90 лет со дня основания УГМУ — это значительное событие в научном и медицинском сообществе Свердловской области и всей России. УГМУ есть чем гордиться. Здесь преподавали те, кто стоял у истоков создания уральской медицины. За десятки лет университет выпустил плеяду известных врачей, государственных деятелей, ученых. История вуза золотым пером вписана в летопись высшего медицинского образования страны, а студенческие годы навсегда останутся в сердцах ее выпускников. 

Невероятные трудности выпали на долю отцов-основателей и первых ректоров университета. Практически отсутствовали учебные площади, не было надлежащей клинической и научной базы, не хватало преподавателей. Тогда первый ректор Петр Катаев и его преемник Марк Дехтярь проявили удивительные организационные способности, и уже в 1931 году СГМИ принял первых своих студентов. Начал работу ученый совет, открылось студенческое научное общество, издавались первые сборники научных трудов. После войны стали формироваться клинические базы, открылись новые факультеты, кафедры, строились учебные корпуса, общежития, стремительно увеличивалось число студентов. В 1979 году СГМИ был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1995-м институт становится академией, а в 2013 году — университетом.

Уральский государственный медицинский университет — это ведущий научный, образовательный и методический центр, на протяжении 90 лет успешно осуществляющий подготовку медицинских кадров для Уральского региона.

Сегодня возглавляет университет доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, заслуженный врач РФ, вице-президент Союза педиатров России, главный внештатный специалист-педиатр УФО, лауреат премии им. В.Н. Татищева и Г.В. де Геннина в области науки, техники и медицины Ольга Ковтун. Выпускница педиатрического факультета СГМИ является основателем научной школы «Педиатрическая неврология».

На европейском уровне. С 2012 года УГМУ традиционно сохраняет свои позиции в рейтинге «100 лучших вузов России», по версии RAEX, по условиям получения качественного образования, востребованности выпускников и результатам научной деятельности.

В 2018 году УГМУ и его образовательные программы были официально зарегистрированы в Европейском реестре аккредитованных программ высшего образования (Database of External Quality Assurance Results). В 2020 году университет был включен в международной рейтинг «Три миссии университета», куда входят 1,5 тыс. вузов из 97 стран мира. А затем и агентство «Эксперт-РА» включило УГМУ в список предметного рейтинга из 20 лучших университетов страны по направлению «Медицина и здравоохранение», а также в рейтинг самых влиятельных российских вузов. Благодаря системной работе по развитию англоязычной версии официального сайта и страниц в соцсетях к январю 2021 года позиция университета в мировом рейтинге Webometrics улучшилась в два раза. Влияние университета было оценено и в рамках одного из крупнейших рейтингов мира — Times Higher Education Impact Ranking 2021.

Мощная база. Сегодня в структуру университета входят восемь факультетов: лечебно-профилактический, педиатрический, медико-профилактический, стоматологический, фармацевтический, факультет психолого-социальной работы и высшего сестринского образования, иностранных студентов, а также повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

В вузе реализуются основные образовательные программы: бакалавриат, специалитет, магистратура. Ведется подготовка кадров в ординатуре, аспирантуре, докторантуре, а также по дополнительным профессиональным образовательным программам.

«В 2010 году на базе университета был открыт Мультипрофильный аккредитационно-симуляционный центр, — рассказывает ректор ФГБОУ ВО «УГМУ» Минздрава РФ Ольга Ковтун. — Здесь наши студенты отрабатывают свои профессиональные навыки и умения на новейшем симуляционном оборудовании: муляжах, фантомах, в том числе в условиях виртуальной реальности. Это и роботы-симуляторы пациента 6-го уровня реалистичности, и виртуальные лапароскопические стойки, и симуляторы пациентов для физикального обследования дыхательной и сердечно-сосудистой систем с монитором жизненных показателей, и стол виртуального пациента для развития клинического мышления, и многое другое. Мы стараемся постоянно быть в курсе современных технических новшеств, которые существуют в стране и в мире, и регулярно внедрять их в образовательный процесс».

