Поддержать рождаемость

— Первый блок — новые меры социальной поддержки. С 1 июля этого года начнутся ежемесячные выплаты беременным женщинам, у которых размер среднедушевого дохода семьи не превышает величины прожиточного минимума на душу населения в регионе и которые встали на учет в медицинские организации в ранние сроки. Размер выплат составит половину прожиточного минимума трудоспособного населения в конкретном регионе, в 2021 году это в среднем 6351 рубль. Ежегодно размер пособия будет пересчитываться автоматически с 1 января следующего года.

Для получения пособия женщине будет достаточно подать заявление на едином портале госуслуг. Никаких дополнительных документов не потребуется. Все документы будут получены в рамках межведомственного взаимодействия. Выплаты будут производиться с месяца постановки на учет, но не ранее наступления шести недель беременности. По нашей оценке, с учетом комплексной оценки нуждаемости такие выплаты в 2021 году получат чуть более 228 тыс. женщин. Далее эта цифра, в 2022-м и последующих годах, практически удвоится. В предстоящие три года мы планируем на эти цели направить почти 55 млрд рублей из федерального бюджета. Мы предполагаем, что благодаря такой поддержке будет решаться еще одна важная задача — увеличение рождаемости наших деток. Мы предполагаем, что благодаря этой поддержке минимум 100 тыс. женщин примут решение сохранить беременность и родить ребенка.

Пособие для родителей

— Еще одна мера — это оплата одному из родителей, ухаживающему за больным ребенком до семи лет, листка нетрудоспособности в размере 100% от среднего заработка. Здесь я также хочу обратить внимание на размеры выплат.

Поскольку теперь это будет независимо от продолжительности страхового стажа и условий лечения ребенка и право на такую выплату имеют лица, подлежащие обязательному социальному страхованию, работающие по трудовому договору, размер пособия для тех родителей, кто воспитывает детей до пяти лет, возрастет с 20 тыс. до 33,5 тыс. рублей, а для родителей, которые воспитывают детей до восьми лет, также с 26 тыс. до 33,5 тыс. рублей. Число получателей, которых коснутся изменения, оценочно составляет 1,5 млн человек ежегодно. На реализацию этой меры в предстоящие три года потребуется почти 11 млрд рублей.

Диспансеризация переболевших

— Большой блок поручений — это сохранение здоровья наших граждан. К сожалению, пандемия прервала 10-летний тренд ежегодного снижения смертности населения, и теперь нам необходимо принять дополнительные меры, чтобы вернуться к ранее планируемым значениям. Что делаем?

Первое: ведущие специалисты нашей страны, как и, собственно, специалисты в мире, доказали, что в первую очередь инфекция оказала серьезное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную систему, повлияла на состояние печени и почек. Теперь главное не допустить, чтобы это влияние продолжилось, и быстро восстановить здоровье людей. На эти цели направлена объявленная углубленная диспансеризация населения, в том числе переболевшего и в зависимости от тяжести состояния. Перечень необходимых исследований для проведения такой диспансеризации нами определен, в ближайшее время будет утвержден. При этом я бы хотела обратить внимание, что регионам сейчас необходимо подготовить свои медорганизации к проведению такой углубленной диспансеризации, спланировать работу медицинского персонала, тем более что часть из него пока еще занята на работе с ковидными больными. Предварительно мы актуализировали информацию от всех регионов. Такую углубленную диспансеризацию могут проводить свыше 3 тыс. медицинских организаций, их готовность имеется. Мы сейчас прорабатываем детали. Ведущие специалисты уже готовят детальнейшие рекомендации, как должны работать врачи и медицинские организации в ходе проведения такого рода диспансеризации с целью ее максимально удобного прохождения гражданами в течение суток.

Внимание к хроническим заболеваниям

— Мы предполагаем принять меры, которые будут направлены на восстановление здоровья и трудоспособности как переболевших людей, так и тех, кто имеет хронические заболевания. Планируем расширить программу медицинской реабилитации и в ближайшее время нарастить ее объемы, а также нарастить медицинскую реабилитацию в первичном звене здравоохранения, максимально приблизив ее к месту проживания человека. Перечень таких организаций мы определили. Сейчас речь идет о том, что мы оцениваем их возможности и необходимость дооснащения.

Планируем изменить подходы к постоянному медицинскому наблюдению за лицами, имеющими хронические заболевания, перенеся акценты первичного звена с обращения гражданина к врачу к проактивному информированию гражданина от врача, используя в том числе цифровые сервисы. Для этого мы готовим первичное звено, реализуем программы модернизации. И, дополнительно проработав эти вопросы, будем докладывать их на заседании Государственного совета по здравоохранению.

