В текущей политической ситуации отечественная медицина столкнулась сразу с несколькими серьезными вызовами, реагировать на которые приходится, напрягая усилия сразу нескольких отраслей. Кроме ставшей уже привычной пандемии, сегодня много ресурсов отбирает специальная военная операция на Украине и противодействие экономическим санкциям Запада в отношении импорта медицинских препаратов и медтехники. На их фоне могут возникнуть сложности с реализацией ряда национальных проектов и модернизации первичного звена здравоохранения. 

Уходящая зараза. По состоянию на май 2022 года за два года пандемии в России было зарегистрировано более 18 млн случаев заражения коронавирусом (почти каждый седьмой россиянин). Однако в текущем году волна пандемии устойчиво пошла на спад. Последний серьезный всплеск инфицирования омикрон-штаммом был зарегистрирован лишь в первые два месяца 2022 года (до 100 тыс. в сутки), после чего уровень заражения в стране упал до нескольких тысяч в сутки.

При этом число госпитализированных даже при всплеске было минимальным, а сама болезнь, как правило, протекала в легкой форме.

С начала весны были сняты ограничения на перемещение с Беларусью, а затем возобновилось авиасообщение с 52 странами на разных континентах, прерванное из-за распространения коронавируса.

Первой сняла большинство пандемийных ограничений столица. Были отменены QR-коды при посещении общественных мест и трансформирован в «рекомендательный» масочный режим.

По утверждению представителей Минздрава РФ, на перелом ситуации с распространением коронавируса повлияла массовая вакцинация населения. В России как минимум одним компонентом вакцины было привито не менее 70% ее жителей, что позволяет говорить о приобретении коллективного иммунитета.

Впрочем, в оперативном штабе по взаимодействию профильных органов исполнительной власти по борьбе с коронавирусом предупреждают, что постепенно коллективный иммунитет к ковиду в России снижается. Так, на 29 апреля он составлял 42,9%, а на 20 мая — уже 36,8%, тогда как в январе 2022 года иммунитет был на уровне 63,2%. Позитивную роль сыграло строительство ковидных госпиталей и насыщение региональных клиник нужными медицинскими препаратами, что позволило взять ситуацию под контроль.

В итоге школьники и студенты вернулись к очной форме обучения, подавляющее большинство предприятий и учреждений восстановили работу.

По мнению профессора вирусологии, главного научного сотрудника Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи Анатолия Альштейна, «пандемия COVID-19 закончится в наступившем году, потому что есть вакцины, есть возможность усовершенствования вакцин, есть возможность произвести вакцины».

Санкционный ход. Эскалация санкционной войны с очередными жесткими ограничениями на поставку в Россию из стран Запада лекарств, медицинской техники и оборудования поставили перед Правительством РФ вопрос о пересмотре реализации нацпроектов и срочном замещении импорта либо о поиске новых зарубежных логистических цепочек.

Ранее бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта «Здравоохранение» оценивались в текущем году на уровне 254,397 млрд рублей, в 2023 году — 215,601 млрд, в 2024-м — 217,769 млрд рублей. Почти со стопроцентной вероятностью эти цифры теперь будут пересмотрены.

В связи с угрозой срыва сроков исполнения ключевых показателей федеральный центр принял решение установить особый порядок исполнения национальных проектов. Из-за санкций могут быть изменены или исключены из паспорта нацпроектов их цели, целевые показатели и задачи, определенные указом президента РФ от 7.05.2018 № 204.

Было решено, что в ряде случаев теперь можно не планировать ежемесячные показатели национальных, федеральных и региональных проектов на 2022 год по решению проектного комитета, а также ведомственного координационного органа (в отношении ведомственных проектов).

Также не подлежат продлению сроки реализации и планирования паспортов нацпроектов и специализированных программ, федеральных, ведомственных и региональных проектов, выходящих за пределы финансового года и планового периода.

Кроме того, федеральные власти приняли решение об изменениях во внутреннем законодательстве и программе госгарантий. Правительство расширяет возможности закупки лекарств и медицинских изделий по упрощенной процедуре и у единственного поставщика. Вопрос касается закупок медоборудования, расходных материалов к нему и технических средств реабилитации для инвалидов. Теперь медорганизации смогут приобретать их по упрощенной схеме — через электронный запрос котировок, что позволит значительно сократить сроки закупок. Начальная цена контракта, при которой разрешается пользоваться упрощенной системой, повышается с 3 млн до 50 млн рублей. Также увеличивается годовой объем закупок медицинских изделий по упрощенной схеме — со 100 млн до 750 млн рублей.

