Здоровье и благополучие людей — сегодня это одни из главных национальных целей России. К 2030 году в стране запланирован рост ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет. Продолжительность и качество жизни неразрывно связаны с доступностью первичной и специализированной медпомощи. В первую очередь предложения экспертов в области социальной защиты населения Леонида Белоусова и Александрины Хаитовой, представленные в статье, касаются совершенствования системы здравоохранения. Здесь требуется системный подход. Обсуждаемые меры показывают свою эффективность за рубежом уже продолжительное время. Эти шаги предполагают внесение изменений в законодательство и организацию медицинского обслуживания в регионах. 

14 шагов: как повысить продолжительность жизни в стране. «Наши предложения основаны на опыте России и зарубежных стран (Германия, Израиль, США), — поясняет Леонид Бeлоусов. — В них используется информация от российских и иностранных медработников. Поэтому предлагаемые инновационные для России решения требуют для их внедрения системной проработки с привлечением специалистов в области управления».

Принципы, на которых основаны предлагаемые изменения:

  • доступность медпомощи и в больших городах, и в малых населенных пунктах региона;

  • приоритет интересов получателя услуг (конкуренция между поставщиками за право предоставлять пациенту качественные медицинские услуги в рамках обязательств государства);

  • соблюдение закрепленных законом прав граждан;

  • более эффективное использование материальных и кадровых ресурсов для выполнения обязательств государства.

Характерные черты услуг. «Услуги, в том числе медицинские, обладают четырьмя основными чертами, которые отличают их от производства и реализации товаров, — говорит Александрина Хаитова. — Эти черты значительно влияют на организацию оказания услуг и их качество. Это неосязаемость, неотделимость, невозможность хранения и непостоянство. О непостоянстве следует сказать подробнее — оно наиболее сильно влияет на качество услуг. Качество однотипных услуг колеблется в широких пределах в зависимости от того, кто их предоставляет, когда и где».

Меры, снижающие негативное влияние фактора «непостоянство»: подбор персонала и его обучение, стандартизация процессов оказания услуг у поставщика услуг, контроль степени удовлетворенности клиентов обслуживанием.

Право на выбор поставщика. Пункт 3 ст. 10 ФЗ-323 от 23.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепляет право пациента на выбор больницы и врача. Это предполагает формирование в регионах конкурентного рынка медицинских услуг. Без конкуренции невозможно достичь высокого качества и эффективной организации медобслуживания. Ведущая роль в этом принадлежит государственным органам власти.

Как повысить продолжительность жизни в стране: практические рекомендации. «В первую очередь изложим наши предложения по совершенствованию системы здравоохранения, — делится Леонид. — Они подготовлены с учетом применяемых в менеджменте общеизвестных функций управления: планирования, организации, мотивации и контроля».

Планирование

Шаг 1. Оценка ситуации. Оценить сегодняшнее состояние медобслуживания в регионе совместно с профессиональной командой управленцев, позволить действующим медучреждениям рассказать о существующих недостатках.

Шаг 2. Изучение зарубежного опыта. Ознакомиться с опытом действующих современных систем медицинского обслуживания в развитых странах.

Шаг 3. Разработка проекта. Организовать разработку проекта инновационной системы медобслуживания региона с учетом имеющихся ограничений (нормативно-правовых, финансовых, кадровых и прочих). Предусмотреть в проекте управление рисками.

Шаг 4. Внедрение предусмотренных проектом изменений.

Организация

Шаг 5. Изменения в региональной структуре поставщиков медицинских услуг. В регионе должны появиться конкурирующие между собой поставщики медицинских услуг, в том числе по линии ОМС. Привлечение негосударственных поставщиков медуслуг к работе по линии ОМС сегодня сдерживается архаичным российским законодательством в сфере госзаказа. Распорядители госзаказа обязаны точно определить размер госзаказа по каждой организации-исполнителю и обеспечить его стопроцентным финансированием и объемом работ. Современный подход предполагает формирование госзаказа на группу поставщиков услуг. Каждый поставщик конкурирует с остальными за клиента, а значит, за сумму, которую он получит от страховой компании за его обслуживание. «Принципиальным прорывом стал бы подход к финансированию медуслуг в рамках ОМС, аналогичный с недавно принятым в стране законом № 189-ФЗ от 13.07.2020 «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, — подчеркивает Леонид Белоусов. — Именно так финансируются медицинские услуги по госпрограммам за рубежом».

