Еще несколько лет тому назад рынок лекарственных средств в России достаточно сильно страдал от проблемы поддельной фармацевтической продукции: даже те 0,4% контрафакта, что фиксировались в аптечной сети, например, в 2017 году, вполне могли испортить здоровье множества людей, которые получили бы вовсе не то лечение, на которое рассчитывали. В числе эффективнейших мер «поддержания чистоты» на рынке — маркировка лекарств, которая стала обязательной еще летом 2020 года. Не без своих сложностей, но система уже показала действенность.

Надо сказать, работа над очищением рынка фармпрепаратов от контрафакта и поддельных лекарств началась не вчера. Еще в 2018 году Росздравнадзор сообщал о хорошей динамике по этому направлению работы: если в 2013 году, по сведениям учреждения, из оборота было изъято 48 серий контрафакта, то уже за 2017 год — лишь 17. Впрочем, в 2018 году, сообщали специалисты Росздравнадзора, объем изъятий вновь пополз вверх — за 9 месяцев года с рынка убрали 19 серий контрафактных и 6 — фальсификата. В целом объем нелегальной продукции в аптечной сети оценивался тогда на уровне порядка 0,4% (в серой зоне он, конечно, намного выше). Уже в ноябре 2020 года Нелли Игнатьева, директор Российской ассоциации аптечных сетей, в интервью на телеканале НТВ оценила долю фальсификата на российском аптечном рынке в одну сотую процента, что даже меньше, чем в Евросоюзе. И в такой динамике велик вклад государственной инициативы по обязательной маркировке лекарств, которая стала обязательной летом 2020 года. Пусть даже введение обязательной маркировки и не исключило продажу лекарств без оной: то, что произведено до июня прошлого года, может продаваться до истечения срока годности и без маркировки.

«Безусловно, это событие для всей страны, для фармацевтической отрасли. Благодаря внедрению обязательной маркировки мы сможем максимально защитить интересы государства и наших граждан», — комментировал нововведения Михаил Мурашко, глава Минздрава РФ. Также он отмечал, что еще на этапе масштабного тестирования работы системы в 2020 году она дала результаты — благодаря ее работе удалось выявить хищения лекарств.

Как и зачем. ГИС мониторинга движения лекарственных препаратов (МДЛП) функционирует на базе довольно простых принципов. На каждую упаковку лекарства наносится код Data Matrix — своего рода цифровой паспорт продукта, он напоминает обычный QR-код. Хотя эмитируются миллиардами (штучный объем рынка лекарств в стране велик — куда деваться), такие коды уникальны, и подделать их практически невозможно, так как имеется криптографическая защита. Такой уникальный код позволяет делать две главные вещи. Во-первых, отслеживать каждый этап оборота лекарственного средства — от момента производства до момента приобретения его покупателем (не обязательно в аптеке — лечебные учреждения тоже ведь закупают фармпродукцию). В результате чего становится понятной вся цепочка движения того или иного препарата, а поскольку данные стекаются в единую систему, становится доступна оперативная аналитика, мониторинг состояния этого сектора, сам рынок становится куда более прозрачным. А покупатель получает возможность проверить легальность приобретенного им лекарства с помощью любого смартфона (на базе Android или iOS), используя бесплатное приложение «Честный ЗНАК». С его помощью можно выяснить, кто и когда произвел лекарственное средство, какой была комплектация упаковки и другие сведения. Причем, что важно, сделать это можно до момента покупки.

Забыли про овраги. Очевидно, что система маркировки лекарственных средств — инициатива нужная и полезная в том числе и для самого рынка, который получил шанс окончательно избавиться от не слишком чистых на руку игроков. Но история с маркировкой запомнилась сложностями, сопровождавшими полноценный ее ввод в практику. А они были настолько значительными, что временами негативно сказывались на доступности лекарств в аптеках, что на фоне эпидемии COVID-19 и сопутствующей волны страхов, охвативших значительную часть населения, ощущалось особенно остро. В первое время после ввода новых принципов работы ситуация острой не была, ведь обязательная маркировка (плюс все процедуры движения лекарственного средства) распространяется лишь на лекарства, произведенные уже после 1 июля, а таких было меньшинство. Но с течением времени их доля, естественно, стала расти, и уже к концу лета нагрузка на систему, которая обеспечивает фиксацию итераций движения фармацевтических продуктов и обработку соответствующих данных, выросла настолько, что начались нешуточные проблемы.

Первые сбои начались еще в конце июня, а 30 сентября были потеряны вообще все данные об уже загруженных в систему маркированных препаратах. Для участников цепочки поставок и реализации переход на новые рельсы оказался непростым — некоторые аптеки сокращали объемы закупок из-за возросшей трудоемкости процедуры приема лекарств на реализацию. Плюс оказалось, что не всегда маркировка нанесена достаточно качественно для беспроблемного сканирования. Конечно, с ситуацией необходимо было как-то справляться. Как результат, в ноябре было введено так называемое правило 15 минут, согласно которому до начала февраля уже текущего года все участники цепочки обращения с лекарствами могли продолжать движение лекарств в случае, если система не реагирует в течение 15 минут. Так с затруднениями в работе мало-помалу удалось справиться. Во всяком случае 1 февраля, когда правило 15 минут прекратило работать, катастрофы не случилось. ЦРПТ, оператор системы маркировки, приводит в пресс-релизе по этому поводу мнения участников рынка. «Фармдистрибьютор «Ирвин» работает с маркированным товаром с октября 2019 года, все процессы у нас отлажены, — отмечал Михаил Степанов, генеральный директор компании «Ирвин». — Сегодня уже практически все препараты идут с маркировкой. Несмотря на то, что в ноябре-декабре у нас были рекордные отгрузки, упрощенный режим по 702-й схеме позволил не снижать скорости складских процессов. Правилом 15 минут мы не пользовались, поэтому с 1 февраля в нашей работе ничего не поменяется». Конечно, система продолжает развиваться. Уже в текущем году ЦРПТ провел обновление сервисов маркировки лекарств: была проведена перенастройка СУБД, что дало возможность ускорить обработку документов. «Мы добились результата, который позволяет обрабатывать документы сейчас без очередей. Все новые коды обрабатываются уже на новой платформе», — отмечал по этому поводу генеральный директор «Оператор-ЦРПТ» Дмитрий Алхазов на Форуме лидеров фармацевтического рынка России.


 |