Научный потенциал. УГМУ является настоящим центром инновационного развития медицинской науки в регионе, координатором Уральского научно-образовательного медицинского кластера и Уральского научно-образовательного Консорциума биомедицины, фармации и медицинской инженерии. В 2020 году университет также вошел в состав Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (УМНОЦ) «Передовые производственные технологии и материалы». Его достижения ежегодно получают признание на научно-практических мероприятиях и конкурсах. Среди высоких наград — премия губернатора Свердловской области молодым ученым в номинации «За лучшую работу в области медицины», премия им. В.Н. Татищева и Г.В. де Геннина, премия им. П.П. Ползунова и др.

На базе университета развивается свыше 40 научных направлений и научных школ, таких как школы патофизиологов, хирургов, анестезиологов-реаниматологов, травматологов, кардиологов, неврологов и нейрохирургов, гигиенистов, педиатров.

С 2021 года ученые УГМУ, УрФУ, Института органического синтеза Уральского отделения РАН совместно с Харбинским медицинским университетом реализуют грант Российского фонда фундаментальных исследований и Государственного фонда естественных наук Китая по разработке перспективных кандидатов в лекарственные средства ряда азолоазинов в отношении SARS-COV-2 и других вирусных инфекций, в том числе на основе препарата «Триазавирин».

На международной арене. Важным направлением международной деятельности является межвузовское сотрудничество. Число соглашений с зарубежными вузами уже достигло 40. Сегодня УГМУ открыт миру и устремлен в будущее, в нем обучается 530 иностранных студентов из 37 стран мира, среди которых страны СНГ, Африканского континента, Азии и Южной Америки. «В 2021 году пройдет третий прием студентов на сетевые образовательные программы, которые мы реализуем совместно с Наманганским государственным университетом (Узбекистан), — поясняет Ольга Ковтун. — Всего по сетевым образовательным программам с НамГУ по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Фармация» у нас обучается 133 студента. Также в этом году мы запланировали проведение совместного набора на сетевые образовательные программы «Лечебное дело» и «Стоматология» с Ошским государственным университетом (Киргизия)».

Цифровой университет. Университет постоянно внедряет инновационные методики обучения, активно развивает и цифровой компонент. В 2020/2021 учебном году была полностью обновлена инструментальная база электронного обучения. Внедрена система дистанционного обучения Moodle. Преподаватели кафедр разработали около 120 электронных учебных курсов для всех направлений — от предуниверсария и подготовительного отделения иностранных студентов до факультета повышения квалификации и переподготовки врачей. Охват аудитории этих курсов — более 6 тыс. пользователей.

Студенческая среда. Сегодня в УГМУ обучается 7,2 тыс. человек. Ежегодно вуз выпускает более 700 человек по программам специалитета и более 350 — по программам ординатуры.

Университет принимает самое непосредственное участие в решении проблемы дефицита врачебных кадров для регионального здравоохранения посредством обучения студентов по целевому направлению. Уже в этом году 326 студентов лечебно-профилактического и педиатрического факультетов завершат целевое обучение. Вуз готовит специалистов и для других регионов: ХМАО, ЯМАЛ, Челябинской и Курганской областей.

Наука — не единственное, чем заняты умы будущих медиков и ученых. Более чем 15-летнюю историю имеет добровольческое движение, где студенты УГМУ принимают самое активное участие. Сегодня штаб «Волонтеры-медики» объединяет более 1 тыс. неравнодушных к чужой боли молодых людей, признан одним из лучших среди медицинских вузов страны. Студенты проводят различные акции, спортивные марафоны, обучают школьников основам правильного питания и ведут образовательные тренинги для подростков.

Трудно переоценить тот вклад, который внесли студенты и преподаватели университета в работу практического здравоохранения в период пандемии новой коронавирусной инфекции. В оказании медицинской помощи населению приняли участие более 2,2 тыс. обучающихся и более 200 педагогов. Непосредственно в «красной зоне» работали 230 студентов и ординаторов, а также 20 преподавателей.

Расширяя горизонты. «Перед УГМУ сегодня стоят важнейшие задачи, — подчеркивает Ольга Ковтун. — Наши главные ориентиры — стать инновационным медицинским университетом, гарантирующим качественную подготовку специалистов по классическим и прорывным направлениям медицины для системообразующих медицинских и фармацевтических организаций региона. Это позволит повысить обеспеченность отрасли квалифицированными медицинскими кадрами. Также в планах — к 2030 году создать Медицинский инновационный кластер в Академическом районе г. Екатеринбурга. Этот проект вошел в перечень инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение для социально-экономического развития Свердловской области».


