Как убедиться в том, что принимаемый в сферу социального обслуживания работник обладает нужной квалификацией. Как и чем она подтверждается? О  важности сертификации и лицензирования деятельности работников сфер соцуслуг и охраны здоровья рассказывают эксперты: президент БФ помощи детям с аутизмом и с генетическими нарушениями «Я особенный» Александрина Хаитова и предприниматель и экономист Леонид Белоусов

Организация в России системы сертификации и лицензирования специалистов здравоохранения и соцобслуживания. Профессии социального и медицинского работника имеют объединяющую их особенность. Именно они зачастую остаются наедине с ослабленным человеком, чьи силы и здоровье требуют вмешательства других людей. Принимаемые специалистами решения и их действия имеют жизненно важное значение для каждого из них. Но как убедиться, что их квалификация соответствует всем требованиям?

Сегодня в России ответственность за оценку квалификации специалиста лежит на руководстве принявшей его на работу организации. Наличие документа о когда-то полученном образовании сейчас явно недостаточно. Критериев подбора персонала существует множество. Какими руководствоваться при оценке квалификации, а какими пренебречь? «Лицензия выдается специалисту с высшим образованием, а сертификат — специалисту со средним профессиональным образованием, — поясняет Александрина Хаитова. — Отличительными характеристиками любых услуг, в том числе социальных или медицинских, являются неосязаемость, неразделимость, несохраняемость и непостоянство. И влияние последней на качество услуг значительно. Подбор и обучение персонала позволяют минимизировать фактор непостоянства. Знания забываются и устаревают, а умения теряются. Кроме того, на квалификации специалиста отрицательно сказываются и перерывы в работе по профессии».

Действующие нормативы для медицинских и социальных работников. Существующая сегодня в России практика оценки работодателем профессиональных качеств принимаемого работника не способствует тщательности подбора персонала. «Если специалист требуется срочно, работодатель, как правило, ограничивается формальным подходом — наличием документа об образовании. При ознакомлении с российскими региональными нормативно-правовыми актами нетрудно убедиться, что требования к персоналу поставщиков социальных услуг формулируются во многих случаях общими словами», — подчеркивает Александрина Хаитова.

Пример 1. «Стандарты на социальные услуги в Свердловской области утверждены приказом Министерства социальной политики от 11.08.2015 № 482. В разделе «Условия предоставления услуги, определяющие качество» в пункте 1 «Укомплектованность поставщика социальных услуг специалистами и их квалификация» говорится, что персонал должен иметь профессиональную подготовку и соответствовать требованиям, установленным для соответствующей профессии, специальности,  — продолжает Александрина Хаитова.  — Такая формулировка повторяется в каждой социальной услуге. Это пример, когда нормативно-правовой акт ограничивается общей формулировкой. Условия неопределенности внесены. Такая формулировка малоинформативна и позволяет поставщикам услуг или чиновникам заниматься манипуляциями в тех случаях, когда они посчитают это нужным. Значительно лучше решался бы вопрос о квалификации персонала, если в вышеуказанном разделе стандартов на соцуслуги были бы указаны необходимые виды лицензий или сертификатов».

Сегодня в тех отраслях, где от квалификации исполнителя зависит качество социальных или медицинских услуг, возлагать оценку квалификации специалистов только на поставщика услуг явно недостаточно. «Во многих странах специалисты по оказанию социальных или медицинских услуг, прежде чем приступить к работе, обязаны получить индивидуальную лицензию у региональных органов власти, — рассказывает Леонид Бело­усов. — Финансовую поддержку лицам, которые хотят заниматься лицензируемыми видами деятельности, может оказывать работодатель. В таком случае деятельность по сертификации и лицензированию не потребует финансирования со стороны государства. Внедрение государством этой меры контроля квалификации специалистов по социальному и медицинскому обслуживанию вполне укладывается в теоретически обоснованную концепцию: концентрация внимания организаторов сервиса на квалификации тех, кто непосредственно занят оказанием услуг. На практике такой подход за рубежом реализуется в сочетании с формированием конкурентного рынка поставщиков услуг».

Информационное обеспечение медицинских и социальных работников. «Мы ознакомились с сайтами региональных ведомств некоторых регионов России, курирующих социальную или медицинскую сферу, и информации для тех, кто непосредственно занят обслуживанием людей или собирается работать в этой сфере в регионе, там практически нет, — продолжает Леонид Белоусов. — На этих сайтах нам не удалось найти информацию ни о профессиях, ни о количестве работающих в регионах социальных или медицинских работников. Нет и разъясняющих материалов для желающих выбрать соответствующую профессию или о том, какие требования предъявляются к людям той или иной профессии, как и где пройти переподготовку в регионе, повысить квалификацию и проч. Но мы уверены, что такая информация в ведомствах есть! Возможно, она размещена на каких-то других интернет-ресурсах, на которые нет ссылок, или эти данные не являются публичными. Полагаем, что такая информация была бы полезна для посетителей, которые хотят найти ответы на свои вопросы».