Зарубежный опыт. В США и Германии медицинские услуги, в том числе по государственным программам, оказывают разнообразные медучреждения и врачи частной практики. Районные поликлиники как таковые отсутствуют. Врачи частной практики в США, Германии и Израиле принимают пациентов в небольших офисах. Расположение офисов в регионе врачи частной практики выбирают с целью обеспечения максимальной транспортной доступности к месту оказания услуг. В последние годы появилась тенденция ведущих мировых клиник расширять сеть своих филиалов, чтобы приблизить услуги к населению в других районах страны.

«В Израиле имеются так называемые кассы, то есть создают поликлиники для тех, кто заключил с ними договоры на финансирование и медобслуживание, — поясняет Леонид Белоусов. — В этих поликлиниках организован прием граждан-членов таких касс врачами разных профилей. Частная практика врачей осуществляется наряду с поликлиниками. Обслуживание населения и те, и другие ведут в рамках медстрахования, в том числе за счет госбюджета. В США, Германии и Израиле забор крови и других материалов для медицинских анализов, а также исследования (МРТ, рентген и т.д.) выполняют специализированные негосударственные организации. Результаты исследований поступают к врачам, выдавшим направление, либо к самим гражданам. Существуют различные стационарные медцентры, госпитали: государственные, муниципальные, частные, при университетах, для военнослужащих и ветеранов вооруженных сил и т.д. В госпиталях обычно делают хирургические операции. В других стационарах принимают роды, оказывают помощь психоневрологического профиля и др. Госпитали могут проводить анализы и различные исследования самостоятельно. Реабилитацией они не занимаются. Тарифы на оплату нахождения человека в госпитале намного выше тарифов реабилитационных центров. Поэтому восстановлением после операций, инфарктов, инсультов и др. занимаются многочисленные реабилитационные центры различного профиля. Формы оказания услуг — стационарная и полустационарная, на дому.

Поставщики медуслуг имеют высокую специализацию. Это уменьшает их накладные расходы, а значит, такие поставщики рентабельны при более низких тарифах на услуги. Специализация обуславливает высокую производительность труда и профессионализм работников. Все вышеперечисленные медицинские организации работают в рамках страхового финансирования и по государственным программам».

Шаг 6. Замена трудовых отношений гражданско-правовыми в экономически и организационно обоснованных случаях. Необходимо менять взаимоотношения чиновников и медицинских организаций с медперсоналом. «Сейчас медперсонал в организациях работает в рамках Трудового кодекса, — отмечает Леонид Белоусов. — При этом известно, что гражданско-правовые отношения в конкурентной среде повышают ответственность врача, позволяют ему проявить деловые и профессиональные качества, поднять уровень доходов. Переход от трудовых отношений к гражданско-правовым снимает ряд существенных ограничений в деятельности как врача, так и работодателя. Высокопрофессиональный труд медработников с высоким уровнем мотивации и наличием эффективного контроля — залог успешного обслуживания населения. За рубежом гражданско-правовые отношения имеют место между организациями-поставщиками медицинских услуг и ведущими специалистами. Например, пациенту сделали операцию в Hospital for Special Surgery. После этого его страховая компания получила счета отдельно от хирурга, анестезиолога и самого госпиталя. Работа в рамках гражданско-правовых отношений обеспечивает врачам достойный доход. Средняя зарплата врачей в США в 2019 году превысила $300 тыс. в год при средней зарплате по стране немногим более $51 тыс. в год».

Шаг 7. Частная практика. Частнопрактикующие врачи в конкурентной среде способны в рамках госзаказа оперативно наладить медпомощь в малонаселенных отдаленных районах. Важно предложить им соответствующие формы поддержки. Создание эффективной мотивации для медперсонала выгодно как для органов власти, так и для руководителей медорганизаций. От медперсонала в значительной степени зависит качество медицинских услуг. Часто за рубежом врачи, работающие в крупных медучреждениях, в свободное время в отдельном офисе занимаются частной практикой. Это дает им значительный дополнительный доход.