«Раньше медицинские организации имели право приобретать за счет средств ОМС оборудование стоимостью не более 100 тыс. рублей за единицу, — рассказал председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. — Правительство увеличивает такой лимит до 1 млн рублей. Для этого вносятся изменения в программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Можно будет и дальше закупать различные аппараты, технику, другие изделия, нужные для проведения диагностики и лечения. Благодаря этому решению больницы и поликлиники смогут своевременно обновлять оборудование, повышая качество помощи людям».

Для недопущения дефицита лекарств на полках российских аптек 8 марта вступило в силу постановление Правительства РФ № 302 «О введении временного запрета на вывоз за пределы Российской Федерации медицинских изделий, ранее ввезенных в Российскую Федерацию с территории иностранных государств, принявших решение о введении в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера».

Стоит отметить, что временный запрет на вывоз иностранных медизделий касался только тех изделий, которые были произведены и поставлены в РФ из недружественных иностранных государств, а также находящихся и используемых в РФ на постоянной основе (запрет не касается транзита через территорию).

Впрочем, эксперты уверены, что поставки в Россию лекарственных препаратов не пострадают, так как 75% их приходилось на долю Китая и Индии. Более того, эту долю легко было нарастить до 95%.

Управляющий партнер компании DMG Владимир Гераскин уверен, что санкции дадут толчок к расширению сотрудничества по поставкам медтехники с другими государствами, прежде всего с Китаем, а также к расширению сборки и разработки российских компьютерных томографов и оборудования МРТ.

Ряд экспертов полагает, что рост доходов от продажи углеводородов позволит правительству компенсировать затраты на закупку медпрепаратов и оборудования и довести бюджет фонда ОМС до 4,5-5 трлн рублей.

Укрепление курса национальной валюты позволит также нивелировать ожидаемые расходы на приобретение лекарств и медтехники, рост которых еще в марте прогнозировался сразу на 500 млрд рублей. К примеру, еще в конце зимы руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова предупреждала о том, что если правительство тратит на расходные материалы и медицинские изделия не менее 300 млрд рублей, то с тогдашним ростом курса доллара до 120 рублей за 1 доллар эта сумма могла вырасти до 500 млрд. Однако на конец мая курсовая разница снизилась вдвое, и теперь апокалиптические прогнозы придется пересматривать.

По мнению директора по развитию компании RNS Pharma Николая Беспалова, медицинские изделия еще в большей степени ориентированы на поставки из азиатского региона. В связи с закрытием воздушного пространства Европы для российских судов и переориентацией на автомобильные перевозки возможно удлинение сроков доставки и стоимости логистики, предупредил Беспалов. Проблемы, на его взгляд, могут быть со сложной техникой, например с аппаратами МРТ.

«Что касается постпродажного сервиса и технической поддержки пользователей продукции иностранных компаний в случае их ухода с российского рынка, то при самом негативном раскладе придется также обращаться к специалистам из третьих стран либо придумывать какие-то схемы по взаимодействию через посредников», — отметил Николай Беспалов.

Шлагбаум на медицинский выезд. Пока совершенно не понятно, как будет решаться вопрос о так называемом медицинском туризме — выезде россиян на лечение в страны с развитой медициной, большинство из которых ввело санкции против нашей страны. Есть большая доля вероятности, что для них возникнут проблемы с визами и медицинскими услугами.

Традиционно для лечения жители России выезжали в Германию, Италию, Израиль, Австрию, Швейцарию и др. страны. В связи с пандемией это стало затруднительно, а ныне и вовсе может сделаться проблематично.

«Можно предположить, что падение спроса на услуги медицинского и оздоровительного туризма за рубеж достигнет 80%, в первую очередь из-за отсутствия надежных предложений, — считает генеральный директор ООО «Трансмед» Людмила Староверова. — Сейчас у нас в работе находятся только те клиенты, лечение которых началось еще до событий. В ближайшее время будем продолжать вести только постоянных частных и корпоративных клиентов».

Некоторые эксперты полагают, что, как и в «лекарственном» случае, альтернативные медицинские услуги можно будет получить в азиатских странах. Но далеко не всякие услуги оказываются в тех же Индии или Китае.

Так что и в этом сегменте федеральным властям придется в срочном порядке начинать поиск импортозамещения, к примеру в хирургии и трансплантологии.

В любом случае строительство специализированных клиник и расширение компетенций — основной путь для того, чтобы российская медицина достигла нужного уровня во всех современных медицинских дисциплинах.