Последнее, наверное, наиболее масштабное пришлось как раз на годы перед юбилеем — пандемия COVID-19. Сегодня отрасли предстоит научиться жить в новой реальности, продолжая предупреждать потенциальные потери в случае новых пандемий. 

Летопись защиты от инфекций. История государственного санитарно-эпидемиологического надзора как системы мер, направленных на предупреждение инфекционных заболеваний и улучшение санитарного состояния страны, началась с декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР «О санитарных органах Республики» от 15 сентября 1922 г. С этого момента в стране стали создавать сеть специализированных санитарно-профилактических учреждений — санитарно-­эпидемиологических станций. В 1933 году функции службы были разделены — при сохранении санитарно-эпидемиологических станций была организована Государственная санитарная инспекция. В начале 50-х годов она была ликвидирована. Дальнейшее развитие санитарно-эпидемиологическая служба получила в 1963 году, когда постановлением Совета Министров СССР было утверждено новое «Положение о Государственном санитарном надзоре в СССР».

В 1991 году с принятием закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» начался качественно новый этап развития санитарно-эпидемиологической службы. Впервые в истории страны на законодательном уровне было введено правовое регулирование деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В 1999 году был принят новый федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который не только уточнил редакцию основных положений закона 1991 года, но и включил в себя ряд принципиальных положений, которые ранее регулировались подзаконными актами. Санитарно-эпидемиологический надзор стал основным средством достижения санитарно-эпидемиологического благополучия, механизмом, с помощью которого решаются насущные проблемы охраны здоровья населения.

«На протяжении века Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) остается основой обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, отвечает за защиту жизни и здоровья граждан от распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, обеспечивает надлежащую защиту прав и иных законных интересов населения РФ, демонстрирует на деле эффективность своей деятельности, в том числе в период продолжающейся пандемии новой коронавирусной инфекции», — отмечала в государственном докладе «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2021 году» руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — главный государственный санитарный врач РФ Анна Попова.

Время закрыться щитом. Достижение национальных целей и решение стратегических задач развития, преду­смотренных указами президента РФ, реализация национальных и федеральных проектов «Демография», «Чистая вода», «Чистый воздух» определяли в 2021 году приоритетные задачи органов и учреждений Роспотребнадзора, их роль в достижении ключевых социально значимых результатов, таких как повышение ожидаемой продолжительности жизни, в том числе продолжительности здоровой жизни, снижение смертности населения трудоспособного возраста и инфекционной заболеваемости, отметила главный санитарный врач.

Она сообщила, что основные направления деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека учитывали целевые индикаторы и приоритетные задачи государственных программ, национальных и федеральных проектов, отраслевых документов стратегического планирования, а также нормативных правовых актов.

В 2021 году по поручению Правительства РФ была разработана и начала реализовываться стратегическая инициатива «Санитарный щит страны — безопасность для здоровья» на 2022-2030 годы, которая должна обеспечить защиту государства и каждого человека от эпидемических рисков, доступную диагностику и профилактику заболеваний. «Целью инициативы является формирование в Российской Федерации устойчивой, сильной и адаптивной системы предупреждения, профилактики, выявления и реагирования на угрозы биологической опасности санитарно-эпидемиологическому благополучию населения», — отмечено в докладе.

Противостоять угрозам. О том, что готовность к угрозам безопасности здоровью становится одним из важных условий устойчивого экономического и социального развития, говорили и участники панельной сессии «Санитарный щит: инвестиции в развитие», состоявшейся на площадке XXV Санкт-Петербургского международного экономического форума. Ее участники отмечали, что месяц локдауна может привести к нулевому росту экономики по итогам года, не считая вереницы внешних ограничений, влияющих на валютный курс и волатильность рубля, а также угрозы эпидемиологической безопасности, исходящие от деятельности недружественных стран. «Любая, особенно микробиологическая, угроза если она реализуется, может принести очень большой ущерб для экономики», — уверена Анна Попова.

Поэтому инвестиции в укрепление «санитарного щита» страны не только предупредят потенциальные потери в случае новых пандемий, но и должны служить развитию смежных отраслей, стимулировать технологические прорывы и импортозамещение в сфере биотехнологий. «Мы научились очень быстро тестировать, собирать ПЦР-центры на базе мобильных лабораторий — это наш уникальный метод, наш способ, когда мы можем работать в любой точке, где нет света, и совершенно автономно делать исследования, решая любую проблему. И все эти инструменты — как раз элементы «санитарного щита»,  — сообщила глава Роспотребнадзора.  — Сегодняшнее их развитие, их внедрение в обычную рутинную жизнь — это и есть та задача, о которой мы говорили в предыдущие годы, она сегодня уже решена и будет еще решаться, и нам нужно это делать очень быстро».

Государственные вложения в «санитарный щит» имеют мультипликативный эффект, привлекая дополнительные инвестиции в науку, развитие биотехнологий, производство тестов и вакцин, лабораторное приборостроение, развитие специализированной проектно-строительной отрасли, что играет важную роль в период запредельных санкций, когда импортозамещение и увеличение выпуска продукции российского производства становится не опцией, а единственным вариантом для развития и защиты страны, отмечали участники сессии.

Кроме того, они являются серьезным вложением в эпидемиологическую и национальную безопасность страны. «Санитарный щит» — это комплексные меры, которые должны обеспечивать самое главное — сохранность и защиту жизни, — подчеркнула заместитель председателя Госдумы Федерального Собрания РФ Ирина Яровая. — Мы должны научиться предвидеть риски и угрозы и отдавать себе отчет в том, что если эпидемия является привнесенной проблемой, то это может в один момент разрушить всю экономику страны, но самое страшное — может обречь на гибель огромное число людей. Поэтому было бы по меньшей мере безответственно сегодня не учитывать тот факт, что биотехнологии могут быть технологиями двойного назначения. Биологическое оружие — это самое опасное оружие, которое себе можно представить. Потому что всегда будет не известно место, источник нанесения удара, всегда не будет известен масштаб, но всегда будут колоссальные необратимые последствия. Поэтому биологического оружия быть не должно. Главное, чтобы никому не было позволительно создавать искусственные эпидемии и искусственные проблемы для других стран».

Реальность изменилась — задачи сохранились.  Сегодня отечественной санитарной службе, как и многим другим, предстоит научиться жить в новой реальности, в том числе используя возможности интернета. «Мы говорим слова «новая нормальность» с февраля 2020 года, и это новый термин, мы должны научиться жить в этом новом мире  — другого уровня взаимодействия с микромиром, — подчеркнула Анна Попова. — В «cанитарном щите» очень важно взаимодействие с информационным полем. Мы вошли в пандемию впервые в таком формате, мы тогда не осознавали, что это такое  — нагрузка на психику человека. Мы гордимся, что Российская Федерация имеет самое широкое покрытие интернетом, но этим инструментом тоже надо научиться владеть, а лучше всего — управлять.

То же, что происходило тогда, больше нельзя повторить, и это тоже одна из задач. Санитарной службе в современных условиях необходимо работать так, чтобы даже в случае угроз не останавливать ни людей, ни экономику и вместе с тем сохранять жизнь и здоровье населения. Для этого нужно расширять взаимодействие с людьми, доходчиво объяснять им необходимость защиты».