Шаг 8. Страхование медицинской деятельности. Необходим оптимальный механизм разрешения проблем, которые могут возникнуть между врачом и пациентом.

Для медиков исключается риск выплачивать значительные суммы по судебным искам клиентов. Это важный мотивационный элемент, защищающий врача от больших затрат в случае ошибки при оказании медуслуг. Снимается конфликт с людьми, получившими соответствующую компенсацию. «За рубежом страховой фонд, из которого пациент получает компенсацию в случае непредумышленных ошибок врача, формируется из доходов медработников, а не из госбюджета или фонда, аналогичного ОМС», — поясняет Леонид.

Мотивация. Размеры расходов государства на медицину, привлечение частного капитала к обслуживанию населения, в том числе по госзаказу, развитая система медицинского страхования, количество рабочих мест в отрасли мотивируют людей выбирать медицинские профессии. Достойная заработная плата медперсонала, страхование профессиональной деятельности медиков являются серьезными мотивирующими факторами. Для привлечения медицинских специалистов в отдаленные районы должны действовать отдельные мотивирующие программы.

Шаг 9. Особый статус для автомобилей медиков. За рубежом личный транспорт медработников имеет отличительные знаки государственной регистрации. Это дает преимущества при пользовании автомашиной — возможность бесплатной парковки в определенных местах и прочее.

Контроль.

Шаг 10. Обеспечение высокой квалификации медиков. Меры, которые снизят негативное влияние фактора «непостоянство» и обеспечат высокую квалификацию медработников, — это высокие требования к абитуриентам, их результатам ЕГЭ при поступлении на медицинские специальности; длительный срок обучения и необходимость усвоения большого объема знаний; лицензирование медицинских работников региональными органами власти (сроки действия лицензии — 3-4 года). Продление лицензии предусматривает контрольные мероприятия для врача, например, обязательное регулярное повышение квалификации и отсутствие длительных перерывов в работе; регулярные тренинги для медперсонала внутри медучреждений; в крупных медучреждениях важна регулярная оценка личных и деловых качеств врачей, к примеру, оценка их работы с клиентами, умение работать в команде, оценка результатов тренингов с выработкой персональных рекомендаций; и, наконец, выставление рейтингов медицинским учреждениям на региональном и федеральном уровнях.

Шаг 11. Лицензирование. «Сегодня в России оценивает квалификацию медработника и отвечает за его допуск к пациентам исключительно руководитель медучреждения, — рассказывает Александрина Хаитова. — Важным шагом будет лицензирование врачей и сертификация медперсонала региональными органами власти — министерством здравоохранения региона».

Зарубежный опыт. В развитых странах заниматься частной практикой или работать в медучреждении имеет право только медик, имеющий лицензию (высшее образование) или сертификат (без высшего образования). «Если врач теряет лицензию, он лишается права на медицинскую деятельность. Учитывая непостоянство как характеристику, присущую услугам в целом, органы власти регионов берут на себя часть ответственности за оценку квалификации медработника. Такова общепринятая мировая практика. Она сложилась давно, и никто от нее отказываться не собирается», — поясняет Александрина Хаитова.

Шаг 12. Контроль удовлетворенности пациентов. Необходима многоуровневая система замера степени удовлетворенности пациентов работой конкретного врача и медучреждения в целом. «Существующая система оценки качества условий предоставления услуг медучреждениями во всех известных нам случаях носит имитационный характер, — продолжает Александрина. — Специалисты видят, что начальные максимальные цены закупки услуг оператора, как правило, необоснованно низки. Победителями на таких торгах оказываются организации, независимость и профессионализм которых вызывают сомнения. В целом можно сказать, что в современной системе российского здравоохранения много общего с развитыми странами как на нормативно-правовом уровне, так и на практике. В то же время в сфере охраны здоровья граждан РФ существуют значительные резервы. Имеющиеся сегодня недостатки в здравоохранении критичны для населения страны — речь идет о жизнях людей».

Дополнительные меры. Кроме непосредственно организации медобслуживания населения следует отметить и другие направления работы по повышению продолжительности жизни людей.

