В связи со сложившейся ситуацией Минэкономразвития РФ предложило странам Евразийского экономического союза заняться импортозамещением медицинских изделий и лекарств. Какие конкретно меры по реализации этого проекта были приняты?

Вопрос импортозамещения в области медицинского оборудования уже стоит на повестке дня Евразийской экономической комиссии, и мы на площадке Департамента промышленной политики ЕЭК провели ряд консультаций с представителями данной отрасли в формате экспертных групп. Кроме того, Комиссия начала работу по анализу рынка медицинского оборудования в ЕАЭС, одновременно ведется подготовка аналитического доклада о состоянии отрасли медоборудования Союза.

На базе полученной в ходе этой работы информации планируется выпустить Рекомендации по развитию и укреплению кооперационных связей в производственном и потребительском сегментах государств ЕАЭС.

Сегодня мы видим значительный потенциал для дальнейшего развития национального производства в области медицинского оборудования. Речь идет о кохлеарных имплантах, компьютерных томографах, некоторых видах магниторезонансных томографов, об оборудовании для диагностики и усиления слуха, ультразвуковом, рентгеновском, а также о лабораторном диагностическом оборудовании, оборудовании для кардиологической диагностики и др. Вместе с тем стоит отметить, что производство любого сложного медицинского прибора требует наличия ряда комплектующих, таких как полимеры, микроэлектронные компоненты, оптические компоненты, сенсоры и ряд других, доступ к которым может быть ограничен в связи с нынешними реалиями. Это в свою очередь может внести свои коррективы в реализацию программ импортозамещения и отсрочить их реализацию. Несмотря на все сложности, Комиссия предпринимает все усилия для поиска и реализации настоящего предложения Минэкономразвития РФ.

cover-1031-0689a37ea9.jpg

Какие группы лекарственных препаратов и медоборудования могут быть замещены в ближайшее время благодаря взаимодействию со странами-участницами ЕАЭС?

Сейчас уже государства ЕАЭС имеют успешный опыт производства ряда наименований сложного медицинского оборудования.

Так, только в Российской Федерации действует около 100 крупных предприятий, работающих со сложным оборудованием, часть из которого является ноу-хау отечественной разработки, а часть — это лицензированное производство. Например, мы производим высокотехнологичное оборудование для кардиологической диагностики, анестезиологии, денситометрии, ангиографии, маммографы, томографы, радиологическое оборудование, медицинскую оптику и др.

Также, по оценкам экспертов, Республика Беларусь имеет определенный потенциал в части наращивания номенклатуры и объемов выпуска медицинской продукции. Технические и производственные возможности белорусских производителей позволяют освоить производство медицинской техники среднего уровня, к которой относятся ультразвуковые аппараты, анализаторы, эндопротезы и ряд других, а также изделия медицинского назначения, используемые в хирургии. Это инструменты, расходные материалы, инфузионные системы и прочее.

В то же время в Армении, Казахстане и Кыргызстане отлажено производство широкого перечня медицинских расходных материалов и сопутствующих товаров. В свете событий последних месяцев потенциал этих стран в области производства медоборудования значительно возрастает из-за ограничений во внешней торговле, наложенных ведущими экономиками мира.

Одним из вариантов углубления кооперационных связей в области производства медицинского оборудования может быть трансфер технологий и налаживание новых производств на территории этих стран.

А что касается лекарств?

Вопрос импортозамещения лекарственных препаратов стоит несколько острее. Часть медикаментов широкого и свободного потребления заместить возможно, используя отечественные мощности и фармацевтические субстанции, но главная проблема заключается в современных высокотехнологичных лекарственных препаратах. Чтобы заместить такие препараты, могут потребоваться значительное время и ресурсы.

Отдельно хотелось бы отметить сферу производства фармацевтических субстанций. Проблемы, присутствующие в этом секторе в целом такие же, как и в сфере производства лекарств, — это значительная и стабильная зависимость от иностранных компонентов.

