока) из статичной закрепощенной позы сидя (за столом) в активную позу стоя (за конторкой). За четыре года исследований под динамическим наблюдением находилось 13 экспериментальных классов в разных регионах России. Уже после первого года применения методики состояние здоровья детей значительно улучшилось, все показатели заболеваемости оказались ниже, чем в классах с традиционной системой обучения. В целом же повышение двигательной активности во время учебных занятий стало ведущей причиной снижения заболеваемости и улучшения состояния иммунной системы детей, занимающихся за конторками. Повышение физических нагрузок входит также и в список практических рекомендаций НИИ ГиОЗДиП: в школах на постоянной основе должны функционировать группы лечебной физкультуры (ЛФК), в которых под руководством инструкторов ЛФК необходимо заниматься детям с нарушениями костно-мышечной системы, а также учащимся, страдающим сердечно-сосудистыми расстройствами, нарушениями обмена веществ, болезнями органов дыхания, почек и другой патологией.

гимнастки.jpg

Группы ЛФК должны объединять детей по возрасту: 7-10, 11-14, 15-17 лет. В образовательных организациях не должно быть детей, освобожденных от уроков физкультуры. «Необходимость увеличения двигательной активности школьников — одна из острейших проблем современных образовательных учреждений, в которых даже на переменах и в досуговое время дети практически неподвижно сидят за компьютерами, планшетами, смартфонами, — резюмирует Владислав Кучма. — Только совместными усилиями органов государственной власти, медицинских и педагогических работников, психологов, администрации школ, родителей и самих учащихся можно переломить негативные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения». 

Мнения специалистов
Леонид Рошаль, врач-педиатр, президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, профессор, доктор медицинских наук:
— Состояние здоровья школьников сегодня в России — это проблемный вопрос. В идеале ребенок, поступивший в школу, должен не потерять здоровье за 11 лет обучения, а приобрести его. Но, к сожалению, мы наблюдаем иную картину: заложенная природой жажда движения у детей ограничивается в условиях образовательного процесса, и в итоге наша молодежь подходит к зрелому возрасту с комплексом заболеваний.

Лео Бокерия, каридохирург, директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева:
— Проблема в том, что существующие рекомендации медиков не выполняются. Если мы хотим говорить о том, что наши дети должны быть самые здоровые и подвижные, то мы должны им обеспечить эти условия.

Евгений Чазов, кардиолог, директор Российского кардиологического научно-производственного комплекса Минздравсоцразвития РФ, профессор:
— Когда я смотрю на современных школьников и вспоминаю свое время, то мне становится грустно. У нас за 15 лет смертность в возрасте от 20 до 25 лет повысилась на 82%. Корни этого лежат в школе.

Дмитрий Тарусин, детский хирург, уролог-андролог, доктор медицинских наук, профессор:
— Сегодня частота распространенности заболеваний органов репродуктивной системы у мальчиков очень высока. Организованный осмотр школьников выявляет количество патологий в районе 36,5%. Это означает, что каждый третий мальчик оказывается в регистре угрозы по формированию нарушений способности к воспроизводству.
Сегодня у каждого пятого мальчика выявляется варикозное расширение вен левого семенного канатика. Для сравнения: в 1967 году это заболевание встречалось в 7 случаев на 1000, а сейчас — в 2 на 10, то есть во столько раз упала двигательная активность, которая, в частности, профилактирует все позиции, связанные с застоем малого таза. Еще одним интересным моментом, который как минимум заставит задуматься, является тенденция к уменьшению количества сперматозоидов в одном миллилитре семенной жидкости. Если в 1972 году Всемирная организация здравоохранения, которая нормирует эти данные, приводила норму начиная от 150 млн/куб. см спермы, то в 1980-м — норма 60 млн/куб. см, в 1985-м — 40 млн/куб. см, а сегодня — 20 млн/куб. см. Посмотрите, с какой скоростью ВОЗ снижает нормы! Все эти диагнозы являются последствиями гиподинамии.

Елена Уварова, гинеколог, руководитель отделения гинекологии детского и юношеского возраста Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН, доктор медицинских наук, профессор:
— Костный таз — очень важный орган у женщины, потому что через него проходит ребенок при рождении. Сегодня с уменьшением двигательной активности и изменением фигуры тазы стали общеравномерно суженными, как будто неразвитыми с детства. Это тенденция является определяющей. Женщина остается в детстве, несмотря на то, что она уже взрослая. Поэтому, естественно, снижена частота физиологических родов, проводится больше кесаревых сечений. Эти тазы мешают и нормальному состоянию женщины: когда развились половые органы до половозрелого состояния, а вместилище маленькое, это говорит о том, что кровоснабжение их тоже уменьшается. Отсюда все проблемы: частота воспалительных заболеваний, опухолевых процессов, а самое ужасное — выкидыши за счет несостоятельности ткани матки. Это также проблемы, связанные с разрывами во время родов, с ранним выпадением и опущением половых органов.