Шаг 13. Совершенствование социального обслуживания. «Люди болеют и умирают молодыми не только из-за недоступности качественной медпомощи или от недостатка профилактических мероприятий, но и от того, что живут в несовременной, некачественной, «недружелюбной» социальной инфраструктуре, — продолжает Александрина Хаитова. — В  частности, социальное обслуживание в регионах монополизировано поставщиками услуг, учрежденными региональными исполнительными органами власти. Возможности, заложенные в законе № 442-ФЗ от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», на практике не всегда реализуются в полной мере. За границей рынок социальных услуг является высококонкурентным. Основные поставщики таких услуг — это специализированные негосударственные организации, коммерческие и некоммерческие. Государство — регулятор рынка, а также заказчик в рамках госзаказа».

Шаг 14. Создание благоприятной окружающей среды. В целом экологически здоровая среда проживания людей — это отдельная и большая тема. Качество воздуха, воды, газификация городов в стране, наличие водопровода и канализации в домах — это то, чем следует заниматься государственным органам всех уровней и обществу в целом для увеличения продолжительности жизни людей в стране.

Нормативная база для производства экологически чистых продуктов. «Очень важный вопрос — обеспечение нормативно-правовой базой производства экологически чистой сельхозпродукции и продуктов питания, — продолжает Александрина Хаитова. — Полагаем, что Правительство РФ может выступить инициатором разработки федеральной программы по производству в регионах экологически чистых продуктов питания. Считаем эту тему не только актуальной, но и чувствительной для граждан страны. Зарубежный опыт показывает, что сегодня в развитых странах продуктовые магазины предлагают экологически чистую продукцию, производимую на сертифицированных производствах и в местных фермерских хозяйствах. Ассортимент и объемы продаж таких товаров ежегодно увеличиваются. Также немаловажен вопрос в обеспечении водопроводом и канализацией населения. В развитых странах можно столкнуться с предложениями жилья без стиральных машин в квартире. Но жить в домах без водоснабжения и водоотведения никто не предлагает. К вопросу об использовании зеленой энергетики — здесь необходимы более энергичные усилия органов власти всех уровней и всего общества по развитию возобновляемых источников энергии, созданию транспортных средств с гибридными энергоустановками или полностью без двигателей внутреннего сгорания. Доля автомобилей с электрическими и комбинированными двигателями с каждым годом возрастает. Ветряные и солнечные источники энергии считаются приемлемым решением и не вызывают удивления у населения».

Заключение. «Наши предложения по повышению продолжительности жизни в стране были обновлены рядом позиций, — подытоживает Леонид Белоусов. — Первое — это неотъемлемые характеристики процесса оказания медицинских услуг, пренебрегать которыми нельзя. Второе — это стремление найти способы преодоления недостатков, вызванных неэффективными, устаревшими моделями финансирования и организации оказания медуслуг. Третье — наличие у нас информации о современных практиках организации медицинского и социального обслуживания, а также об особенностях жизни людей в некоторых развитых странах. Выражаем уверенность в том, что выработка системных мер по устранению существующих недостатков и внедрение инновационных решений в области здравоохранения, социальной защиты, экологии позволят значительно улучшить качество и продолжительность жизни россиян».

Тема обсуждается в нашей группе facebook.com/groups/1875776519356534


Досье. Александрина Иосифовна Хаитова, президент Благотворительного фонда помощи детям с аутизмом и генетическими нарушениями «Я особенный». Член Общественно-делового совета по направлению социально-экономической политики Свердловской области «Создание конкурентоспособного образования» при губернаторе Свердловской области. Член общественного совета при министерстве здравоохранения Свердловской области. Член регионального штаба Общероссийского народного фронта в Свердловской области.


Досье. Леонид Валентинович Белоусов, предприниматель, экономист. С 2002-го по 2013 год старший преподаватель Уральского федерального университета (УрФУ), направления «Менеджмент» и «Маркетинг». С 2009 года изучает, а с 2013 года участвует в оказании социальных услуг (г.  Нью-Йорк, США). Автор инновационной для России образовательной программы по профессиональному стандарту «Социальный работник».

 |