С тех пор было положено начало развитию новой отрасли здравоохранения — страховой медицины.
Система ОМС стала основным источником финансирования государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи застрахованным лицам, которое обеспечивает конституционное право каждого гражданина (статья 41 Конституции РФ). Ее основу составили законодательные изменения как в правовом, организационном, так и в экономическом направлении, предназначенные преобразовать отрасль за счет модификации ее модели развития, поднять качество и доступность медпомощи для населения, а также повысить эффективность использования ресурсов здравоохранения в рыночной системе хозяйствования.
Наиболее важными этапами этого процесса являются пациенториентирование с внедрением новых технологий защиты прав застрахованных лиц и их обеспечение высококачественными медуслугами, которое позволяет осуществлять выбор медицинской организации, врача и получать медицинскую помощь, в том числе за пределами территории проживания.
Главными направлениями современного этапа построения системы ОМС становятся персонифицированный подход при оказании медпомощи и информационное сопровождение застрахованных лиц. В приоритете — принцип максимального удовлетворения потребностей пациентов по всем аспектам оказания медицинской помощи, начиная с качества диагностических процедур и заканчивая созданием комфортной среды в каждой медорганизации.
Роль проводимой экспертизы качества оказываемой помощи неизменно ценна в обеспечении защиты прав пациентов, где страховая медицинская организация является третьей стороной в отношениях между пациентом и медучреждением. Это дает возможность в системе обязательного медицинского страхования выявлять недостатки и посылать сигналы руководству медицинских организаций и органам управления здравоохранения для принятия решений в сфере доступности и качества оказываемых услуг.
Результатом большой работы системы ОМС стало то, что более 150 тыс. пациентов, которые имеют хронические заболевания, поставлены на диспансерное обследование в Сахалинской области. Для каждого из них был составлен индивидуальный график наблюдения, учитывающий клинические показатели здоровья и профиль заболевания. Кроме того, для увеличения приверженности лечению и контролю за болезнью в области создана служба персональных медицинских администраторов, за каждым из которых закрепляется 200 пациентов. Задача администраторов — познакомиться с каждым из них, вникнуть в их жизненную ситуацию и в дальнейшем сопровождать и решать сопутствующие и возникающие вопросы. С февраля текущего года к «проводникам здоровья» обратились более 2 тыс. жителей региона.
«Такая практика позволит изменить структуру работы организаций первичного звена здравоохранения и приведет к более рациональному управлению ресурсами медицинских организаций, в том числе к качественному проведению диспансерного наблюдения. Она поспособствует снижению объема экстренных госпитализаций и в перспективе изменит медицинскую отрасль с помощью повышения качества и продолжительности жизни населения в островном регионе», — рассказала директор ТФОМС Сахалинской области Мария Ульянова.