Пример 2. «Для следующего примера предлагаем ознакомиться с сайтами Минздрава и Минсоцполитики Свердловской области, — продолжает Леонид Белоусов. — Оба сайта — minzdrav.midural.ru и msp.midural.ru — воспринимаются в значительной степени как инструменты самоотчета. Складывается впечатление, что информировать через сайт специалистов-профессионалов и тех, кто только собирается работать в этих сферах доступным языком, а не текстами нормативно-правовых актов, задача не стоит. Напрасно на сайте искать ответ на вопрос, как выполнить требование стандартов на социальные услуги: «Персонал должен иметь профессиональную подготовку и соответствовать требованиям, установленным для соответствующей профессии специальности». Попробуйте задать этот и другие вопросы в окно «Поиск по сайту». Например, как стать социальным работником или где получить профессию «социальный работник»? Вы получите ответ, состоящий исключительно из ссылок на многие десятки нормативно-правовых актов. Формально ответы даны, но фактически материал не пригоден для практического использования. Но если бы региональные власти выдавали лицензии на соответствующие виды деятельности, то их сайты могли бы стать более полезными для специалистов и населения в целом. Материал для заинтересованных лиц должен быть изложен доступным языком. Кратко, но информативно должно рассказываться о типах лицензий и вариантах их получения. Должны быть понятны формы заполняемых документов и требования к прикладываемым документам. Перечислены те образовательные учреждения и места прохождения практики, которые задействованы в процедурах сертификации. Должны быть указаны места расположения офисов или телефоны. Такая информация крайне важна, если возникнет необходимость проконсультироваться по вопросам сертификации лично или по телефону. Также нужно публиковать информацию о количестве специалистов, ежегодно получающих в регионе различные виды лицензий и сертификатов. Полезными будут и данные о средних уровнях заработной платы специалистов.

Изучение нами различных сайтов с информацией о социальных услугах в других странах, будь то департаменты соцобслуживания или министерства здравоохранения, показывает, что региональные власти уделяют большое внимание информационному обеспечению сотрудников организаций-поставщиков социальных и медицинских услуг. Есть понимание того, насколько важную роль в обеспечении качества услуг играют специалисты именно этого уровня. В зависимости от направления работы в различных странах существуют разные лицензии в медицине и социальном обслуживании. Получению лицензии предшествует сдача экзамена. Эта процедура напоминает сдачу теоретического экзамена на право управления транспортным средством. Объем знаний, в том числе чисто практических, особенно в медицине, достаточно большой. Подготовка к экзамену самостоятельно может занимать многие месяцы. Платные курсы сокращают время подготовки, но требуют дополнительных денег. Для получения лицензии необходимо к заявлению приложить результаты сдачи экзамена, документы об образовании. Стоимость услуг по оформлению медицинской лицензии эквивалентно нескольким тысячам рублей. Срок действия лицензии — четыре года. Для продления действующей лицензии заявитель указывает, были ли перерывы в его профессиональной деятельности и какие. Если сверхдопустимых перерывов не было, а сбор за продление лицензии уплачен, то лицензия продлевается без каких-либо теоретических и практических занятий или тестов. Лицензия с новыми сроками действия приходит по почте. Вся процедура оформления заявки на продление лицензии проходит онлайн. Так было еще до ковидных ограничений. При общении с обладателями лицензий видно, с какой ответственностью люди относятся к своему статусу лицензированного специалиста».

Переход к сертификации специалистов в России предполагает определенные этапы. Для этого необходим проектный подход с привлечением профессионалов в управлении. Принципиально важное значение имеют грамотно прописанные регламенты действий для желающих получить лицензию и процедуры межведомственного взаимодействия структур региональных органов власти. Конкретность и обоснованность требований должна сочетаться с гибкостью и учетом различных вариантов выхода специалистов на лицензию. Это позволит подвести под общий знаменатель требования к специалистам с различными видами образования, прибывшим в регион из разных мест проживания. Необходимо предусмотреть наличие соответствующих электронных баз данных. Потребитель или заинтересованные организации должны иметь возможность проверить соответствие имеющейся у специалиста лицензии по официальной базе.

Основные преимущества лицензирования:

  1. Повышение качества обслуживания получателей услуг.

  2. Для организаций существенно упростится оценка уровня квалификации специалистов. На должности, связанные с непосредственным обслуживанием населения, будут приглашаться только сертифицированные региональными органами власти специалисты.

  3. Наличие лицензии повысит доверие населения и местной власти к таким специалистам.