Гордость университета. Уральский государственный медицинский университет гордится 90-летней историей, традициями, научными школами и достижениями своих выпускников. За все годы существования здесь было подготовлено более 40 тыс. специалистов в области медицины, фармации, социальной работы. Среди них — талантливые организаторы здравоохранения, государственные деятели, выдающиеся ученые, руководители ведущих российских клиник, депутаты, академики РАМН и РАН.

УГМУ стал родной альма-матер для трех министров здравоохранения России: Марии Ковригиной, Владимира Стародубова, нынешнего главы Минздрава РФ Михаила Мурашко, а также для заместителя министра здравоохранения и социального развития РФ Руслана Хальфина. Его выпускниками были Владимир Уйба, который длительное время возглавлял ФМБА России, а сейчас Республику Коми, директор Федерального научного центра гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана Роспотребнадзора Сергей Кузьмин, директор Национального медицинского исследовательского центра нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко Дмитрий Усачев.

Каждый из них с теплотой в сердце вспоминает студенческие годы.

Владимир Стародубов, академик РАН, научный руководитель ФГБУ «ЦНИИОИЗ», выпускник УГМУ 1973 года:

— Что можно сказать о родной альма-матер, которая из меня сделала врача и человека? Только самые теплые слова благодарности! Я был совсем молодым парнем, когда приехал из Курганской области учиться тогда еще в Свердловский мединститут. Та образовательная база, которую я получил, была подана на высочайшем уровне и стала прочной основой всего моего профессионального пути. Преподаватели старались вложить в нас все самое лучшее. Их методики были в высшей степени безупречны. Ректор института Василий Николаевич Климов был внешне суровый человек, но исключительно по-доброму относился к студентам, как и руководители деканатов. Курс, на котором я учился, был очень сильный. Конкурс — сумасшедший! Учеба требовала усиленной работы, но еще же были студенческое научное общество, стройотряды, комсомол. Благодаря именно такой обстановке мне удалось стать ленинским стипендиатом. Работоспособность, которую мы получили тогда, я до сих пор стараюсь поддерживать. Я с огромной благодарностью вспоминаю наших педагогов, которые научили меня всему и в профессиональном, и в личностном плане. В год юбилея хочется высказать самые теплые слова коллективу вуза, пожелать здоровья, творческих достижений и самых лучших студентов!

Христо Тахчиди, д.м.н., академик РАН, проректор по лечебной работе ФГАОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова», выпускник УГМУ 1976 года:

— Сердечно поздравляю Уральский государственный медицинский университет с замечательным событием — с 90-летием! Каждая дата — это повод порадоваться за успехи родного университета, в стенах которого начинался мой путь в медицине. 90-летняя история вуза полна ярких, значимых событий и свершений. УГМУ — это не просто место работы и учебы, это стартовая площадка, которая дает нам возможность оптимального движения к выбранной цели и открывает двери в большой мир профессии. За эти годы сложились прекрасные традиции, которые позволили объединить в его стенах преподавателей и выпускников, среди которых много известных научных, общественных деятелей, крупных руководителей. Что в свою очередь позволило реализовать уникальные проекты и научные разработки. Для меня была большая честь учиться и работать тогда в СГМИ. Низкий поклон нашим учителям и всем тем, кто вкладывал и вкладывает частицу своей души в становление и развитие университета. Оглядываясь назад, хочется пожелать всем сотрудникам и студентам научных открытий, громких прорывов, сохранения традиций и преемственности поколений. Очень надеюсь, что следующее поколение сделает университет еще лучше!

Александр Караулов, д.м.н., профессор, академик РАН, заведующий кафедрой клинической иммунологии и аллергологии ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова», выпускник УГМУ 1976 года:

— Поздравляю УГМУ с юбилеем!

