К 2025 году укомплектованность врачами медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, должна составить не менее 95%. А их численность должна возрасти с нынешних 1,881 млн до 1,994 млн человек. Такие контрольные цифры значатся в паспорте федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами». На обеспечение медучреждений кадрами, включая внедрение системы непрерывного образования медработников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в ближайшие пять лет государство готово потратить 4,474 млрд рублей.

В настоящее время положение с обеспечением кадров медицинских учреждений первичного звена — одна из составляющих вечной головной боли Минздрава РФ. По подсчетам экспертов, лишь 40% выпускников медвузов сегодня идут работать в медицину. Аналогичная ситуация и среди выпускников средних специальных учебных заведений. Особую озабоченность вызывает дефицит кадров в отдельных врачебных специальностях. К примеру, у офтальмологов. Здесь недобор специалистов отмечен и в стационаре, и в поликлинике, и в сельских территориях, и в городских. Та же ситуация с рентгенологами. С другой стороны, отмечается профицит терапевтов, акушеров-гинекологов, хирургов в стационарах, но их очень не хватает в поликлиниках, сельских больницах. Налицо заметный дисбаланс между поликлиникой и стационаром, городом и селом. Положение обострилось в период пандемии, когда к работе в инфекционных отделениях приходилось привлекать не только студентов и учащихся колледжей, но и обычных волонтеров. В то же время эпидемия коронавируса показала, что привлекательность медицинских специальностей значительно выросла в глазах абитуриентов: сказалось как материальное стимулирование медиков, работающих в «красных зонах», так и общественная оценка их труда.

Обучать и управлять. Ликвидация дефицита врачебных кадров называлась в числе основных задач программы модернизации первичного звена здравоохранения, реализация которой стартовала 1 января текущего года. С этой же даты все медработники были включены в систему профессиональной аккредитации.

Первичная аккредитация у врачей включает три этапа, а у медсестер только два. В порядок аккредитации внесли два важных изменения: с 2020 года акушерки и фельдшеры, которым могут передавать отдельные функции врачей, должны проходить три этапа аккредитации. По отдельным клиническим специальностям первичная специализированная аккредитация будет проходить в два этапа. Ряд специальностей не укладывается в трехэтапную систему, что стало ясно при разработке методических материалов, тестов и ситуационных задач. Упростили и порядок проведения периодической аккредитации — ее сократили до одного этапа, в ходе которого комиссия оценивает портфолио специалиста. С 2021 года все специалисты, которые получили сертификат в 2016 году, вышли на периодическую аккредитацию.

Как пояснили в Минздраве РФ, сегодня обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами и кадровая политика в этой сфере реализуется в рамках указа президента России № 204 от 7 мая 2018 года как один из компонентов программы развития в период до 2024 года. В национальный проект «Здравоохранение» входит восемь отдельных проектов, один из которых посвящен обеспечению здравоохранения квалифицированными кадрами. Главная задача — устранить дефицит кадров в здравоохранении. Для реализации федерального проекта регионы разработали свои показатели и индикаторы, которых они планируют достигать ежегодно до 2024 года. Далее получили итоговые значения по численности врачей и медсестер, что позволило увидеть дефицитные специальности и цифры, которых нужно достичь к 2024 году. Также уделено внимание такому направлению, как управление кадрами в здравоохранении — ежегодно будут проводиться новые региональные и федеральные мероприятия по подготовке резерва управленческих кадров, в том числе главврачей. В регионы направят методички по формированию кадрового резерва. Ведется разработка интерактивных обучающих модулей для главных медсестер и руководителей клиник. В школах будут открываться медико-биологические классы для будущих абитуриентов медицинских вузов, чтобы повысить их профессиональную ориентированность. Сегодня выпускники, обучающиеся по специальностям «лечебное дело» и «педиатрия», пройдя первичную аккредитацию, могут работать в первичном звене здравоохранения. Однако при планировании объемов подготовки по программам специалитета при наборе студентов на первый курс вуза в рамках квоты целевого приема необходимо в перспективе не только рассчитывать на устранение дефицита в первичном звене, но и учитывать подготовку узких специалистов по программам ординатуры с долгосрочным горизонтом планирования и учетом прогноза потребностей на 6-8 лет.


Каждому медику — свое место. По словам администратора федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами», заместителя министра здравоохранения РФ Татьяны Семеновой, тремя составными частями кадровой реформы являются определение реальной потребности в кадрах, устранение дисбаланса и дефицита кадров и повышение качества подготовки специалистов. «Важно правильно определить потребность в медицинских кадрах как в настоящий момент, так и на перспективу, как среднесрочную, так и долгосрочную. Не зная, где, сколько и каких специалистов необходимо, устранить кадровый дефицит или дисбаланс невозможно, — считает Татьяна Семенова. — Минздравом РФ были утверждены рекомендованные методики расчета потребности в специалистах, и мы уже несколько лет работаем по этой системе. Расчет кадровой потребности системы здравоохранения регионов ведется в соответствии с установленными территориальными программами государственных гарантий объемами медпомощи. Реальный дефицит специалистов в субъекте Российской Федерации рассчитывается как разница между необходимым числом специалистов для выполнения территориальной программы госгарантий и работающими в медорганизациях субъекта специалистами».

По мнению замминистра, основным элементом кадровой политики, помимо вахтового способа, мобильных передвижных комплексов, борьбы с искусственным дефицитом, является приток в систему здравоохранения новых кадров. Но для того чтобы эта политика была эффективной, имеется множество способов воздействия на разные фокус-группы и их стимулирование. Работа по привлечению в регион специалистов со стажем отличается от методов влияния на молодых специалистов, для которых важно создание благоприятной среды, возможность кадрового роста (карьерные и социальные лифты), меры социальной поддержки. Разработаны и могут быть успешно применены методы влияния на студентов вузов, абитуриентов или школьников, направленные на вовлечение в профессию и профориентацию. В министерстве намерены совершенствовать и расширять систему целевой подготовки. К примеру, заменяется понятие «целевой прием» на «целевое обучение». Сами же медорганизации могут подыскивать себе специалистов на любом этапе их обучения, даже на последних курсах медвуза. Медорганизации в свою очередь могут их заинтересовывать интересными специализациями, мерами соцподдержки (особенно в сельской местности) и т.д. Как считают разработчики проекта, реализация кадровой реформы позволит увеличить численность врачей за 5 лет на 49,6 тыс. человек (до 598 тыс. специалистов), средних медработников — на 130 тыс. (до 1396 тыс.). В среднем к 2024 году уровень обеспечения первыми и вторыми, работающими в амбулаторных условиях, вырастет на 41,7 и 94,8, соответственно, на  10 тыс. населения.

 |