«Для того, чтобы приучить людей к обращению к психологам, мы, контактируя с ОНФ на федеральном уровне, делали специально разработки, тексты, в каких случаях нужно обращаться к психологам, как себя нужно вести в условиях ЧС, что делать, если возникают панические атаки, как себя обезопасить от негативной информации, носящей фейковый характер», — рассказала Инна Силенок.
Она уточнила, что эти материалы направляются в ОНФ, который размещает их на своих ресурсах. Кроме того, листовки с такой информацией распространяются в ПВР, где находятся беженцы.
По словам спикера, еще одним каналом распространения просветительской информации служит волонтерская психологическая газета «Золотая лестница», где ежедневно появляются статьи разъяснительного характера, написанные специалистами из разных регионов.
«Это направление очень важное, и я думаю, что было бы замечательно, если бы специалисты, которые работают в разных структурах, в разных подразделениях (я сейчас имею в виду медианаправление), объединились для того, чтобы максимально сделать ссылки друг на друга, чтобы как можно больше людей получало доступ к этой информации», — уверена Инна Силенок.
Она также рассказала о других направлениях работы с беженцами из Донбасса, уточнив, что эта работа ведется уже давно — с 2014 года. Одно из них — работа психологов-волонтеров в ПВР, штабах и тех структурах, где происходит оформление документов.
Другое направление — выезд на Донбасс, где на месте оказывается психологическая помощь всем нуждающимся, а также проводится обучение специалистов-психологов, живущих в этом регионе, работа с психологической травмой. Кроме того, по словам эксперта, уже давно налажена работа, когда люди могут обратиться за волонтерской психологической помощью практически в любом регионе России.
«Для того, чтобы это произошло, прежде всего у нас работает горячая линия бесплатной психологической помощи, которой я руковожу, — сообщила Инна Силенок. — Наша линия круглосуточная, и на нее звонят со всей страны. На ней работают специалисты с опытом работы не менее 10 лет, потому что работа на горячей линии — это режим нон-стоп. Очень многие звонят с суицидальными, психологическими травмами, причем не только по теме Донбасса. Звонили изначально по теме пандемии, и сейчас все больше становится звонков именно от тех людей, который переехали».
Спикер заметила, что снять панические атаки на горячей линии нельзя, но психологи могут снизить их интенсивность, используя дыхательные техники. Все специалисты обучены этому и делают это достаточно быстро, но дальше необходимо забирать пострадавших по месту их нахождения для очного приема.
Волонтеры-психологи, как сообщила Инна Силенок, работают и в пунктах выдачи гуманитарной помощи, на участках у депутатов и в помещениях, в которых находятся общественные объединения. Здесь они занимаются психологическим информирование, дают телефон горячей линии, занимают детей рисованием, пока родители оформляют документы и получают гуманитарную помощь. По оценке экспертов, именно дети нуждаются в психологической помощи особенно сильно.
«Наибольшее число обращений мы получаем от мам, которые жалуются на то, что у детей энурез, заикание, тики, бессонница, беспричинный плач, инфантилизация. То есть дети регрессировали и показывают сейчас по тестам и вообще при коммуникации состояние, которое не соответствует их возрасту по документам, — поделилась Инна Силенок. — По рисункам очевидно, что все дети нуждаются в серьезной психологической работе. Это означает, что имеется необходимость в регионах организовывать группы, в которые собирать этих детей и проводить уже групповую работу».
Запись конференции доступна по ссылке.