В последние годы цифровизация стала неотъемлемой частью нашей действительности и охватила все сферы деятельности. Не является исключением и отрасль здравоохранения. Это направление работы было обозначено в национальном проекте «Здравоохранение», который определил цифровизацию как одну из своих главных задач.

Амбициозные цели поставлены, время достигать их. Достижение этой задачи происходит в рамках федерального проекта «Создание цифрового контура здравоохранения на основе ЕГИСЗ». Один из ожидаемых результатов — то, что к 2024 году по итогу реализации проекта 100% медорганизаций будут использовать МИС, целенаправленная работа по внедрению которых продолжается уже около 10 лет.

В 50-е годы прошлого века, когда в мире произошли первые попытки использования вычислительных устройств для создания медицинских информационных систем, МИС представляли собой простейшие учетные системы, или, как их называли, «набивалки». А сегодня они превратились в сложные многофункциональные комплексы, которые призваны облегчить управление системой здравоохранения и улучшить лечебный процесс.

Как сообщает D-russia.ru со ссылкой на Минздрав РФ, в 2018 году МИС внедрили более 4 тыс. медорганизаций различных субъектов РФ. В 2019 году уже более 15 тыс. медучреждений используют такие системы при оказании помощи, более 70 тыс. автоматизированных рабочих мест медработников подключены к МИС, а их общее количество — более 600 тыс. Сегодня эта цифра выросла еще в несколько раз.

МИС — это уже необходимость. Почему же медицинские информационные системы постепенно, но неотвратимо входят в нашу жизнь? Базовая задача, решаемая сейчас, — это перевод медицинской документации и документооборота в электронный вид. Электронный документооборот напрямую не помогает врачу лучше лечить пациентов, но является основой для решения вспомогательных задач, таких как ведение электронной истории болезни и архива медицинских изображений, формирование отчетов и оплата работы, сбор статистики, и других административных задач. На основе этих данных уже строятся системы поддержки принятия врачебных решений и разрабатываются другие сервисы, полезные врачу, в том числе с использованием технологии искусственного интеллекта.

«Нужно подчеркнуть, что сегодня мы уже не мыслим работу без цифровых технологий, которые определяют эффективность использования всех ресурсов системы здравоохранения; доступность, качество и комфорт оказываемой медицинской помощи упрощают контакт населения с медорганизациями, создают возможности дистанционного повышения квалификации врачей, освобождают от бумажного документооборота, увеличивая время для непосредственной работы с пациентами», — отмечает глава Федерального медико-биологического агентства Вероника Скворцова. Решение этой базовой задачи по внедрению в работу медорганизаций цифровых технологий сталкивается с определенными сложностями. Кроме нехватки компьютерного оборудования и каналов связи, это низкий уровень цифровой грамотности врачей и руководителей медучреждений, вызывающий сопротивление профессиональных пользователей. Другая коренная причина сопротивления медицинского сообщества в том, что в основном решаются административные задачи, важные для руководителей здравоохранения, а врачи только вводят данные в систему, почти не получая пользы для своей основной работы. Поэтому и можно услышать от большинства врачей: «Мы должны лечить пациентов, а не работать операторами МИС». Тем не менее «не мытьем, так катаньем», преодолевая технологические барьеры и сопротивление врачей, МИС становятся реальностью для работников здравоохранения.

МИС, РМИС, ЛИС, ЦАМИ и другие действующие лица. Эволюция МИС привела к выделению специализированных систем. Кроме МИС появились системы для хранения данных лабораторных исследований (лабораторные ИС — ЛИС), медицинских изображений (Центральные архивы медицинских изображений — ЦАМИ), системы регионального уровня, объединяющие все действующие в нем информационные системы и обеспечивающие обмен данными между ними, а также более высоким федеральным уровнем. Это региональные информационные системы — РМИС.

В отдельную категорию выделились системы для взаимодействия врача с пациентом и с другими врачами — телемедицинские системы.

В последние годы все громче заявляют о себе системы, использующие искусственный интеллект для помощи врачам в диагностике заболеваний и подборе методики лечения. Врачи пока скептически относятся к этим нововведениям, доказывая, что искусственный интеллект не сможет заменить знания и интуицию врача. Однако скоро подобные системы станут повседневной реальностью так же, как и МИС.

На рынке информатизации здравоохранения в России в последнее десятилетие по мере вливания в него существенных финансовых ресурсов наблюдаются две тенденции: повышение качества программных решений и консолидация рынка. Профессиональные игроки наращивают свои компетенции и качество разработок для того, чтобы победить в конкурентной борьбе, а государственные и окологосударственные корпорации используют свои административные возможности для монополизации рынка и «освоения бюджетов», зачастую не обращая внимания на интересы пользователей. К сожалению, пока на рынке преобладание второй тенденции и уход с него все большего количества независимых компаний. Оставшиеся, видимо, руководствуются принципом, сформулированным Ницше: «То, что не убивает нас, делает нас сильнее», а точнее модификацией этого принципа Терри Пратчеттом: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее! А то, что убивает, делает нас мертвыми!»

Воля к жизни оставшихся на рынке независимых компаний заслуживает уважения, а их нестандартные решения и стратегии развития — отдельного исследования.

Герой нашего времени. Мы попросили дать комментарий ситуации с информатизацией здравоохранения Дмитрия Котохина, одного из руководителей группы компаний «ХОСТ», много лет посвятившего внедрению информационных систем в здравоохранение в разных уголках России.

«Главная задача нашей системы — это автоматизация работы органов управления здравоохранением регионального масштаба и предоставление электронных услуг населению. Благодаря ей для органов управления становятся возможными информационная поддержка прогнозирования и планирование расходов на оказание медицинской помощи, а медорганизации, в свою очередь, получают современную программу-помощника для ведения своей деятельности. Мы не разрабатываем саму МИС и другие специализированные системы для медорганизаций, но, используя нашу интеграционную шину «Медведь», в сотрудничестве с нашими партнерами имеем возможность выполнить информатизацию целого региона», — рассказал Дмитрий.

Программная платформа предоставляет целый спектр возможностей: создание единого информационного пространства участников сферы здравоохранения региона, ведение персонифицированного учета медпомощи и льготного лекарственного обеспечения, а также оперативного мониторинга состояния здоровья населения и деятельности медицинских учреждений. Кроме того, с ее помощью можно формировать паспорта здоровья жителей региона, анализировать разнообразные данные в зависимости от нужд медучреждений или органов управления и решать многие разноплановые задачи.

 |