«К сожалению, в сегодняшней системе здравоохранения назрел кризис между системой образования и профессиональным сообществом. Мы не слышим друг друга», — заявил Валерий Самойленко.

Он рассказал, что задача системы образования — готовить квалифицированных специалистов для отрасли. Безусловной аксиомой является то, что специалист по окончании учебного заведения должен быть готов к работе. Но так случается не всегда. Об этом, например, свидетельствуют результаты исследования, проведенного Национальным институтом кардиологии им. Алмазова в 2018 году.

В рамках исследования были опрошены более 6 тысяч работодателей из всех регионов России. Согласно полученным результатам, менее половины выпускников колледжей готовы к самостоятельной работе. Многие требуют постоянного контроля. Ровно через год практической работы эти специалисты были оценены. И уже более 90% из них были подготовлены для того, чтобы работать самостоятельно и соответствовать требованиям работодателя.

«У нас есть два беспрецедентных документа, которые должны быть известны всем тем, кто занимается подготовкой будущих средних медработников. Это «Состояние сестринского дела в мире» (2020 год) и «дорожная карта» для осуществления Глобальных стратегических направлений укрепления сестринского и акушерского дела в Европейском регионе ВОЗ, — продолжил Валерий Самойленко. — И ключевая мысль, которую можно вывести из них, — пришло время обеспечить признание важности этих профессий и оказание им всемерной поддержки».

Спикер подчеркнул, что в данный момент система образования балансирует между вопросами: сколько человек она готовит, каково качество их образования, как они соответствуют уровню современного развития медицины?

«В России подготовлены новые проекты ФГОС, которые предполагают сместить подготовку медсестер на два года. Да, мы получим больше специалистов, но что будет с их качеством? Только в пяти странах мира входной порог в специальность составляет два года. Это три страны в беднейших частях Африки и по одной стране в Средиземноморье и на западе Тихого океана», — уточнил эксперт.

На самом деле, по его оценке, фатального дефицита медицинских сестер в России нет. Вопрос лишь в том, какой деятельностью они занимаются. В европейских странах сестринская практика включает постановку диагноза, назначение анализов, исследований, лечение, выписку рецептов, направлений, первичный контакт. В России этим занимается врач первичного контакта.

Отношение к медсестре в России другое. Объем необходимых умений для допуска к профессиональной деятельности — это внутримышечное введение лекарственного препарата в ягодичную мышцу или внутривенное введение препарата, взятие крови из периферической вены, постановка очистительной клизмы, газоотводной трубки, уход за изогастральным зондом, измерение артериального давления, базовая сердечно-легочная реанимация и другое подобное. Разница в требованиях ощутимая.

«И наша Ассоциация будет исправлять это положение вещей, — заявил Валерий Самойленко. — РАМС в пределах своих полномочий ввела систему непрерывного профессионального развития еще в 2016 году. Более 250 всероссийских онлайн-конференций мы проводим ежегодно, и подавляющее их число аккредитовано в системе НМО. Более 300 тысяч участников посетили наши конференции за время пандемии. И нас радует, что в числе участников есть студенты колледжей и вузов».

Спикер считает, что для развития системы сестринского образования необходимо следующее: странам, испытывающим нехватку сестринского персонала, требуется повысить объем финансовых вложений; следует укреплять потенциал в области сбора, анализа и использования данных о кадровых ресурсах здравоохранения; трудовая мобильность и миграция сестринского персонала должны быть объектом эффективного мониторинга, ответственного и этичного управления.

Валерий Самойленко напомнил, что в «дорожной карте» выделено четыре ключевых направления системы здравоохранения. Одно из них — образование, которое предусматривает огромный объем действий от представителей медицинских колледжей и вузов для того, чтобы деятельность медсестер и акушерок привела к признанию их решающего вклада в достижение общих целей.

Это те цели, которое декларирует всемирное научное сообщество.

На первом месте здесь стоит развитие программ бакалавриата общего начального профессионального уровня. Не снижение сроков до двух лет, а повышение до четырех, как это устроено в странах с более высоким уровнем развития системы здравоохранения. Жизненно важно еще содействие внедрению программ по акушерскому и сестринскому делу, возглавляемых и осуществляемых медицинскими сестрами и акушерками.

В связи с этим исполнительный директор РАМС признал недоработку со стороны профессионального сообщества: и в плане подготовки учебно-методического комплекса, и в плане объективной профессиональной оценки результатов обучения, и в плане привлечения специалистов к преподаванию в медицинской системе.

«Поэтому с 1 сентября мы планируем приступить к реализации проекта всероссийского масштаба по устранению этих недоработок. Кроме того, совместно с новым главным специалистом по управлению сестринской деятельностью Минздрава России Яной Габоян мы запланировали создание нового единого образовательного пространства, которое должно объединить представителей медицинских колледжей, вузов и представителей профессионального сообщества. Потому что нам надо разговаривать о том, кому, как и чему учить будущих медицинских сестер», — резюмировал Валерий Самойленко.

Запись конференции доступна по ссылке