  4. Люди с лицензией или сертификатом имеют возможность оказывать услуги самостоятельно, как ИП. Сертификация специалистов позволит обеспечить медицинское и социальное обслуживание в отдаленных районах. Первичный прием у врача и профессиональное социальное обслуживание станет доступнее. «За рубежом оказание медицинских услуг предусматривает обязательное страхование этого вида деятельности, — поясняет Леонид Белоусов. — Персональная ответственность медработника за результаты своего труда дополняется страховкой. В случае неумышленных ошибок в работе и обжалования в суде его действий он финансово защищен. Получатель услуг в таких случаях имеет материальную компенсацию от страховой компании».

  5. Повысится ответственность специалистов. Люди будут дорожить своими сертификатами и лицензиями, а работодатели будут дорожить работниками, имеющими сертификаты и индивидуальные лицензии.

  6. Лицензирование и сертификация снизят вероятность попадания «случайных» людей в сферу социальных и медицинских услуг.

  7. Наличие лицензий или сертификатов вносит определенность в документальное подтверждение квалификации работников.

  8. Внедрение этого предложения приведет к упорядочению системы обучения, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Образовательную сферу сделает более акцентированной на конечный результат — овладение знаниями и приобретение тех умений, которые востребованы на практике. Система лицензирования предполагает выработку требований к образовательным программам со стороны тех, кто организует в регионах оказание услуг.

«Мы выражаем надежду, что эта статья послужит толчком для государственных органов власти в улучшении информационного обслуживания граждан РФ в сфере здравоохранения и социальных услуг, — подчеркивает Леонид Бело­усов. — Наличие на сайтах востребованной информации и понятное изложение материала будут положительно оценены гражданами, зашедшими на сайты региональных министерств в поисках ответа на свои вопросы».
Перечень преимуществ сертификации и лицензирования в сферах социальных услуг и здравоохранения может быть продолжен.

Межведомственное взаимодействие. Предлагаемая инновация потребует сотрудничества в этом направлении трех региональных ведомств: соцзащиты, здравоохранения и образования. «Мы периодически сталкиваемся с проявлением узковедомственных интересов каждого из вышеперечисленных региональных министерств, — отмечает Александрина Хаитова. — Но сертификация не должна быть забюрокрачена, избыточно усложнена и финансово обременительна или превращена в простую формальность из-за неумения чиновников разных ведомств работать совместно. Необходимость эффективного взаимодействия трех ведомств объективно вытекает из потребностей тех, кто получает услуги, поставщиков услуг и тех, кто отвечает за организацию оказания медицинских и социальных услуг населению. Зарубежная практика показывает, что часть поставщиков социальных услуг должна иметь медицинские подразделения или медперсонал для оказания определенных видов медицинских услуг: реабилитационных процедур, приема лекарств, оказания неотложной помощи. Поэтому и сертификаты медики должны иметь медицинские. Подготовительные курсы и прием экзаменов в рамках лицензирования и сертификации должны осуществлять уполномоченные на это учебные заведения».

Вывод.
«Преимущества от реализации нашего предложения приобретут в первую очередь получатели услуг,  — подчеркивает Александрина Хаитова.  — А государство получит современный инструмент обеспечения качества тех услуг, которые определяют социальные условия и здоровье человека. Изменения в информационной политике ведомств будут способствовать взаимопониманию чиновников с поставщиками услуг, специалистами и населением в целом. Внесение изменений в федеральное законодательство для реализации нашего предложения потребует времени. Поэтому решение по этому предложению должно быть оперативным. А в случае его принятия необходимо начать реализовывать его как можно раньше. В других странах сертификация специалистов социальной сферы и медицинских услуг успешно действует. Разработка и внедрение предложения упростится, если использовать зарубежный опыт, а мы готовы оказать помощь в этой работе».

Основные преимущества лицензирования

1. Повышение квалификации персонала.

2. Упрощение оценки квалификации специалистов для организаций.

3. Повышение доступности качественной медицинской и социальной помощи, в том числе в отдаленных районах.

4. Повышение ответственности специалистов.

5. Исключение «случайных» людей.

6. Уменьшение возможностей манипулирования для чиновников.

7. Повышение качества профессиональной подготовки специалистов.

8. Улучшение информирования граждан в медицинской и социальной сферах.

Досье Александрина Хаитова  — президент Благотворительного фонда помощи детям с аутизмом и с генетическими нарушениями «Я особенный». Руководитель СО НКО «Союз поставщиков и получателей социальных услуг». Член Общественно-делового совета по направлению социально-экономической политики Свердловской области «Создание конкурентоспособного образования» при губернаторе Свердловской области. Член общественного совета при Минздраве Свердловской области. Досье Леонид Белоусов — предприниматель, экономист. С 2002-го по 2013 год старший преподаватель Уральского федерального университета (направления: «Менеджмент» и «Маркетинг»). С  2009 года изучает, а с 2013 года участвует в оказании социальных услуг (в г. Нью-Йорке, США). Автор инновационной для России образовательной программы по профессиональному стандарту «Социальный работник».