Также сейчас актуален вопрос наличия стандартных образцов (образец, с которым сличают произведенное лекарство, чтобы подтвердить его идентичность и качество произведенной партии. — Прим. ред.), подавляющее большинство которых импортируется из третьих стран. Так вот, многие европейские фармкомпании прекратили поставку стандартных образцов на территорию России, что создает значительные сложности для производителей. Сейчас Комиссия выстраивает работу по данному направлению с представителями научной среды и производителями стандартных образцов Союза.

Как вы можете видеть, проблема на самом деле довольно обширная и требует комплексного подхода к ее решению. Необходимо стимулировать взаимодействие предприятий на широком фронте секторов промышленности — не только в фармацевтическом, но и в химическом, нефтехимическом и прочих.

К слову, большим шагом по развитию взаимодействия между нашими производителями стало подписание Соглашения о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в Евразийском экономическом союзе и формирование в дальнейшем единого рынка лекарственных средств. В настоящее время ведется большая работа по координации политик стран Союза в сфере обращения лекарственных средств.

Считаем, что работа по данному направлению также будет способствовать улучшению условий сотрудничества между предприятиями стран ЕАЭС, что также благоприятно скажется на конкурентоспособности сферы производства медикаментов в целом.

Планируется ли принимать в рамках ЕЭК дополнительные меры по усилению работы по импортозамещению?

Работа по развитию импортозамещения ведется в Комиссии на постоянной основе. Мы ведем диалог и с государственными органами наших стран, и с фармацевтическим бизнесом. И при появлении необходимости наработки поддерживающих и стимулирующих мер эти вопросы оперативно прорабатываются на площадке Комиссии.

Одной из таких мер стало принятие еще в ноябре 2021 года Плана мероприятий по повышению уровня обеспеченности государств — членов Евразийского экономического союза стратегически важными лекарственными препаратами и фармацевтическими субстанциями для медицинского применения, производство которых должно быть обеспечено в Евразийском экономическом союзе.

Это программный документ, рассчитанный до 2024 года. Он содержит задачи, нацеленные на стабилизацию фармацевтического рынка Союза, развитие импортозамещения и стимулирование создания совместных производств.

Планируют ли страны ЕАЭС наращивать мощности в части производства фармпрепаратов и медоборудования?

Что касается производства медоборудования (увеличения объемов производства и диверсификации выпускаемой товарной номенклатуры), все будет определяться потребностями рынка.

Потенциал увеличения объемов производства в ЕАЭС ряда товаров данной категории для удовлетворения внутреннего рынка, несомненно, есть, однако мы должны понимать, что в первую очередь необходим спрос, который может быть обеспечен как государственными, так и частными заказчиками.

В части лекарственных препаратов проработка вопроса наращивания мощностей реализуется в соответствии с планом мероприятий.

В настоящий момент формируется перечень производителей лекарственных средств Союза и перечень стратегически важных лекарственных препаратов.

В итоге появится возможность проводить работу по выстраиванию конкретных кооперационных цепочек по производству тех или иных препаратов, потребность в которых будет наиболее актуальной.

А в чем вообще вы видите перспективы развития фармрынка ЕАЭС?

Россия, безусловно, занимает ведущую позицию среди всех стран Союза. По итогам последних лет доля России в производстве лекарств составляет от 90% до 92%. Вместе с тем в последнее время стало очевидным, что только совместные действия наших государств смогут позволить эффективно противостоять существующим вызовам.

Среди ближайших перспектив необходимо отметить, в частности, укрепление научно-производственной базы и цепочек сотрудничества для создания компонентов, субстанций и стандартных образцов для производства лекарственных препаратов из перечня стратегически важных. Также будет уделено внимание налаживанию логистики и бесперебойных поставок необходимой продукции для производства и оптимизации систем регистрации, сертификации, таможенных процедур и т.д.

В долгосрочной перспективе планируется создать условия для перехода модели развития отрасли от «дженериковой» к инновационной. Это позволит качественно преобразить отрасль и ощутимо увеличить ее конкурентоспособность. Вместе с тем отмечу, что это очень трудо- и ресурсозатратный процесс, который потребует гораздо больше времени на его реализацию.