Сделать помощь доступной для всех

— Продолжим также приближать медицинскую помощь к людям. Для этого закупим в 2022-2023 годах 500 мобильных комплексов. В этом году поставим в регионы свыше 1600 автомобилей скорой медицинской помощи, из них 900 уже к 1 сентября. Надеемся, что остальные объемы мы выполним до 2023 года.

Еще один существенный фактор, который влияет на оказание медицинской помощи, о котором я не могу не сказать, не относится непосредственно к сфере здравоохранения. Речь идет о дорогах регионального и местного значения.

На Госсовете по программам модернизации первичного звена здравоохранения также обсуждался вопрос, что возможность доехать и пациенту, и врачу до медицинской организации во многом предопределяется состоянием дорог, о которых я уже сказала. Было поручение президента, чтобы регионы обратили на это пристальное внимание, имея в виду в первую очередь приведение в порядок региональных и местных дорог там, где они прилегают к медицинским организациям. В связи с этим предлагаю также одним из подвопросов на заседании Государственного совета посмотреть, что сделано.

Льготные лекарства

— Расширение мероприятий по лекарственному обеспечению наиболее уязвимых групп населения. Речь идет о больных, которые страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, болезнями органов дыхания, гепатитом С. Понятно, что это невозможно реализовать за один год, но очень важно, что к 1 июля этого года мы завершаем формирование федерального регистра граждан, которые имеют льготное лекарственное обеспечение. На основе этого регистра мы должны оценить количество пациентов, кроме того, совместно с профильным медицинским сообществом сформировать там, где этого еще нет, клинические рекомендации и стандарты, для того чтобы оценить, какое количество ресурсов нам на это потребуется.

Кроме того, когда мы разворачиваем такие большие программы, которые касаются лекарственного обеспечения, чрезвычайно важным является наличие отечественных препаратов. Соответствующие усилия направлены на это Министерством промышленности и торговли РФ. Комплексное предложение по части лекарственного обеспечения мы внесем к 1 июля.

Еще один блок — это обеспечение реализации важнейших инновационных проектов государственного назначения, направленных на создание российских технологий производства широкого спектра вакцин, лекарственных препаратов, фармацевтических субстанций нового поколения и предупреждение появления новых инфекций. Здесь мы стартуем не с нуля. Сегодня мы обладаем уже проработанными технологиями создания вакцин на векторных, пептидных и цельновирионных платформах. Мы уже благодаря COVID наработали соответствующий опыт, и здесь важно эту тенденцию поддержать и продолжить ее развитие. К концу 2021 года в арсенале наших ученых будут четыре технологические платформы для разработки таких типов вакцин, как субъединичные вакцины на основе нуклеиновых кислот — это ДНК и РНК, и на основе вирусных частиц.

Также мы разрабатываем комплекс мер, который направлен на сокращение сроков разработки необходимых продуктов с использованием генетических цифровых технологий в рамках той программы, утвержденной еще в допандемический период, по развитию генетических технологий в России. Прорабатываем вопрос о механизмах оперативной передачи разработок индустриальным партнерам, предусмотрев как обязательное условие наличие как минимум двух независимых производителей для каждого препарата. К этому нас тоже сподвиг опыт COVID 2020 года. В настоящее время Минпромторгом формируется план импортозамещения. Ставим для себя задачи к 2024 году по стратегически важным лекарственным препаратам выйти на 65% производства по полному циклу, а к 2030 году — на 80% производства препаратов по полному циклу. Соответствующий перечень стратегически важных препаратов правительством утвержден.

Уроки пандемии

— Мы благодаря ковидному году научились сокращать время разработки соответствующих тестов на новые инфекции. Научные организации сейчас осваивают новые технологии. Выделены соответствующие финансовые ресурсы для разработки новых технологий и мониторинга патогенов с использованием полногеномного анализа. Создан портал «Российская платформа агрегации информации о геномах вирусов». Сейчас на этой платформе уже размещено 7,3 тыс. результатов расшифровки геномов вируса, но пока это только COVID. В этой работе уже участвуют 20 научных организаций. Портал открыт как для российских, так и для зарубежных ученых. Также работаем не только над быстрым созданием тестов, но и над быстрыми тестами.

Очень важно максимально быстро получать информацию о той инфекции, которая циркулирует и которой может быть заражен человек.

Уже к концу этого года будут созданы быстрые — за 60 минут — тесты на пять эпидемически значимых инфекций. Это   COVID, грипп, сальмонеллез, туберкулез и устойчивый к антибиотикам стафилококк. За год мы кратно нарастили производство всех видов тестов. И в случае возникновения новых штаммов готовы адаптировать производственные мощности под создание новых тест-систем — опыт есть. Это важно, поскольку людям будет быстрее назначаться лечение и идентифицироваться соответствующая инфекция, которая курсирует в популяции. 

 |