Всегда с теплотой вспоминаю своих учителей, давших реальную возможность не только стать врачом, но и проводить исследования в стенах родного вуза, реализовывать свои планы обучения по индивидуальной траектории, выезжать с докладами на конференции и симпозиумы. Пятьдесят лет назад это был уникальный опыт, и наша первая студенческая работа была опубликована под девизом «дорогу осилит идущий». Умению держать цель мы также научились в стенах родного института. Именно он дал старт многим талантливым врачам и ученым, определяющим сегодня развитие современной медицины.

Успехов всем, сохранения славных традиций и новых достижений в нашей нелегкой и самоотверженной профессии!

Дмитрий Усачев, д.м.н., профессор, член-корреспондент РАН, директор ФГАУ «НМИЦ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко», выпускник УГМУ 1983 года:

— От всей души хочется поздравить коллектив Уральского государственного медицинского университета с 90-летним юбилеем! Уральская медицинская школа является одной из самых ярких в России. Благодарен преподавательскому составу вуза за атмосферу воспитания молодых врачей, которым, кроме разносторонних медицинских знаний, даны прочные основы деонтологии и врачебной этики — необходимые первичные составляющие врачебной деятельности.

Огромное спасибо клиническим хирургическим базам УГМУ, где на кафедрах общей, факультативной и госпитальной хирургии, кафедре неврологии с курсом нейрохирургии выпускникам удается получить знания по хирургическим специальностям. Подобный мультидисциплинарный подход способствует подготовке высококвалифицированных специалистов, способных на высочайшем уровне оказывать помощь больным с различной хирургической патологией.

Я благодарен университету, нашей альма-матер, за то, что медицина является для меня, как и для других многих наших выпускников, делом всей жизни.

Еще раз искренне желаю коллективу УГМУ высоко нести планку одного из лучших медицинских образовательных учреждений нашей огромной страны!

Руслан Хальфин, д.м.н., профессор, президент страховой медицинской компании «МАКС-М», директор Института лидерства и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, выпускник УГМУ 1972 года:

— Конец 60-х годов, закат хрущевской оттепели: кавээны, СТЭМы, студенческие оркестры. Мне нравилось учиться в медицинском институте. Тогда вузы соревновались не только в учебе, спорте, но и в художественной самодеятельности. Не был исключением и СГМИ.

В 1972 году мы окончили СГМИ, я — педиатрический факультет, а моя жена — лечебный. После распределения уехали в таежную глушь на границе с Ханты-Мансийским округом. В дальнейшем я и моя жена неоднократно убеждались, что базовое образование мы получили надежное.

Институт славился известными научными школами. Разве можно забыть лекции Шефера, Сахарова, Сангайло? Мы учились по книгам и рукописям лекций Кушелевского, Кливанской-Кроль, Ратнера, Зверева и других создателей уральской медицины.

Я часто и с удовольствием вспоминал и вспоминаю эти сложные, но интересные студенческие годы. И когда работал рядовым врачом, и когда перешел на государственную службу, став заместителем министра здравоохранения РФ, и сегодня, когда наша любимая альма-матер отмечает 90-летний юбилей. Нам посчастливилось учиться у опытнейших педагогов науке и жизни. За что благодарны им и университету.

Сергей Кузьмин, д.м.н., профессор, директор ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора РФ, выпускник УГМУ 1987 года:

— С чувством глубокой благодарности к родному вузу сердечно поздравляю с 90-летием со дня основания университета!

УГМУ — это признанный во всем мире крупный научно-медицинский центр, передовые достижения которого оказывают огромное влияние на развитие города и области. Проводимые в УГМУ научные исследования ведутся совместно с огромным количеством российских и зарубежных научных и производственных организаций. Университет сейчас — это 58 кафедр, 8 факультетов и отделений, 40 клинических баз, тысячи студентов, ординаторов и аспирантов, а также огромный штат квалифицированных преподавателей. Вуз отличают передовой уровень преподавания, собственные научно-педагогические школы, историческая преемственность и высочайшая результативность. Его выпускники стали крупными государственными деятелями, руководителями лечебно-профилактических учреждений, известными в России и за рубежом учеными, основавшими научные школы по многим направлениям медицины.

Скажу от всего сердца: я с гордостью ношу имя выпускника нашего любимого вуза и искренне поздравляю весь коллектив УГМУ со знаменательным юбилеем! Желаю нашему университету дальнейшего процветания и развития!

 |